82 95 11

Азовское транспортное кольцо: дорога жизни для новых регионов

206
8 минут

Строительство Азовского кольца, которое соединит Ростовскую область, Краснодарский край, Крым и новые территории, оценивается в 500-600 млрд рублей. Проект кардинально меняет не только логистику Приазовья, но и структуру экономики макрорегиона. Туристический поток в Крым и новые регионы вырастет на 35-40%. Полуостров окончательно преодолеет транспортную изоляцию, а Донбасс получит удобный маршрут для вывоза продукции на внешние рынки.

Азовское транспортное кольцо: дорога жизни для новых регионов

В Донбассе идёт активная подготовка к строительству обхода Мариуполя // Фото: Росавтодор
Поделиться
Впервые о создании транспортного кольца вокруг Азовского моря, которое соединит ключевые портовые, туристические и логистические центры юга, заговорили в 2023 году. В феврале 2025 года Росавтодор показал проект дорожного кольца протяженностью 1427 км. Интегрированное транспортное направление формируется на основе уже существующих и строящихся федеральных и региональных трасс, которые буквально переходят одна в другую и опоясывают внутреннее море России, соединяясь в единую логистическую цепь. В маршрут входят трассы, которые пролегают через Ростов-на-Дону, Мариуполь, Мелитополь, Джанкой, Симферополь, Феодосию, Керчь, Тамань, Краснодар и Азов. 

Общая стоимость проекта оценивается в 500-600 млрд рублей, завершить его планируют к 2030 году, заявил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Часть дорог уже построена и отремонтирована, часть ещё только предстоит расширить и отреставрировать.

Дороги объединяют в единую транспортную артерию

Самый длинный участок Азовского кольца – это трасса Р-280 «Новороссия», общая протяжённость которой составляет более 630 км. Она берёт начало в Ростове-на-Дону и идёт до Симферополя через ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. По новым территориям проходит 390 км трассы. Капремонт этого участка начали в 2023 году – старая двухполосная дорога не соответствовала ни своему федеральному статусу, ни текущей нагрузке. Весной ремонт полностью завершили и начали поэтапное расширение дороги до четырёх полос.

photo_2025-03-10_10-43-36.jpg
Поделиться
Азовское море возьмут в кольцо современных трасс до 2030 года // Фото: Росавтодор

30 сентября Марат Хуснуллин доложил президенту Владимиру Путину, что в этом году до четырёх полос уже расширили участок «Новороссии» от границы Ростовской области до Мариуполя и начали работы по строительству 31-километрового обхода города. Это проект первостепенной важности, поскольку сегодня весь трафик, включая грузовые машины, идёт прямо через город. Началось расширение дороги и на 32-километровом участке от Мариуполя до границы Запорожской области. Затем обновят и расширят участок «Новороссии», который идёт до курортного Бердянска.

«До 2030 года мы планируем в основном всю эту дорогу расширить, сделать съезды к морю, потому что сейчас мы делаем достаточно большой план по строительству туристической инфраструктуры, жилой инфраструктуры вдоль побережья Азовского моря», – рассказал журналистам Марат Хуснуллин.

Дополнительно на капитальный ремонт и расширение «Новороссии» правительство выделило в сентябре ещё 10 млрд рублей, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Это позволит не сбавлять темпы строительства и снизить нагрузку на Крымский мост и трассу М-4 «Дон» в туристическом сезоне 2026 года.

Участок трассы Симферополь – Джанкой протяжённостью около 120 км намерены реконструировать и расширить до четырёх полос. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, работы будут идти в несколько этапов, полностью завершить их намерены в течение ближайших трёх. Одним из первых «Росавтодор» отремонтировал важный отрезок длиной 5,3 км, который проходит через город Джанкой.

«Дорога от границы Херсонской области до Симферополя старая, и после того, как в 2022 году через неё пошёл активный грузовой трафик, она быстро пришла в плачевное состояние. Периодически там делали «ямочный» ремонт, но ситуацию это не спасало. После передачи в 2024 году дороги в федеральную собственность «Росавтодор» начал масштабные ремонтные работы. Сейчас они отремонтировали участок до Джанкоя и вышли за город. По моим подсчётам, им осталось поменять асфальтобетонное покрытие примерно на 20 километрах», – рассказал «Эксперту Юг» экс-министр транспорта Крыма, глава ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин.

Цуркин телеграмм его.jpg
Поделиться
Ремонт на крымском участке трассы «Новороссии» близится к завершению, рассказал Анатолий Цуркин // Фото: телеграм-канал Анатолия Цуркина
 
От Симферополя Азовское кольцо продолжается на полуострове федеральной трассой А-291 «Таврида», построенной с нуля в 2020 году. Это около 250 километров современной четырёхполосной высокоскоростной дороги от Керчи до Севастополя и Симферополя. На строительство этой дороги ушло 140 млрд рублей.

На востоке Крыма скоростная «Таврида» переходит в Крымский мост, который уже на материке соединяется с трассой А-290 Новороссийск – Керчь. Затем движение по азовскому кольцу идёт по новой трассе А–289 длиной 119 км, которую открыли для движения в декабре 2024 года. Трасса А–289 общей стоимостью 114 млрд рублей берёт начало в районе хутора Белого в Темрюкском районе и идёт в обход населённых пунктов до станицы Марьянской, расположенной практически на административной границе Краснодара. Дорога уводит поток транспорта от дальнего западного обхода кубанской столицы и перегруженной «старой» А-289.

дорога ДНР.jpg
Поделиться
Ремонтные работы идут на всём протяжении Азовского кольца, но наиболее активные – в ДНР // Фото: телегам-канал Марата Хуснуллина. 

Азовское кольцо замыкает участок федеральной трассы М-4 «Дон», который идёт до ростовской столицы. Затем к городу примыкает трасса «Новороссия». Трассу «Дон» в Ростовской области сейчас также активно реконструируют, а местами расширяют. Например, эти летом стартовали работы на участке с 933 по 1024 км. Магистраль расширят до шести полос, реконструируют 16 существующих мостовых сооружений и построят ещё четырёх новых.

Туристический поток в Крым вырастет на 40%

Ключевое значение для Азовского кольца имеет трасса «Новороссия», поскольку открывает простой и быстрый сухопутный маршрут на полуостров, обеспечивая комфортную альтернативу Крымскому мосту, отмечают эксперты. Правда сейчас большинство туристов по-прежнему едут в Крым через перегруженный мост, а по сухопутному маршруту вокруг Азовского моря турпоток гораздо меньше, отмечает кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владислав Федоров. После расширения трассы «Новороссия» можно ожидать, что турпоток разделится примерно поровну между сухопутным маршрутом и Крымским мостом, считает эксперт.

Расширение дороги до четырёх полос позволит в три раза увеличить её пропускную способность, что прямо повлияет на общий рост турпотока. Причём не только в курортный Крым, но и новые регионы.
«Появление дополнительного сухопутного коридора обеспечит прирост туристического потока в Крыму, Херсонской области, ДНР на 35-40%, что позволит создать минимум 5-7 тысяч новых рабочих мест только в сфере туризма», – прогнозирует доцент кафедры Стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» Финансового Университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.

Новые регионы могут привлечь туристов своими локальными историческими и культурными достопримечательностями, природными заповедниками и рекреационными зонами, отмечают эксперты. А удобство расположения таких точек притяжения вдоль автомобильного маршрута позволяет туристам охватить сразу несколько курортных зон.

«Города вдоль маршрута — Мариуполь, Бердянск, Геническ — становятся полноценными туристическими точками: от восстановленных кварталов и прогулочных зон до виндсёрфинга и гастрономических деликатесов вроде сушеной камбалы. Всё это формирует новый, устойчивый внутренний турпоток и делает юг России ещё более привлекательным для путешественников», – говорит и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов.

Сергей Кривоносов офсайт его.jpg
Поделиться
Сергей Кривоносов считает, что города вдоль маршрута получат новый стимул для развития туризма // Фото: официальный сайт Сергея Кривоносова

Кроме того, сама трасса «Новороссия» станет стимулом для появления вдоль дорожной артерии сопутствующей инфраструктуры. По мнению Михаила Хачатуряна, в среднем один километр новой автомагистрали может создать до 100 новых рабочих мест.

Новая логистика кардинально изменит экономику регионов

Трасса «Новороссия» не просто влияет на туристические потоки, она кардинально меняет логистику Приазовья, а вслед за ней и структуру экономики. Разрозненные до недавнего времени хозяйственные комплексы теперь интегрируются в целостную систему взаимодополняющих производственных и логистических центров, поясняет доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина.

«Крымский полуостров получает возможность преодолеть свою транспортную изолированность, которая долгое время ограничивала развитие промышленного потенциала региона и создавала барьеры для крупных инвестиционных проектов, требующих надёжных логистических связей с материковой частью страны. Донецкая и Луганская народные республики, смогут восстановить и модернизировать свои производственные мощности благодаря улучшенному доступу к сырьевым ресурсам, технологиям и рынкам сбыта», – отмечает профессор.

Теперь, считает Капустина, Запорожская и Херсонская области, традиционно являющиеся аграрными регионами с развитой пищевой промышленностью, смогут привлечь инвестиции для модернизации предприятий и создания новых производственных кластеров, ориентированных на переработку сельскохозяйственной продукции и развитие агротехнологий.

На эту тему
От Москвы до Адлера за 8 часов: как скоростные поезда изменят черноморское побережье
Поделиться
Более удобная логистика повлияет и на расширение рынков сбыта для предприятий новых регионов. Так, сельскохозяйственная продукция Херсонской и Запорожской областей теперь имеет прямой выход к промышленным центрам Донбасса, а они, в свою очередь, могут использовать более короткие и надёжные маршруты для доставки сырья и полуфабрикатов в другие регионы России, отмечает Надежда Капустина. Также теперь промышленные предприятия Донбасса смогут иметь удобный маршрут для вывоза готовой продукции на внешние рынки через порты Азово-Черноморского бассейна.

Всё это в целом повлечёт за собой рост ВРП Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Он увеличится на 3-5%, прогнозирует Михаил Хачатурян.

Эксперты также считают, что новая дорога позволит снизить розничные цен на широкий ассортимент товаров для жителей новых российских регионов, куда они поставляются из центральной России. Это возможно благодаря прогнозируемому увеличению объёма грузоперевозок в 2-4 раза и снижению транспортных издержек, которые по мнению Михаила Хачатурян, после расширения трассы до четырёх полос снизятся на 25-30%.
0
3
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .