— С какого момента можно говорить о том, что вы как предприниматель состоялись?
— Философский вопрос. Если упростить, то предприниматель — это человек, обладающий минимум двумя чертами — неуспокоенностью и смелостью. Если ему что-либо не нравится, если он видит возможность сделать жизнь лучше, то он не только говорит об этом, но и решается на изменения. Он может работать на себя, служить в госорганах или в крупных корпорациях — где угодно, главное, что он активно относится к окружающей действительности, выстраивая вокруг себя идеальный мир. Если обстоятельства не дают менять мир, у него хватает смелости менять обстоятельства: он становится руководителем или меняет место работы, открывает своё дело.
В какой момент я стал предпринимателем, сказать трудно. В детстве я занимался спортом. Нам выдавали спортивную экипировку, а я её постоянно переделывал — перешивал под себя, помогал перешивать товарищам. Во время и после учёбы в институте работал в школе учителем физкультуры. Днём две ставки уроков плюс спортивные секции с детьми, а вечером и ночью шил пальто, куртки, джинсы. Был опыт по изготовлению мебели, строительству домов. В какой-то момент соотношение работы и сна превысило все возможные нормы, решил оптимизироваться и сконцентрироваться. Ушёл из школы, рискнул бросить шитьё и создать компанию по направлению, которое мне всегда нравилось. И вот я в спортивном бизнесе уже более 27 лет.
— На какой стадии сейчас ваш бизнес? Какова его динамика и где основные точки роста?
— Наша компания изначально строилась как сеть розничных магазинов спортивной экипировки с отделом оптовых продаж. Главным активом для нас всегда были отношения с клиентом, которые мы развивали через спортивный маркетинг — массовые спортивные события. В 1995 мы развивали уличный баскетбол, с 2004 — массовые забеги, потом — велогонки. До 2010 у нас было более 60 магазинов в 20 городах России — «Высшая Лига» входила в тройку российских лидеров мультиспортивной торговли. Но экономическая ситуация изменилась. Меняемся и мы: сейчас магазинов только 20, зато активно развиваются интернет-продажи и магазины, которые мы открываем как временные, но максимально приближённые к их целевой аудитории. Мы по-прежнему значимые игроки рынка спортивной торговли, но акцент сместился с одежды и обуви, в которой просто удобно, в сторону экипировки, в которой можно правильно тренироваться и выступать на соревнованиях. Мы сконцентрировались на целевой аудитории, для которой любительский спорт стал значимым увлечением — мы называем это направление «Атлет». Кроме специализированных магазинов, выездных точек торговли на всех значимых забегах и соревнованиях по триатлону, мы стали одними из крупнейших в стране организаторов забегов, велозаездов, тренировочных сборов, создателей беговых клубов. Уже второй год реализуем концепцию всестороннего удовлетворения потребностей целевой аудитории «Атлет», и в этом мы однозначно лидеры.
— Вы делаете ставку только на индивидуальные виды спорта?
— Мы делаем ставку на массовые виды спорта. Есть, конечно, безграничный рынок футбола, который может постоянно расти, но здесь мы пока не можем позволить себе быть лучшими.
Сейчас в области розничной торговли ярко прослеживаются два мировых тренда. Если упрощённо — это, во-первых, монополизация мультиформатной торговли: магазины большого формата предлагают максимально широкий ассортимент, давая клиентам возможность самим разобраться в том, что им нужно. Второй момент — выделение специализированной розницы с консультативной торговлей и предоставлением клиенту массы сопутствующих сервисов.
Мы сейчас проходим переходный период и видим наше будущее в концентрации как на формате, так и на конкретных видах спорта. Бег — самый массовый вид спорта в мире, мы хотим быть лучшими в нём. Из того, что хотим развивать кроме бега, упомяну велоспорт, плавание, триатлон.
— Вы отметили, что количество магазинов «Высшая Лига» сократилось. А какова динамика вашего бизнеса за последние три-четыре года?
— Как я говорил раньше, традиционных магазинов становится меньше. Мы действительно сократили количество торговых точек более чем в три раза, оставив только те магазины, которые дают наилучшие финансовые результаты. Сейчас открываем как регулярные, так и временные магазины по продаже специализированной экипировки, что позволяет нам увеличивать объёмы продаж этой категории на 25-30 процентов в год. Интернет-магазин показывает рост более 50 процентов. Рост участников и, как следствие, выручки от проведения забегов, велогонок, а в скором времени и заплывов, исчисляется сотнями процентов.
— А в целом какова выручка бизнеса? Ранее вы говорили в интервью, что выручка «Высшей Лиги» в районе двух миллиардов рублей в год.
— Примерно на том же уровне и сейчас. В целом настраиваю бизнес на увеличение прибыльности. Концентрируемся на обслуживании людей, занимающихся спортом.
— Какие задачи ставите в связи с этим?
— Развивать то, что сейчас называется «бесшовной технологией». Клиенту стало всё равно, как получать товар или услугу — он мобилен в получении информации и в формах оплаты. В области специализированных, нишевых сервисов для него важно, что он общается с теми, кто его понимает и развивает его потребности. Нам важно убрать препятствия, «швы», в общении с клиентом везде — от соцсетей, регистрации на сайте, покупки в магазине до всеобщего его обслуживания в его увлечении. Для этого улучшается работа сайта, отбираются и подготавливаются специалисты, вовлечённые в спорт, выстраиваются ассортимент и ценовая политика.
— Какие ресурсы оказались для вас наиболее важны при начале своего дела?
— Физическая и моральная готовность много и усердно работать, нацеленность на результат, стремление быть лучшим, ну и шило в одном месте… Поиск денег, получение дополнительных знаний, создание команды — следствие всего перечисленного. Предпринимательство — это всегда борьба за первенство.
— А опыт «Высшей Лиги» может быть тиражирован по франшизе?
— У нас есть такая модель, но пока экономически она ничем не поддержана, поэтому не реализуется.
— Как преодолевали противодействие внешней среды, когда стали заниматься предпринимательством?
— Бизнес очень похож на спорт. Как в первом, так и во втором всегда появляются новые вводные, всегда ты не один в желании лидерства, в борьбе за клиента и ресурсы. Всегда мест на пьедестале максимум три, а победитель вообще один. Спорт в юности готовил меня к этому. Ну и нельзя исключать везения, правда, я считаю, что «везёт тому, кто везёт».
— Можете ли привести какой-то интересный случай из своей предпринимательской практики?
— Таких случаев много. Вот один в стиле 90-х. Тогда, как, впрочем, и сейчас, предпринимательская инициатива и активы, к примеру, помещения, часто не сходились вместе. Я знал, что и как делать, но у меня не было помещения. В 1994-м обратился к знакомым, у которых был магазин в подвале, в части которого продавали белорусскую посуду и бельё, а часть простаивала. Мы договорились, что я становлюсь директором этого магазина — управляю продажами чашек и лифчиков и занимаю второй зал своим «спортивным» бизнесом, вхожу в их компанию, веду совершенно независимую деятельность, за что плачу процент с продаж.
За первый месяц объём продаж магазина увеличили в 40 раз. В течение года эта торговая точка в подвале стала самой известным местом покупки «настоящего спорта» на юге России. Но однажды я возвращаюсь из командировки, а меня в магазин не пускают. Бизнес так понравился хозяевам компании, что они решили присвоить себе товар и деньги. Вдобавок обвинили меня в воровстве, о чём сообщили моим поставщикам. Так в начале 1995 года я остался без магазина, товара, денег, но с опытом и командой, которая, как только появилась такая возможность, ушла за мной.
— Как вы поступили дальше?
— Подумал, как выкрутиться и надрать им… Помог случай: за месяц до того, как меня вынудили покинуть пост директора, один из нефтяных «олигархов» Краснодарского края сделал невиданно большой заказ на тренажёры и даже оплатил аванс. Моя последняя командировка была связана именно с этим контрактом. После случившегося я позвонил олигарху, чтобы сказать, что исполнить обязательства не смогу — не у дел. В ответ услышал массу нецензурщины и угроз. Не стал возражать, а попросил вернуть деньги с предприятия, где меня уже нет, на мой расчётный счёт, которого, правда, у меня ещё не было. О чудо, люди олигарха через день перезвонили и спросили, куда перечислить деньги. Потом началось сплошное предпринимательство на грани: я договорился с малознакомым товарищем из Элисты, у которого был расчётный счёт, и он принял деньги олигарха. Прилетел в Москву и встретился с поставщиками оборудования, уговорив их отпустить тренажёры в рассрочку. Договорился с Adidas, они продали мне партию товара. Я загрузился в ЕрАЗик (старый советский микроавтобус) друга и, держа на взводе газовый пистолет, поехал в Краснодар. По дороге в Ростове часть товаров Adidas поменял в местной компании Real на товары от Reebok. В Краснодаре договорился с другой компанией, у которой тоже был никчёмный магазин, но уже на центральной улице и уже на правах аренды. Через 10 дней после того, как меня «уволили», 6 июня 1995 года, родилась компания «Кубаньспортсервис» (в будущем «Высшая Лига»). А ещё через 30 дней в самом центре Краснодара открылся магазин «Спорт», в дальнейшем Adidas, с непревзойдённым на тот момент ассортиментом и уровнем обслуживания. Через 45 дней мы полностью укомплектовали тренажёрный зал олигарха, а через 180 дней акционеры компании, которая меня уволила, разругались и попросили взять их товарные остатки на реализацию, естественно, пообещав, что я смогу забрать своё.
— Какие первые три прилагательных приходят вам в голову при упоминании слова «предприниматель»?
— Неуспокоенный, смелый, нацеленный на результат. Это не тот, кто «делает», это тот, кто «достигает». Я перечислил вам признаки предпринимателя. Но если убрать слово «предприниматель», подставив слово «спортсмен», эти признаки будут полностью соответствовать и ему. Спорт — прототип предпринимательства. Если тебя устраивает то, каков ты сейчас, то тебя обгонят. Моё увлечение марафонами и триатлоном, безусловно, тренирует и мои предпринимательские качества.
— Не раз приходилось слышать о популярности триатлона в среде крупных предпринимателей и политиков. Как давно вы занимаетесь этим видом спорта? Кого бы вы выделили особо из этого сообщества?
— Я начал заниматься в 2014 году, в 2017-м сделал IronMen. Сейчас в России около двух с половиной тысяч тех, кого называют IronMen, то есть тех, кто выдержал гонку, в которой плывут 3,8 километра, потом 180 километров едут на велосипеде и бегут 42,195 километра. Из самых ярких и очень занятых — глава Удмуртии Александр Бречалов, первый свой IM он сделал ещё до того, как занял столь высокий пост, но вдвойне уважительно то, что и его новая должность не помешала ему повторить гонку и улучшить результат. Примером для меня служит и один из крупнейших российских инвесторов Леонид Богуславский. Этот человек в 60 с лишним лет узнал о триатлоне. Когда он только начал тренироваться, то плохо плавал, его преследовали травмы, но проявил усердие и целеустремлённость, что позволило ему стать отобранным на чемпионат мира!
— Отличается ли отношение к людям, которые занимаются предпринимательством в сфере малого и среднего бизнеса, от отношения к крупным предпринимателям?
— Вы взяли слишком широко. Во-первых, как я говорил выше, предприниматель — это не тот, кто имеет счёт в банке, а тот, кто среду вокруг себя меняет. И тут нельзя разделять крупный бизнес, среднее и малое предпринимательство. Первые думают регионами, средние — целевыми группами, мелкие — фамилиями и именами. Все нужны и все важны. Важно помнить, что средний и крупный может вырасти только в среде, в которой уютно расти малому.
— Есть ли среди ваших друзей и знакомых люди с опытом предпри-
нимательства?
— Я мог бы назвать огромное количество имён. Одно время был в совете директоров «Магнита». Выделю, пожалуй, основателя компании Сергея Галицкого. Он, безусловно, великий предприниматель, который достоин романа. Недавно познакомился с акционером и генеральным директором Wildberries Татьяной Бакальчук. Невероятно скромная, и, без сомнения, выдающаяся женщина-предприниматель.
— Есть ли в вашем регионе примеры для подражания в предприни-
мательстве?
— На Юге всегда много ярких предпринимателей — погода и природное свободолюбие стимулируют.
— Как вовлекать граждан в предпринимательство? Как эффективнее помогать тем, кто уже этим занимается?
— А это точно надо всем? Как я понимаю, предпринимателями во многом рождаются и потом затачиваются под это в детстве и молодости. Амбициозные цели в детстве, особенно в спорте, положительно влияют на созревание того, что заложено в генах. Конечно, хороший пример перед глазами, правильное общение и возможность попробовать себя дадут миру больше предпринимателей. Важно лишь этому не мешать.