фото: аналитический центр "Эксперт Юг"
Поделиться
— Давайте определимся с границами Ростовской агломерации. Какие города и районы вы в неё включили?
— В Ростовскую агломерацию, по разным оценкам, входит от 13 до 18 муниципальных образований. Ядро агломерации — Ростов-на-Дону. В радиус Ростовской агломерации, безусловно, входят Батайск, Азов, Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Аксай, а также районы: Неклиновский, Родионово-Несветайский, Мясниковский, Азовский, Октябрьский, Кагальницкий. Население агломерации насчитывает 2,6 миллиона человек. Но нам не так важны административные границы, как временные рамки. В мировой практике принято считать, что агломерационный эффект проявляется в часовой доступности от периферии к центру. Мы отталкивались от этого показателя. Он хорош ещё тем, что, фактически, если ты инвестируешь в транспортную доступность, то радиус агломерации растёт сам по себе за счёт сокращения временной доступности между территориями. Любые скоростные маршруты сразу же включают тот или иной район в экономику более крупного образования. Поэтому когда мы инвестируем в строительство и реконструкцию новых дорог, разрабатываем новые маршруты, мы развиваем агломерацию.
— Зачем специально заниматься темой агломерации?
— Есть статистика, которая показывает, что 600 мегаполисов мира дают примерно 65 процентов валового мирового продукта. В мегаполисах экономический рост в среднем в полтора раза выше, чем в других территориях. Происходит это по двум экономическим причинам, которые завязаны на человеческий капитал. Первая причина — эффект масштаба: чем больше объём продукции и услуг, тем ниже их себестоимость. Второе — ассортимент человеческого капитала. В мегаполисах ты всегда найдёшь нужных тебе людей с нужными компетенциями, независимо от того, какой бизнес ты затеваешь. Поэтому бизнес тяготеет к мегаполисам.
При этом в России фактически всего два мегаполиса — Москва и Петербург. Это едва ли не главный экономический недостаток. Для такой огромной страны два мегаполиса — это очень мало. Чтобы быть успешными в экономике, нам надо растить мегаполисы.
У Ростовской агломерации есть все шансы стать третьим мегаполисом в стране. Здесь уже проживает 2,4 миллиона человек, есть огромный потенциал не только в Ростове-на-Дону, но и в городах близ Ростова. Ростовская агломерация складывается естественным образом. Наша задача — попытаться ускорить естественные процессы искусственно.
— Мы несколько лет наблюдаем за южными городами и видим, что Ростов-на-Дону практически не растёт, а тот же Краснодар ежегодно привлекает по 20 тысяч человек. По вашим расчётам, агломерация должна расти на 60 тысяч человек в год. Как это сделать возможным?
— В Ростове мы пока не видим активной миграционной политики. Мы выделили для себя три группы людей, которых можно целенаправленно привлекать в город. Это студенты, русскоязычные международные мигранты и военные пенсионеры.
У Ростовской агломерации есть потрясающий ресурс — большое количество сильных вузов, которые привлекают студентов. Это примерно 120 тысяч человек в год. Этих людей нужно оставлять здесь после учёбы. Это молодые люди, которые, скорее всего, лояльно относятся к Ростову. Они уже знают этот город. В проекте предложено создать льготную ипотеку для студентов-отличников, которая ещё и рынок жилья будет стимулировать.
Вторая целевая группа — русскоязычные мигранты. Нужно побороться за граждан с Украины, из Белоруссии, Казахстана и других стран. Для этого нужно максимально упростить им вход на рынок труда — помогать с миграционными документами, видом на жительство, создавать миграционные центры.
Третья аудитория — военные пенсионеры, которые часто перебираются на Юг. То, что пенсионеры — это социальная нагрузка — устаревший взгляд. Военные пенсионеры — достаточно обеспеченная категория населения и очень ценный ресурс для развития так называемой «серебряной экономики» (50+). Ипотечные программы возможно запустить и для военных пенсионеров.
— В проекте фигурировали средства в размере 115 миллиардов рублей до 2030 года. На что должны пойти эти деньги? И какие отрасли в экономике нужно развивать, чтобы растить агломерацию?
— Это предварительная цифра при условии, что мы начинаем одновременно двигаться сразу по всем 19 направлениям, обозначенным в проекте создания мегаполиса. На практике речь пойдёт о гораздо более скромных суммах, и при этом каждый рубль, направленный на реализацию проекта, будет генерировать не менее 10 рублей дополнительных доходов. При реализации проекта целесообразно начинать с наиболее простых и продуктивных направлений, например, льготной ипотеки для студентов-отличников, причём не только из донских вузов, но и рейтинговых российских и даже зарубежных. Это окупаемая и понятная для всех история. Нам, кстати, крайне важно, чтобы шаги по созданию мегаполиса, получали поддержку в обществе.
— Какие проекты уже работают на развитие агломерации?
— Это строительство ростовского кольца и северного обхода Аксая как его составной части, в результате чего должна значительно вырасти доступность агломерации. Это аэропорт «Платов» и развитие воздушной маршрутной сети, так как чем плотнее и шире маршрутная сеть, тем интереснее город «умным мигрантам». Это все программы РЖД, как внутренние, такие как «городская электричка», так и внешние. В том числе сейчас для Ростовской агломерации уже разрабатываются и единая транспортная схема, и бесшовный генеральный план.