— В середине прошлого года многие банки объявили, что переносят фокус работы с крупного бизнеса и малых предприятий на средний сегмент — как наиболее активно развивающийся. Как ситуация выглядит сегодня, после прохождения двух острых фаз кризиса — в декабре 2014 и августе 2015 года?
— Трудности последнего года не обошли стороной компании среднего бизнеса, и с точки зрения кредитного портфеля ситуация в целом по рынку ухудшилась. Тем не менее, рост есть, но с учётом инфляции он близок к нулю. Но надо понимать, что средний бизнес очень неоднороден в своем развитии: компании тех сегментов, которые больше всего представлены на Юге — пищевая промышленность, производство товаров народного потребления, лёгкая промышленность, — смогли извлечь пользу из изменений курса рубля, и мы видим рост в этих отраслях.
— Есть ли отрасли, которые смогут уверенно пройти этот кризис?
— Мы возлагаем надежды на такие отрасли, как частная медицина, фармацевтика, многие инфраструктурные компании, обладающие ноу-хау и качественной экспертизой, — они смогут достаточно активно развиваться. А вот те отрасли, которые связаны с долгосрочным потребительским спросом, будут испытывать сложности. Основная сложность сегодня в том, что оборудование для большинства производств — импортное. И если ставки кредитования сейчас приемлемые, ниже инфляции, что позволяет делать инвестиции, то стоимость импортного оборудования стала очень высокой. Так что многие компании ищут и находят отечественные аналоги приемлемого качества.
— Многие предприятия сегодня видят перспективу и готовы к инвестициям в новые проекты, но у них нет доступа к инвестиционным деньгам. Насколько банк сейчас активен в кредитовании?
— Конец 2014 и начало 2015 года были очень непростым периодом: ставки на рынке превышали 20 процентов, и при таком их уровне говорить об инвестиционных кредитах было невозможно. Сегодня ставки находятся в приемлемом диапазоне — в районе 12–14 процентов: относительно инфляции это нормальный уровень стоимости денег. К тому же, многие компании отмечают позитивную роль государства: сейчас действуют программы прямой и непрямой поддержки производственных компаний, которые позволяют существенно снизить уровень ставок. Раньше компании и крупные банки не очень активно интересовались такими программами, сегодня же банки из первой десятки — и Райффайзенбанк в том числе — работают по этим программам. Мы понимаем, что для компаний среднего бизнеса это действительно хорошая возможность инвестировать в развитие производства.
— Как развивалось направление кредитования среднего бизнеса Райффайзенбанка на Юге с начала этого года? Можно ли сказать, что в этой части работы наблюдается стагнация или смещение фокуса на некредитные продукты?
— В сегменте среднего бизнеса у нас стабильный кредитный портфель, который по итогам шести месяцев 2015 года в ЮРЦ составил 2,4 миллиарда рублей (отчётность МСФО).Надо сказать, что потребности наших клиентов на Юге не сильно отличаются от картины в целом по стране. Помимо кредитования, компании активно пользуются пакетными предложениями, когда наиболее востребованные банковские услуги группируются с учётом размера бизнеса каждого клиента. Наши клиенты выбирают подходящую именно им комбинацию банковских услуг и при этом сокращают расходы от 20 до 40 процентов, поскольку общая стоимость пакета гораздо ниже, чем цена тех же услуг по отдельности.
Сегодня мы видим, что компаниям среднего бизнеса интересны как стандартный набор РКО, так и пулинговые продукты для эффективного управления ликвидностью, услуги в сфере инвестиционно-банковского обслуживания, инструменты хеджирования, которые позволяют защититься от возможных рисков, связанных с основной и инвестиционной деятельностью компании, а также система R-Dealer (дистанционная электронная торговая платформа для заключения конверсионных сделок).
— У вас есть целевые показатели роста кредитного портфеля? Или банк будет придерживаться консервативной политики?
— Мы — универсальный банк, который стремится одинаково эффективно работать и с физическими лицами, и с компаниями малого, среднего и крупного бизнеса. Конечно, 2015 год — это время, когда необходимо осмотреться, решить, с какими компаниями мы будем работать более активно, с какими — менее. Но надо понимать, что так себя ведёт и рынок в целом: надо найти точку, в которой можно будет занять стабильное положение. При этом банк не планирует снижать своё присутствие в среднем бизнесе: это очень лояльные, стабильные клиенты, нередко много лет работающие только с одним банком. При понимании бизнес-модели компании и её устойчивости в кризисный период мы готовы привлекать новых клиентов, а также продолжать активную работу со старыми партнёрами.