102 107 14

Чайки почернели от мазута: крушение танкеров в Керченском проливе привело к экологической катастрофе

770
7 минут

Около 3 тыс. тонн мазута вылилось в море из судов, потерпевших крушение в Керченском проливе. Нефтепродуктами загрязнены десятки километров Черноморского побережья, пострадали животные, птицы и растения. Пока ученые пытаются оценить масштаб экологической катастрофы, а спасатели и волонтеры продолжают ликвидацию последствий, моряки говорят о масштабных проблемах отечественного судоходства. Как оказалось, танкерам больше 50 лет, их срок эксплуатации истек, судовые документы одного из них были приостановлены.

Чайки почернели от мазута: крушение танкеров в Керченском проливе привело к экологической катастрофе

Последствия разлива нефти в Краснодарском крае ликвидируют 2700 спасателей и 4000 волонтеров // Фото: Мэрия Анапы
Поделиться
В минувшее воскресенье два танкера, «Волгонефть-239» и «Волгогнефть-212», потерпели крушение во время шторма в Керченском проливе. У одного оторвало носовую часть. Второй получил повреждения и сел на мель. МЧС развернуло спасательную операцию. В результате 26 моряков были спасены, один человек погиб, 11 пострадавших госпитализированы в городскую больницу Анапы. Теперь оперативным службам предстоит спасать Черноморское побережье. Суммарно суда перевозили около 8-9 тысяч тонн мазута. Сколько попало в воду — точно неизвестно.

Правоохранительные органы возбудили два уголовных дела по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека. Следователи изымают документацию и проводят обыски в компаниях, которые проводили технические осмотры танкеров. Задержаны капитаны обоих судов. Их обвиняют в нарушении требований транспортной безопасности. На место ЧП прибыли губернатор Краснодарского края, главы Минприроды и Росприроднадзора.

Опустившийся на дно мазут может много лет отравлять воду

По предварительным данным, из танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе, вытекло около 3 тыс. тонн мазута.

«К сожалению, танки и там, и там повреждены. Примерно по 1,5 тыс. тонн мазута вытекло из каждого», — сообщил ТАСС заведующий отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН в Севастополе Сергей Станичный.

При этом, судя по данным спутникового мониторинга, разлив мазута из танкеров прекратился, некоторые танки остались герметичны, предположил ученый.

Глава Минприроды Александр Козлов одновременно с этим заявил, что оценивать объем попавшего в море мазута преждевременно. Часть нефтепродуктов остается внутри танкеров. Кроме того, из-за низких температур мазут мог опуститься на морское дно. Суда обследуют водолазы.

«О том, сколько мазута попало в море, пока говорить рано, частично он остался в танкерах. Каково состояние резервуаров, находящихся на дне, скажут водолазы. Сейчас готовятся их погружения, чтобы они могли оценить состояние затонувших танкеров и зон утечек. Работают облётные группы, которые с вертолётов ищут нефтяные пятна на поверхности воды. Наша задача – при появлении пятен оперативно их заметить, локализовать и затем ликвидировать. Будем прилагать максимальные усилия, чтобы снизить влияние на окружающую среду», – заявил в понедельник вечером Александр Козлов.

Уже на следующее утро в сети появились кадры потемневшей морской воды, пятен нефтепродуктов на побережье и чаек, ставших черными от мазута. Группировка спасателей постоянно увеличивается. На данный момент в работах участвуют более 2700 специалистов и 80 единиц техники. Подключились и местные жители. На месте работают 4 тысячи волонтеров. Как пишут СМИ, добровольцы Краснодарского края раскупили почти все лопаты в магазинах и сами вышли чистить берег от мазута. В Анапе развернут волонтерский штаб, в Витязево открыт пункт спасения птиц. На момент публикации материала, помощь получили больше 100 пернатых. Добровольцы и ветеринары пытаются спасти животных, моют птиц, скованных мазутом, и призывают неравнодушных присоединиться.  Мэрия Анапы создала чат в Telegram для всех желающих помочь и ежедневно организует трансфер для волонтеров от здания мэрии до пострадавших пляжей. 

Спасенная волонтерами птица // Фото: мэрия Анапы
Поделиться
Спасенная волонтерами птица // Фото: мэрия Анапы

Нефтепродукты вынесло на берег от посёлка Веселовка в Темрюкском районе до Анапы. По информации губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, загрязнено несколько десятков километров береговой линии на этом участке. Судя по картам, около 50 километров.

«Работа по ликвидации выброшенных на берег нефтепродуктов – тяжелая. Усложняет ситуацию погода, шторм на море не прекращается, поэтому трудно прогнозировать, сколько времени понадобится для полной зачистки берега. Все, кто задействован сейчас, остаются на местах столько, сколько будет нужно. Со своей стороны мы обеспечим все необходимые условия для эффективной работы. Спасибо каждому, кто вышел на расчистку нашего побережья по зову сердца. Волонтеры прибывают из соседних районов», – заявил Вениамин Кондратьев. 

Мазут, осевший на дне, может смешаться с песком и потом много лет отравлять окружающую среду, рассказал «Эксперту Юг» заведующий кафедрой геоэкологии и природопользования Кубанского государственного университета, кандидат химических наук Сергей Болотин.

«В зоне риска вся подводная флора и фауна. После разлива нефтепродуктов на поверхности воды образуется пленка из мазута, она препятствует поступлению кислорода в воду, в следствие чего рыбы и водоросли погибают. Погибает и планктон, которым питается рыба. Когда-нибудь море очистится само, но как быстро — зависит от количества разлитого мазута и его состава. Мазутная фракция — одна из самых тяжелых. Она может опуститься на дно, смешаться с песком и пролежать десятки лет, потихоньку принося вред окружающей среде, воде и прибрежной зоне», — считает ученый.

Мазут, выброшенный на берег // Фото: соцсети
Поделиться
Мазут, выброшенный на берег // Фото: соцсети

Замглавы комитета Госдумы по экологии Анатолий Грешневиков заявил, что любой разлив нефтепродуктов — это удар по экосистеме, и призвал не скрывать объемы разлива нефтепродуктов:
«Ждем, что Росприроднадзор установит, главное, чтобы последствия не скрывали — ни сами объемы, ни последствия, потому что обычно всегда затушевывают, прячут, чтобы не бить в колокола. Я считаю, что бить в колокола надо! Дельфины, рыба, моллюски, водоросли… И так биоразнообразие сокращается. А если учесть, что в Черном море еще большие запасы сероводорода, и мы сидим уже десятки лет на такой опасной экологической бомбе, то это еще больше усугубляет ситуацию. Говорить об экологической катастрофе нужно и можно».

Срок службы танкеров давно истек

Авария наглядно показала масштаб проблем отечественного судоходства. Срок эксплуатации танкеров давно истек. Им больше 50 лет. Одно построено в 1969 году, другое — в 1973 году. Более того, как оказалась, танкеры создавались, как речные, и не предназначались для морских походов. Уже после развала Советского Союза они были переделаны под стандарт «река-море», передает РЕН ТВ.
Но и это еще не все. У судна «Волгонефть-239» были приостановлены судовые документы.

«Это означает, что оно плавать не может. Не имеет права. Эти суда уже давно не должны работать. Их сроки службы истекли. Они просто очень древние», — заявил первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук.

Согласно техническим документам на сайте Российского классификационного общества, оба танкера относятся к классу речных судов, которые подходят для плавания в прибрежных морских водах с максимальной высотой волн 2-2,5 метра. По мнению Ковальчука, условия плавания не соответствовали классу танкеров. В море они могли выходить только в хорошую погоду и только для прибрежного плавания, подчеркнул эксперт.

Танкер, севший на мель // Фото: пресс-служба Минприроды
Поделиться
Танкер, севший на мель // Фото: пресс-служба Минприроды

Премьер-министр Михаил Мишустин по поручению президента создал рабочую группу, которая займется координацией работ по ликвидации последствий крушения танкеров в акватории Черного моря. Сейчас сотрудники Росприроднадзора проводят оценку пострадавших участков и передают информацию специалистам ГО и ЧС для дальнейшей ликвидации загрязнения. В Темрюкском и Анапском районах Краснодарского края власти ввели режим ЧС муниципального уровня. В Федеральном агентстве по рыболовству заявили, что осуществляют постоянный мониторинг и анализ обстановки в Керченском проливе.

Похожие аварии уже были

Отметим, что Керченский пролив не первый раз попадает в экологическую катастрофу. Ранее там уже происходили подобные аварии. В ноябре 2007 году в результате шторма в этом месте затонули четыре судна, перевозившие серу и нефть, еще одно разломилось, два получили повреждения и шесть сели на мель. В аварии погибли четверо моряков. Еще 20 человек пропали без вести.

Тогда в Азовское море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, а на морском дне в контейнерах оказалось почти 7 тысяч тонн технической серы. Как писали СМИ, погибло более 30 тысяч птиц, а количество погибшей рыбы не поддается подсчету. К ликвидации последствий аварии были привлечены спасатели, военные и волонтеры.

После той аварии в обществе заговорили о необходимости принять закон о защите морей от нефтяного загрязнения. В 2013 году Владимир Путин подписал законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Документ содержит требования к компаниям, занимающимся добычей нефти на континентальном шельфе или на море и транспортировкой нефти, проводить в случае аварии ликвидацию разливов. Такие организации должны иметь собственные аварийно-спасательные службы, силы и средства постоянной готовности для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .