108 113 15

Банки готовы к замедлению

1119
8 минут

Рост кредитования всех направлений банковской деятельности в 2013 году будет замедляться. В этих условиях региональным банкам необходимо осваивать методы работы «кредитных фабрик» и учиться лучше оценивать риски

Банки готовы к замедлению

Поделиться
«Случилось страшное — Рождества не было. Кого ни спросишь, все не выполнили бизнес-планы. Рост продолжается, но в январе — падение кредитных портфелей, вкладчики разочаровываются и тоже уходят. А увеличение ставок по вкладам не способствует увеличению рынка — напротив, вклады сужаются. По большому счёту, в масштабах всей банковской системы происходит достаточно быстрое торможение всех ключевых процессов», — историю недавней «болезни» банковской системы генеральный директор Центра экономического анализа «Интерфакс» Михаил Матовников вмещает в несколько фраз. Замедление кредитование корпоративного сектора стало одной из наиболее острых тем, обсуждавшихся на прошедшей 12 апреля в Ростове-на-Дону Второй межрегиональной конференции «Региональные стратегии банков на 2013 год», которую «Эксперт ЮГ» провёл совместно с Ассоциацией региональных банков России. Партнёрами конференции выступили поставщик ИТ-услуг компания «Офисный мир КМ», банк «Интеза» и ОАО «Нарзан».

На уровне региональных банков рост кредитного портфеля предприятий составил всего 15%, а ведь ещё год назад показатели развития южной банковской системы опережали общероссийские. Рост портфеля кредитов предприятиям тогда составил 33% (против 28 по РФ), а в сегменте ИП — 49% (40 по России). Замедление кредитования корпоративного сектора — это общероссийский тренд: по данным «Эксперт РА», в целом по стране динамика развития корпоративного портфеля по итогам 2012 года составила всего 17%.


Угрозы для экономики

Основной спор, который сейчас идёт в экономике, — способна ли она развиваться быстрее, есть ли у неё потенциал роста. Как правило, сегодня сталкиваются две позиции — одна условно банковская, другая — предпринимательская. Согласно первой, экономика растёт на уровне своего потенциала, имеется столько хороших проектов, сколько вообще имеется, поэтому попытки экономику раскачать — неестественны. Согласно второй позиции, апеллирующей к недозагруженным мощностям предприятий, экономике не хватает денег, длинного и более дешёвого кредита, финансовых инструментов, подкреплённых крупными проектами.

Нужно заметить, что региональные банкиры гораздо чаще, чем федеральные, разделяют вторую точку зрения. По этой причине основательный доклад заместителя главного редактора журнала «Эксперт» Александра Ивантера был выслушан с большим вниманием. Г-н Ивантер показал: банки последние два года повышали ставки по кредитам для предприятий, причём это происходило на фоне постепенного снижения инфляции — то есть именно тогда, когда можно было ожидать нового витка роста. И этого роста не случилось. «Если стоимость денег будет ниже, то и экономические риски проектов станут ниже, — говорит Александр Ивантер. — Необходимо увеличивать доступность кредита и насыщенность экономики деньгами. Это не означает, что надо “залить” страну напечатанными деньгами, как предлагает экономист Сергей Глазьев. Дефицит денег, особенно длинных, — это в основном следствие отсутствия длинных активов, которые банки могут привлекать для фондирования корпоративных кредитов. У нас практически не сформирован рынок ценных бумаг, особенно муниципальных, ипотечных облигаций, за которыми стоят реальные проекты».

Риски есть и во влиянии растущей розницы на экономику. Заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев сослался на недавнее исследование своего агентства, показавшее, что в кредитовании малого бизнеса сильно выросла роль торговли. А если вспомнить, что стимулирование потребительского сектора выгодно прежде всего импорту, подытожил г-н Самиев, то мы получаем угрозу экономического дисбаланса.

Бонусы и риски розницы

Дмитрий Лепетиков, директор Центра маркетинговых исследований ВТБ24, посвятил свой доклад развитию розничного бизнеса банков. Он показал огромный потенциал роста, который существует сегодня в сегменте кредитных карт. «Уровень проникновения кредитных карт в России составляет пока около 20 процентов, только каждый пятый является их владельцем, — говорит г-н Лепетиков. — Этот показатель долгое время был невысоким, так как отсутствовала, во-первых, инфраструктура карточных платежей, во-вторых, культура их использования. Главное, что изменилось в поведении клиента, — он стал воспринимать кредитную карту как платёжный инструмент. Мы прогнозируем, что этот сегмент будет самым динамичным в розничном направлении».

Дмитрий Лепетиков также остроумно прокомментировал тезис о перегреве розницы. Он сравнил показатели ВРП и объём выданных потребкредитов по российским регионам, взяв за основу аналогичное соотношение в странах, где симптомы перегрева налицо — например, в Греции и Португалии. В результате в число регионов с явными признаками перегрева попали Ростовская область и Ставропольский край. Правда, Павел Самиев говорит, что угрозу роста потребкредитования следует отнести к разряду мифических: «Кризис 2008 года в России показал, что у нас нет предпосылок к ситуации социального дефолта, как это наблюдалось в ряде стран, где резкое ухудшение макроэкономических факторов повлекло за собой резкое же падение платёжеспособности физических лиц».

Ещё один довольно ощутимый риск, который нависает над всей банковской системой, по словам Павла Самиева, — это угроза процентных ножниц, к которой привели авантюрно высокие ставки по депозитам. Банки оказались в довольно парадоксальной ситуации. С одной стороны, потребкредиты, пусть даже и в таком количестве, не выходят в зону риска, так как фондируются не из каких-то сомнительных источников, а за счёт пассивов, привлечённых от физлиц. С другой стороны, г-н Самиев предупреждает, что бурный рост депозитов по высоким ставкам (10–12%), продолжается, и пока нет предпосылок к тому, что они будут снижаться. И это делает обеспечение роста розничного кредитования всё более дорогим. С учётом того, что, как поясняет Михаил Матовников, оборачиваемость потребительских кредитов стала всё более короткой, банки скоро могут столкнуться с дефицитом средств на поддержание роста высокомаржинального сегмента. Средняя продолжительность жизни потребкредита — всего 23 месяца (с учётом ипотеки), так что банки не смогут в нынешнем году сохранить прежние темпы роста розничного сегмента, и, по прогнозам г-на Матовникова, этот сектор вырастет примерно на 30%.

«Наиболее позитивным процессом для банковской системы могла бы стать ипотека, — считает Михаил Матовников. — Если банк уменьшит число выдач, значит, он будет меньше тратить — на сотрудников, на процессы и так далее. Меньше выдач кредитного портфеля — меньше издержек, так что можно заняться эффективностью, а не только валом кредитов. Увеличение рентабельности работы приведёт банки к тому, что, возможно, впервые в истории банковской системы России, они смогут увеличивать капитал без поддержки акционеров».


Угрозы и возможности региональных банков

Как отмечают в своём исследовании особенностей финансирования реального сектора коммерческими банками и инвестиционными институтами в 2012 году специалисты аудиторско-консалтинговой компании BDO, банки подходили к кредитованию корпоративного сегмента с осторожностью и пока не планируют смягчать требования к заёмщикам и залогам. Более того, учитывая нестабильную ситуацию в экономике и повышенные риски, ожидать смены предпочтений на рынке в ближайшее время не приходится. А значит, расширение границ и объёмов кредитования будет зависеть как от стабилизации экономики в еврозоне и России, так и от темпов экономического роста в целом. На таком экономическом фоне региональным банкам придётся нелегко.

Региональным банкам в нынешней ситуации нужно повышать эффективность своей деятельности. Текущее состояние банковской системы Юга специалисты склонны признавать отсталым. Виктор Баско, начальник ГУ Центрального банка РФ по Ростовской области, констатирует, что из совокупной прибыли банков этого региона за 2012 год 86% пришлось на один банк — «Центр-инвест», лидера в отрасли на Юге. Наличие такого успешного игрока, безусловно, льстит Югу, но отсутствие сравнимых по показателям банков говорит о том, что система слаба. «В ЮФО и на Северном Кавказе — наименее развитая банковская система в России», — сказал г-н Баско, сетуя, что региональные банки порой слабо разбираются как в глобальных вопросах — оценках рисков кредитования того или иного клиента, так и в локальных, например, кадровых.

В целом для сохранения своего места на рынке и удержания доли в том же сегменте МСБ, который всегда был «коньком» региональных банков, им необходимо перенимать и внедрять у себя современные технологии ведения бизнеса. Павел Самиев считает, что многим локальным кредиторам вполне по силам внедрение тех же скоринговых моделей для кредитования микробизнесов. В сочетании с личным подходом это направление может вполне успешно развиваться. К примеру, заместитель председателя правления банка «Кубань Кредит» Сергей Геращенко уверен, что его кредитной организации удастся в 2013 году более чем вдвое увеличить корпоративный портфель благодаря новой концепции работы с клиентом — не обслуживанию, а сопровождению. В прошлом году банк выдал кредитов сектору МСБ на 2 млрд рублей, в этом году намерен выдать уже 4,5 млрд.

Показательный рецепт сохранения и процветания участники конференции услышали от Василия Высокова, председателя совета директоров КБ «Центр-инвест»: нужно быть самыми строгими регуляторами для самих себя. «Мы второй месяц как восстановили привычное для нас превышение количества открытых счетов предприятий МСБ над закрытыми, — сказал г-н Высоков. — Нужно заметить, что малый бизнес Юга оказался более гибким, чем мы думали, — исходя из его доли в экономике, масштаб его сокращения вследствие повышения налоговых требований должен был составить около 10 процентов, а он сократился примерно на восемь». По словам Василия Высокова, сегодня в банковской системе происходит разделение быстрых денег и надёжных. Соответственно, отдельно развиваются направления платёжных систем и инвестиций. При этом основной дискуссионный вопрос — куда попадает МСБ? С одной стороны, именно в работе с малым бизнесом основной эффект дают «кредитные фабрики», с другой — новый руководитель регионального центра «Южный» банка «Интеза» Наталья Минжулова в своём выступлении в качестве точки роста в работе с МСБ назвала проектное финансирование и инвестиционное кредитование.

Ещё один рецепт роста для региональных банков — использование ресурсов институтов развития. Так, Крайинвестбанк, по словам заместителя гендиректора банка Александра Хлоня, с прошлого года начал активно работать с АИЖК и МСП Банком — и потому имел возможность увеличить портфель кредитов для МСБ. Надежда Мартынова, заместитель председателя правления МСП Банка, напомнила банкирам о возможностях сотрудничества с этим институтом развития, предлагающим кредитные программы по конечной ставке порядка 10–12% годовых.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .