108 113 15

Апокалипсис — не сегодня

1210
9 минут
Апокалипсис — не сегодня

Поделиться

Сегодня в России ежедневно выходят в сеть более 17 млн компьютеров под управлением Windows XP — это 24% от всех устройств, которые подключаются к интернету, включая смартфоны и планшеты. Эта операционная система (ОС) пришла на смену Windows 98 в 2001 году и быстро стала популярной, оказавшись более устойчивой и многофункциональной. К тому же её релиз совпал с повышением доступности компьютерной техники: первый бум продаж домашних ПК в прошлом десятилетии пришёлся именно на это время. Однако 8 апреля 2014 года компания Microsoft прекратит поддержку этого продукта, что означает отсутствие обновлений, в том числе и для системы безопасности ОС.

Четыре системных риска

В середине ноября «Эксперт ЮГ» и компания Microsoft провели круглый стол «Новое ПО и новые риски для бизнеса: каков масштаб проблемы?», где рассматривались последствия прекращения поддержки ХР. Директор макрорегиона Юг ООО «Майкрософт Рус» Александр Метечко рассказал, что производитель видит четыре препятствия для дальнейшего развития бизнеса, в чьей ИТ-инфраструктуре существенное место занимают компьютеры под управлением этой ОС.

Во-первых (и в-главных), это угроза безопасности корпоративной сети: по данным производителя, вероятность заражения вирусами компьютеров со старой ОС в 21 раз больше, чем в машинах под управлением Windows 8. Вторая проблема — совместимость Windows XP с новыми программными продуктами и современными устройствами, производители которых постепенно перестают выпускать драйверы для ОС предыдущих поколений. Третья — технологические ограничения, связанные с развитием само́й корпоративной сети: наличие в компании парка разномастных компьютеров затрудняет её расширение и увеличение быстродействия. Наконец, возрастает и стоимость поддержки старых устройств. Как сказал Александр Метечко, ссылаясь на исследование агентства IDC, для ПК пятилетней давности с ОС Windows XP затраты на продуктивную работу пользователей на один ПК в год практически удвоились — с 5,5 тысячи до 10,2 тысячи рублей. А расходы на ИТ-специалистов выросли с 14,2 тысячи во второй год до 24,1 тысячи рублей в пятый год.

Последовавшая за этим дискуссия, в которой участвовали представители малого бизнеса и компаний-интеграторов, вывела вопрос, вынесенный в заглавие круглого стола, в новую систему координат. Участники признались, что бизнес весьма неохотно прощается с ХР, а обсуждение показало, что основные причины этого — в отсутствии стратегии развития собственных ИТ-активов.

Нет стратегии — нет модернизации

В деталях эти причины очень разнообразны — от недостатка финансирования до технической невозможности поменять старую ОС на «восьмёрку». Представление о тотальной распространённости ХР во время конференции получило наглядное подтверждение: на вопрос генерального директора компании «Юбитек» Алексея Тактарова, у кого в компании используются компьютеры с Windows XP, руки подняли около 80% собравшихся. Более того: многие из них сказали, что эта ОС полностью устраивает их своей функциональностью. Г-н Тактаров отметил, что это нормальная ситуация, но она подразумевает, что компания не настроена активно развиваться, заботиться вопросами автоматизации бизнеса. «Многие бизнесмены воспринимают ИТ как расходную часть, — пояснил он свою точку зрения. — Запрос ИТ-службы на замену того или иного оборудования или закупку ПО воспринимается как очередная дыра в бюджете, и собственники неохотно с ней соглашаются. Но ИТ ведь является неотъемлемой частью бизнеса, и если бизнес начинает расти, то ему волей-неволей придётся отказаться от ХР и перейти на более серьёзное оборудование и более промышленные системы».

С неожиданной стороны проблема открылась в реплике Александра Букурова, директора агентства «Вебпрактик», которое специализируется на разработке сайтов и интернет-маркетинге. «Головная боль всех разработчиков — это старые браузеры, которые установлены под ХР, — считает г-н Букуров. — Дело в том, что на рынке веб-разработки происходят достаточно серьёзные технологические изменения, входят стандарты HTML5, CSS3, которые на самом деле очень сильно меняют мир. Меняется взаимодействие пользователя с интерфейсами, и те технологические вещи, которые заложены в старых браузерах, к сожалению, не позволяют их использовать».

Конечно, найти компанию, чей парк ПК целиком бы базировался на старом ПО, уже трудно. Но это тоже проблема для интеграторов, которые имеют дело с так называемым «зоопарком» ПО. Евгений Агибалов, руководитель группы продаж компании Softline, говорит, что особенно критичной эта проблема становится в случае с серверным оборудованием: «Компании постепенно закупают новые серверы, лицензии со старых на них не переходят, приобретаются новые, и никакой концепции в развитии программных активов не прослеживается. Это — результат того, что ИТ-сфера в предприятиях недофинансирована: нередко продукты приобретаются в базовых комплектациях по минимальной цене, и развивать их возможности нет». Александр Метечко также отметил, что отсутствие стратегии развития ИТ-активов — это проблема не только малого бизнеса: «Мы встречали компании с двумя тысячами ПК, в которых директор жаловался, что его айтишники постоянно приходят за деньгами на мониторы, принтеры, автоматизацию бизнеса. Проекты развиваются хаотично, и невозможно посчитать эффективность от их внедрения».

Пределы обновления

Бизнесу было что ответить интеграторам и вендору — даже при том, что почти никто не поставил вопрос финансирования модернизации ПО на предприятии. Павел Зверев, генеральный директор Южной монтажной компании, описал типичный путь развития ИТ-инфраструктуры малого бизнеса: два-три компьютера на старте и более 40 машин в настоящий момент. Спектр операционных систем на них — от ХР до Windows 7 и 8, и это действительно создаёт определённые помехи в работе и расширении. Г-н Зверев посетовал, что его компания не смогла найти партнёра, который помогал бы компетентно управлять ростом ИТ-инфраструктуры: «Мы сменили нескольких штатных системных администраторов, приглашали компании обслуживать нас на аутсорсинге, но наша система так и не была приведена к одному знаменателю. К тому же, закупая что-то сегодня, мы уже не уверены, что это не перестанет быть актуальным через несколько лет».

Председатель ростовского Клуба ИТ-директоров Михаил Сахно отметил, что в некоторых случаях смена ОС невозможна чисто технически: в определённых производствах и бизнес-процессах используется ПО, написанное под ХР и не имеющее версий, совместимых с более современными операционными системами. Тимур Дзержисов, инженер группы компаний «БИС», привёл в пример концепцию «Умный дом» и ПО для управления системами пожарной безопасности, с которыми имеет дело инженерия: «Их разработчики — это достаточно крупные и серьёзные европейские производители, но их продукты очень дороги и занимают узкую нишу, поэтому они не торопятся разрабатывать их под новые ОС».

Ключевое препятствие для развития назвал Антон Десятник, руководитель ИТ-отдела ООО «Градиент-Юг». Он отметил, что отсутствие у бизнеса стратегии и взгляда в будущее — это следствие не низкой компетенции ИТ-специалистов, а экономической ситуации. «То, что продукт устаревает и его надо менять на новый — это нормальная ситуация, — пояснил г-н Десятник. — В своё время благодаря Windows XP инфраструктура российских предприятий вышла на новый уровень развития, это хороший продукт, который сильно эволюционировал за 12 лет — и мы вместе с ним. Но пока бизнесмен не знает, будет ли он завтра заниматься тем же, чем сегодня, или пойдёт молоко продавать, речи о стратегии быть не может».

Неизбежная эволюция

Если рассматривать интеграторский бизнес как рынок, то и здесь глобальных изменений игроки не предвидят: окончание поддержки одной ОС не повлечёт за собой всплеска продаж другой. Валерий Исланов, генеральный директор компании «Инсайт-Альянс», специализирующейся на внедрении продуктов 1С, сказал, что рентабельность продуктов Microsoft невысока, и нередки случаи, когда интегратор продаёт их «в ноль» — только для того, чтобы стимулировать заказчиков к приобретению профильных продуктов интегратора. Александр Шадрин, директор по развитию Южной софтверной компании, отмечает, что для крупных компаний развитие ИТ-инфраструктуры и наличие современных программных инструментов — это конкурентное преимущество, и они начали постепенно переходить с ХР ещё несколько лет назад. «А если консервативные рабочие места на производстве работают под этой ОС, то это некритично. В таких случаях используются достаточно серьёзные меры обеспечения безопасности, программные и аппаратные», — пояснил г-н Шадрин.

Пожалуй, основные чаяния интеграторов и продавцов ПО, касающиеся увеличения продаж операционных систем, могут быть связаны с госучреждениями, вузами и т.п. Используемое ими ПО должно иметь сертификацию ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю): Windows XP её теряет. Но сказать, что проблема прекращения поддержки ХР критична для бизнеса, нельзя. Так или иначе, парк ПК в малых предприятиях обновлялся, между тем из продажи эта ОС исчезла ещё три года назад. Алексей Чураков, технический директор ООО «Гарант-Сервис-Ростов», говорит, что компании сами постепенно придут эволюционным путём к более актуальным операционным системам: «Если в компании есть компьютер, выполняющий узкопрофессиональные задачи, к примеру, на нём установлен пакет программ Adobe, то это неизбежно: более новые версии этого производителя попросту не будут работать на старых операционных системах».

Другое дело, что все эти вещи необходимо предвидеть и планировать — и здесь дискуссия снова вернулась к вопросу наличия стратегии развития комплекса ПО и компьютеров в компании любого масштаба и рода деятельности. Виталий Гаврицков, ведущий специалист по проектированию серверных систем компании «Офисный мир КМ», видит три пути модернизации. Для крупных предприятий — это заключение контрактов, которые подразумевают бесплатный переход на новые версии программного обеспечения. Для компаний поменьше, но имеющих определённые бюджеты на ИТ, это путь программного лицензирования, предусматривающий переход всех ПК на единую ОС поздней версии. Наконец, для малого бизнеса — это переход на обслуживание по модели soft as a service, SaaS — «софт как услуга». По мнению г-на Гаврицкова, когда компания не знает, как она станет развиваться и сколько компьютеров у неё будет завтра, можно просто брать ПО в аренду — существует программа лицензирования, и по её условиям можно варьировать парк ПК в достаточно широких пределах. Иными словами, суть дела именно в стратегии развития компании и её ИТ-инфраструктуры, а не в конкретном ПО, у которого в любом случае есть свой жизненный цикл.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .