Поделиться
— Расскажите, как была создана «Ромекс Групп», с кем вы начинали этот бизнес?
— Компания «Ромекс-Кубань» была создана в 1998 году и изначально была официальным представителем компании ROMEX Gmbx, занималась поставками гидроизоляционных материалов на территорию Краснодарского края, а также выполняла подрядные работы по промышленным полам. Первым серьёзным контрактом для компании стала реконструкция автомобильного тоннеля в Сочи, затем были строительство накопительных резервуаров для Каспийского трубопроводного консорциума и подписанный в 2003 году подрядный договор на общестроительные работы для первой очереди торгового центра «Красная Площадь» в Краснодаре. В 2006 году компания «Ромекс-Кубань» выполняла уже все монолитные работы для торгового центра. Далее компания получила статус генерального подрядчика, что позволило брать в работу крупные заказы на строительство коммерческих объектов.
— Каких усилий и знаний требовал от вас старт нового бизнеса, ведь он проходил в сложное для страны время дефолта 1998 года? Как проходило открытие новых направлений? Менялся ли первоначальный замысел бизнеса?
— Полученное образование инженера-строителя отчасти предопределило выбор рода деятельности компании. Дефолт — хорошее время для старта любого бизнеса, так как существенно меняются экономические условия, происходит перераспределение игроков внутри рынков и появляется много возможностей для развития. До 2005 года у компании не было новых направлений развития, мы специализировались именно на поставках гидроизоляционных материалов для строительства туннелей и промышленных полах, этой ниши на тот момент было достаточно. Семь лет у нас было, чтобы понять рынок, определить тенденции и направления его развития и определиться, в каком направлении развивать бизнес. Исходя из накопленного опыта, стало понятно, что нужно выходить на уровень генеральных подрядов и в дальнейшем становиться не только строительной, а девелоперской компанией.
— Группа «Ромекс» представляет собой масштабный конгломерат, включающий более восьми десятков предприятий. Как управляется такая огромная структура? Как выглядит процесс принятия решений в ней?
— На сегодняшний день группа компаний «Ромекс» насчитывает 86 предприятий. Мы активно растём и развиваемся, растёт коллектив, появляются новые сотрудники с новыми компетенциями. С 2021 года я являюсь президентом группы компаний, но принимаю непосредственное участие в обсуждении стратегически важных моментов деятельности компании, принятии финальных решений, поддерживаю деловое общение с ключевыми клиентами компании. Определённые виды деятельности компании курируют заместители по направлениям. Разработана система делегирования полномочий. Стратегическое руководство компаниями осуществляется через совет директоров. Решения принимаются коллегиально. Операционное управление осуществляется через наёмный менеджмент, проводятся еженедельные планёрные совещания. Так как деятельность компании осуществляется в разных регионах страны, чаще всего это еженедельные ВКС, регулирующие деятельность подразделений по регионам.
— Как вы сегодня оцениваете свое положение на рынке и в стане девелоперских компаний России? С какой динамикой сегодня развивается Romex Group? Какие тренды сегодня преобладают в сфере инвестиций в коммерческую недвижимость?
— Более правильной и реалистичной оценкой является то, как нашу деятельность оценивают другие. Например, по данным консалтинговой компании Knight Frank, «Ромекс» входит в десятку крупнейших девелоперских компаний России в сфере складской недвижимости. Мы участвуем во всех значимых для нас федеральных тендерах. Темпы развития компании очень быстрые, прирост в среднем составляет 30-50 процентов в год. Даже кризисы не тормозят наше развитие.
Что касается трендов, если бы вопрос был задан в январе 2022 года, то с уверенностью можно было сказать, что это складская недвижимость и сфера E-commerce, но с учётом сегодняшней непростой экономической и геополитической ситуацией трендом становится удержание позиций на рынке. Мы надеемся, что рынок сможет быстро и без глобальных последствий восстановиться после всех потрясений. И самым устойчивым направлением по-прежнему будет складская недвижимость, так как спрос на складские помещения остаётся неизменным. Полагаем, что трендом строительной отрасли на ближайший период будет строительство производственных мощностей, связанных с технологиями импортозамещения.
— «Ромекс» является подрядчиком строительства крупных объектов недвижимости — начиная от складов и заканчивая торговыми и медицинскими центрами. Какова схема работы по этим объектам: кто ими управляет и кто владеет?
— Давайте определимся сразу, что «Ромекс» на сегодняшний день — девелоперская компания, а не генеральный подрядчик. Мы достаточно давно переросли этот функционал. Мы инвестируем собственные средства в строительство и являемся собственниками объектов, которые строим. На настоящий момент в собственности компании около трёх десятков объектов. Алгоритм работы таков: «Ромекс» разрабатывает концепцию объекта, выбирает локацию, проектирует, строит, вводит в эксплуатацию, осуществляет техническую эксплуатацию построенных объектов, которые сдаёт в долгосрочную аренду. Создана собственная служба эксплуатации. Коммерческое управление объектами осуществляют специализированные профильные, дружественные нам компании, такие как «РАМО-М», «Клиника “Екатерининская”».
— Каков сегодня портфель заказов компании? Какие наиболее крупные и значимые проекты в него входят?
— На сегодняшний день мы ведём работы по строительству в нескольких направлениях. Во-первых, это складские комплексы для ООО «Интернет Решения» («Озон») в трёх регионах России: Татарстане (Зеленодольск), Ставропольском крае (Невинномысск) и Адыгее. Во-вторых, назову строительство в Саратове онкологического центра площадью 50 тысяч квадратных метров. В-третьих, строительство медицинского предприятия «Циклотрон» по производству расходных материалов для ПЭТ-скана (позитронно-эмиссионная томография) в станице Павловской Краснодарского края. И, наконец, в сегменте жилищного строительства мы возводим в Краснодаре и Новороссийске жилые комплексы с общим объёмом вводимого жилья более 300 тысяч квадратных метров.
— Вы также являетесь акционером крупных знаковых в масштабах страны и региона компаний: «Клиника “Екатерининская”», «РАМО-М». Как вы сегодня оцениваете ваше участие в этих проектах? Потребовала ли текущая сложная ситуация вашего участия или помощи в этих проектах?
— Да, я являюсь акционером этих компаний. Моё личное участие заключается в разработке стратегии их развития. Участие компании «Ромекс» — в строительстве зданий для данных компаний и их дальнейшей технической эксплуатации. По «Клинике “Екатерининская”» планируется дальнейшее развитие сети, строительство новых филиалов. В отношении компании «РАМО-М» решения по дальнейшему развитию принимает совет директоров, а «Ромекс» готов реализовать эти планы развития. На настоящий момент в планах проект строительства в Анапе второй очереди ТРЦ «Красная Площадь».
— Одним из приоритетных направлений стратегического развития Краснодарского края является создание транспортно-логистического кластера «Южный экспортно-импортный хаб». Какова ваша оценка развития этого проекта? Чего на ваш взгляд, не хватает этому проекту? Как «Ромекс» участвует в нём?
— Южный экспортно-импортный хаб — перспективный и необходимый краю проект, который позволит югу России стать одним из ключевых транспортно-логистических хабов страны, что создаст особые условия для грузоотправителей и грузополучателей. Только в рамках Краснодарского края проект объединит девять портов, четыре аэропорта и сеть промышленно-логистических центров. Реализация проекта позволит порту Новороссийска стать вторым по обороту морским портом.
Мы принимаем участие в реализации этого проекта. В Новороссийске построены хаб на 18500 квадратных метров, контейнерный терминал на 2 тысячи TEU в сутки. В настоящий момент закончено проектирование мультитемпературного складского комплекса площадью 23 тысячи квадратных метров и начато проектирование ещё одного складского комплекса.
Надеемся, что внешнеэкономическая ситуация изменится, и проект «Южный экспортно-импортный хаб» будет реализован в полном объёме.
— Одним из конкурентных преимуществ группы компаний, как вы рассказывали ранее, является короткая инвестиционная фаза проектов, что позволяет создать приемлемую финансовую модель и достичь приемлемых сроков окупаемости (до 10 лет). Каковы сегодняшние сроки окупаемости проектов группы? Как изменились сроки в последние годы на рынке в целом?
— Мне бы не хотелось комментировать окупаемость проектов в сегодняшней нестандартной ситуации, когда ставки по кредитам ещё достаточно высоки, а срок окупаемости значительно увеличился. В настоящий момент важнее и логичнее говорить о том, что мешает развитию бизнеса, а это отсутствие дешёвых кредитов, понятных логистических цепочек по поставке импортного оборудования, которым мы оснащали все наши объекты и которое сегодня пока нечем заменить. Но надо отметить, что достаточно устойчивое положение нашей компании в сегодняшних условиях во многом обусловлено высокой вовлечённостью администраций регионов, в которых мы работаем. На сегодняшний день развитие бизнеса практически невозможно без государственных мер поддержки, без помощи региональных властей, и мы находимся в постоянном сотрудничестве с руководством Краснодарского края, Адыгеи, Ставропольского края, с главами муниципальных образований, в которых реализуем проекты. Они оказывают нам максимальную поддержку, что позволяет сохранить и объёмы строительства, и штат компаний. Также отдельно хочется отметить поддержку банковских структур. Нашими постоянными партнёрами являются Сбербанк и ВТБ, они внимательно следят за ситуацией и активно реагируют на изменения, предлагая взаимовыгодные варианты решения возникающих проблемных ситуаций.
— Последние годы для бизнеса — период испытаний: пандемия, спецоперация и, как следствие, сокращение инвестиционной активности, неопределённость будущего. Как вы проходите этот период — какие управленческие решения пришлось принимать, как перестраивать модель руководства? Каковы стратегические цели развития теперь стоят перед вами на перспективу?
— Мы достаточно стабильно пережили кризис, связанный с пандемией, более того, в этот период произошло смещение в онлайн-торговлю, что привело к увеличению спроса на качественные складские мощности и позволило компании реализовать ряд крупных проектов, связанных с этим направлением бизнеса. Однако нынешняя ситуация значительно сложнее, поэтому на сегодняшний день целью любого бизнеса на перспективу становятся поиск новых направлений развития и адаптация к сегодняшним условиям. Текущими целями компании является сохранение финансовой устойчивости компании, доли на рынке, сохранение штата и выполнение обязательств по уже действующим контрактам.
— Какие проекты в сфере девелопмента, на ваш взгляд, будут востребованы в будущем, а какие уйдут с рынка? Каков ваш прогноз на перспективу?
— Сейчас достаточно сложно строить какие-либо прогнозы, но если говорить о мировых трендах, то однозначно будут и дальше активно развиваться жилищное строительство, складская недвижимость, ну и, безусловно, активный скачок в развитии получит производственное направление, которое на сегодняшний день слабо развито в России, но, с учётом непростого геополитического положения, существует реальная и острая потребность в строительстве отечественных производственных предприятий. Правительство Российской Федерации разрабатывает программы восстановления промышленности, наша компания готова в них участвовать и внести посильный вклад в восстановление независимости экономики России.