В Ростовской области, которая вошла в число регионов-участников нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», уже 18 компаний подключились к его реализации. К 2024 году число таких предприятий вырастет до 195. Региональный центр компетенций в сфере производительности труда создан на базе АНО «Агентство инноваций Ростовской области», его задача — тиражировать в регионе практики и технологии повышения производительности труда и сопровождать компании–участники нацпроекта. Они, в свою очередь, получат доступ к специальным мерам поддержки, среди которых льготные займы, гранты, налоговые преференции, экспортный акселератор для выхода на новые рынки сбыта. Предприятия-участники национального проекта за три года должны показать рост производительности труда на 30%.
На такой результат рассчитывает и один из первых участников нацпроекта в Ростовской области — ООО «Аксайская птицефабрика», предприятие с объёмом производства 240 млн штук куриного яйца (вторая по объёмам в регионе) и выручкой в размере около 900 млн рублей по итогам 2018 года. Участие в нацпроекте и внедрение принципов бережливого производства позволят птицефабрике повысить эффективность работы, минимизировать издержки и завершить реконструкцию предприятия, рассказала «Эксперту ЮГ» генеральный директор Аксайской птицефабрики Наталья Шумечкова.
— Как сегодня устроена ваша компания? Как бы вы охарактеризовали своё положение на рынке?
— Аксайская птицефабрика существует с 1972 года, сейчас у нас работают 380 человек. Фабрика специализируется на производстве куриного яйца. В Ростовской области мы — на втором месте по объёмам производства. Сегодня в птицеводстве достаточно много проблем, одна из основных — это вспышки птичьего гриппа. Так, за последние три года по этой причине ряд птицеводческих предприятий прекратили производство своей продукции — это как птицефабрики яичного производства, так и мясного. Действующие фабрики усиленно работают над санитарной защитой своих площадок.
Борьба на рынке яйца сейчас серьёзная, в России есть некоторый переизбыток этой продукции. Многие продолжают наращивать объёмы производства, обваливая цены внутри регионов. Что касается экспорта, то мы тоже являемся экспортёрами живой птицы и комбикорма. По яйцу мы решили, что нам это пока неинтересно из-за низкой цены. Для имиджа — да, может, было бы хорошо экспортировать яйцо, но в первую очередь мы считаем доход компании.
— Какие ещё проблемы сейчас есть в отрасли?
— Одна из основных проблем на многих сельскохозяйственных предприятиях — это близость населённых пунктов к производственным площадкам. Основная часть птицефабрик строилась в 60–70-х годах, их старались выводить подальше от городских поселений. Но время идёт, города сегодня расширяются и активно подступают к границам птицефабрик. Это не только наша проблема. К сожалению, население не понимает, а возможно, и не знает, что из себя представляет птицеводческое или любое другое животноводческое предприятие. Всегда существовали и до сих пор существуют в обязательном порядке санитарно-защитные зоны, которые обеспечивают защиту как самому хозяйству, так и населению.
К большому сожалению, от населения близлежащих населённых пунктов мы ежегодно получаем массу жалоб по поводу неприятных запахов. По жалобам идут постоянные проверки на предприятии, конечно, это отнимает массу времени у сотрудников компании, я уже не говорю о финансовых затратах, потому что безболезненно это не проходит ни для какого производства. А отреагировать на жалобы госструктуры обязаны. У нас был год, когда мы на себе испытали 13 проверок, из них пять шли одновременно. В итоге мы должны все силы, которые могли бы направить в том числе и на повышение производительности труда, бросать на эти проверки и многочисленные (в том числе анонимные) жалобы.
— Как вы стали участником нацпроекта по повышению производительности труда?
— Нацпроект — это суперпрограмма. Я работаю в бизнесе девять лет, но такой масштабной и мощной программы ещё не встречала. Мы заявились в этот проект в прошлом году, скажу честно, тогда ещё не понимали, что это такое. Что подкупило — инвестиционные кредиты под один процент. Мы каждый год поэтапно реконструируем нашу площадку, сегодня фабрика уже реконструирована на 65 процентов, но ещё 35 процентов оборудования нужно заменить, а на это необходимы деньги. В июне этого года наша компания приняла участие в первом модуле обучения в рамках нацпроекта в Москве. Три дня мы очень продуктивно работали, общались с коллегами из разных компаний, всего в потоке было 400 человек. Мне очень понравился уровень привлечённых в федеральную программу модераторов — это профессионалы с огромным опытом.
На второй день нам предложили заявить свои предприятия в качестве экспериментальной площадки в рамках нацпроекта. Я думала, будет лес рук, а в итоге желание выразили всего 16 или 17 компаний, в том числе и я заявила об участии Аксайской птицефабрики. Нужно было презентовать перед аудиторией свою компанию и доказать, что она достойна стать экспериментальной площадкой. Основная задача — привлечь к своему предприятию внимание и заинтересовать специалистов из разных сфер (производство, коммерция, стратегия и HR), чтобы они вошли в состав команды. И если не удастся собрать команду, то заявка снимается с конкурса. Я набрала команду, но так получилось, что не хватило одного специалиста. Но мне сказали: «У вас так горели глаза, вы так отстаивали свою птицефабрику, поэтому мы приняли решение пропустить дальше вашу команду». После длительной беседы с тьютором наше предприятие коллегиально одобрили как экспериментальную площадку, на базе которой сегодня уже ведётся работа: у нас появилась своя команда профессионалов-практиков из компаний разных отраслей. Так ООО «Аксайская птицефабрика» вошло в национальный проект.
— Что вы уже сделали и что предстоит дальше?
— На первом этапе необходимо было составить чек-лист с факторами, которые влияют на производительность труда на нашем предприятии. Главное в этой работе — если у тебя нет внутреннего признания того, что ты делаешь что-то неправильно, то в этом проекте тебе не место. Это для людей, которые могут оценить свои ошибки — признать, что тут просто поленился, тут ты не доработал с командой и так далее. Только тогда будет результат. Эта программа нам бесплатно даёт очень дорогие инструменты: я знаю, сколько стоит привлечь хорошего специалиста, который бы произвёл оценку бизнеса и дал бы свои рекомендации. Это очень дорого. А государство сегодня предоставило нам бесплатный доступ к инструментам и десяткам суперспециалистов, и если это всё сложить и перевести в деньги, то это будут миллионы рублей.
Наша команда, сформированная в Москве, зарегистрирована в нацпроекте как «Желток солнца» (так называется торговая марка Аксайской птицефабрики. — «Эксперт ЮГ»), она работает с нашим чек-листом. В состав команды вошли представители разных компаний, в том числе занимающихся производством хлеба, мяса. Мы тоже производим продукты питания, поэтому у нас есть общее понимание проблем, и это очень хорошо. По результатам командной работы в нацпроекте предстоит решить три основные задачи: первая — выявить факторы, влияющие на производительность труда, вторая — ответить на вопрос, с чем связано наличие этих факторов, третья — найти пути решения. Команда покажет наши ошибки, а мы выработаем стратегию и выделим ключевые факторы, которые позволят нам повысить производительность. Естественно, что-то не потребует финансовых затрат, но точно будет один важный фактор — это завершение реконструкции птицефабрики и автоматизация сбора яиц. В итоге цель национального проекта — это повышение уровня производительности на 10, 15 и 30 процентов (по годам).
В ноябре 2019 года весь поток участников будет презентовать в Москве свои работы — это такая «дипломная работа», положения которой будут воплощены в жизнь. Я убеждена, что мы не окажемся в хвосте. По результатам защиты проектов лучшие участники поедут на стажировку в крупнейшие компании Европы, остальные будут проходить стажировку на передовых предприятиях России.
— Как вы оцениваете производительность труда на предприятии сейчас по сравнению с ситуацией в вашей отрасли в целом?
— Сегодня на нашем предприятии есть над чем работать в сфере производительности труда. Основной фактор, на который мы не всегда можем влиять, — это резкие колебания в ценообразовании. В последние три года падение цен на яйцо происходило по всей России, птицеводству нужна сегодня существенная поддержка. Но, как показывает практика, на всех предприятиях есть внутренние резервы, которые мы зачастую не видим.
— Оцените стадию, которую проходит ваша компания в процессе внедрения принципов бережливого производства.
— Это начальная стадия. Но когда я работала над чек-листом в рамках нацпроекта, я радовалась, что мы уже многое сами внедрили. То есть в рамках нацпроекта мы на начальной стадии, но в целом по производству мы где-то между начальной стадией и серединой. Что-то мы у себя внедряли, но, возможно, из-за отсутствия времени, из-за недопонимания не смогли довести это до должного уровня.
— Какие инструменты бережливого производства используются в вашей компании на текущий момент?
— Мы очень серьёзно занимались вопросами энергетики, и уже есть результат. Мы перешли частично на светодиодное освещение. Сейчас я планирую ввести ещё такой инструмент — закрепить за каждым человеком отдельный счётчик. Сама иной раз выйду в коридор в обеденный перерыв — там свет горит. Мы же дома выключаем свет, почему на производстве не делаем этого? Потому что это не наше. А нужно, чтобы сотрудники воспринимали это как своё.
Ещё мы достаточно серьёзно подошли к формированию бюджета в разрезе статей по разным подразделениям. Часто вспоминаю одну историю. Мы выводили из использования вкладыши для упаковок яиц из-за устаревшей информации. В результате задаю коллегам вопрос: «Где-то можем это применить, а не просто выбросить?» Ответ: «Нет, информация неактуальна». Но результат обсуждений в итоге оказался таким — все подразделения получили по пачке старых вкладышей, которые сотрудники используют для внутренних пометок. Кто-то подумает, что нам делать нечего, что это такие мелочи. Но я думаю, что мимо таких, даже незначительных, казалось бы, моментов нельзя проходить.
— Есть ли в компании программный документ в области системы менеджмента бережливого производства на предприятии?
— Единого документа нет. Есть отдельные документы, внутренние правила, приказы, инструкции. Но сказать, что где-то вывешен стратегический документ в области бережливого производства, нельзя. Но, я думаю, в рамках нацпроекта многие моменты мы поправим.
— Что сегодня в наибольшей степени побуждает вас заниматься внедрением бережливого производства?
— Я не люблю работать плохо. И я понимаю, что мир сегодня убежал вперёд, а я немного запоздала. И мне хотелось бы понимать — это моя личная ошибка в построении стратегии или же это внешние факторы так сильно повлияли? Это первый мотив — чтобы компания, которая я возглавляю, работала на должном уровне. Я понимаю, что залог успеха любой компании — это удовлетворённость персонала. Она, в свою очередь, зависит от уровня зарплаты, которая должна пересматриваться с учётом инфляции. Я понимаю, что моя задача — обеспечить сотрудникам достойную зарплату и привлечь на фабрику квалифицированных специалистов. Сегодня у нас кадровый голод. Притом, что средняя заработная плата за первое полугодие 2019 года составляет 28 тысяч рублей. Но люди хотят больше, и это логично. Наверное, это и есть основной мотив, побуждающий заниматься производительностью труда.
— Какие виды потерь наиболее актуальны для вашего предприятия?
— Первое — это качество яиц. Чтобы минимизировать человеческий фактор, нужно максимально автоматизировать производство. Есть четыре характеристики, которые не позволяют определённый процент яиц продавать в качестве товарного, — это бой, насечка, скрытая насечка и грязь. Я не говорю, что это 10–15 процентов от всего объёма, обычно эта доля колеблется от 3 до 7 процентов. Кажется, что это немного, но давайте посчитаем. 240 миллионов штук яиц в год мы производим. 3 процента нетоварного яйца — это 7,2 миллиона яиц. Умножим на среднюю цену яйца, к примеру, 4 рубля 20 копеек — это уже 30 миллионов рублей в год. Это и есть основной фактор, на который нужно направить своё внимание в рамках повышения производительности труда, но здесь не обойтись без финансовых вложений. Мы рассчитываем, что наша команда победит при защите проектов, и у нас будет возможность взять инвестиционный кредит. Всего на модернизацию нам ещё нужно около 300 миллионов рублей. В реконструкцию фабрики при этом мы уже вложили за последние восемь лет 350 миллионов.
— Какой главный практический результат от работы по внедрению бережливого производства компания ожидает получить в перспективе?
— Повышение производительности труда на 30 процентов — такую задачу ставит перед нами нацпроект. Я команде ставлю такую же цель. Но понимаю, что меньше 20 процентов мы не должны достигнуть — это пессимистичный прогноз. А с другой стороны, может, получится достигнуть и 40 процентов. Время покажет.