100 106 14

Четыре аспекта «Профессионалитета»: старая новая кузница кадров

2258
7 минут

В сентябре 2022 года для удовлетворения запросов работодателей в Минпросвещения РФ разработали программу «Профессионалитет». «Эксперт Юг» изучил нюансы работы в рамках программы на примере крупных градообразующих предприятий и учебных заведений Волгоградской и Ростовской областей.

Четыре аспекта «Профессионалитета»: старая новая кузница кадров

Сегодня в рамках программы работает 201 образовательный кластер, а к 2026 году их число увеличится до 351. // Фото: пресс-служба ТМК
Поделиться
По данным статистики, с 1993 г. количество техникумов сократилось более чем на 25%. Особой потребности в рабочих специальностях в то время не было. Но в 2022-2023 годах, на волне развития промышленности и остро вставших вопросов обретения собственных компетенций, на рынке труда резко возросла необходимость в квалифицированных рабочих кадрах. Эту тенденцию смогли уловить не только производственники, но и исполнительная власть.

Образовательные учреждения форматируют учебные программы под конкретный запрос заводов-партнёров, разрабатывают методологические материалы, готовят преподавателей и материально-техническую базу и сокращают сроки обучения, увеличивая часы, отведённые на практическую подготовку, до 40%. Уже спустя два года предприятия получают готовых специалистов. Сегодня в рамках программы работает 201 образовательный кластер, а к 2026 году их число увеличится до 351.

Несмотря на то, что «Профессионалитет» работает всего лишь год, его польза очевидна и работодателям, и техникумам, и региональной экономике.

Региональный аспект

В Волгоградской области проектом «Профессионалитет» охвачено 19 образовательных организаций: вуз, колледжи, техникумы и училища, четыре из них – базовые.

«В 2022 году базовыми площадками проекта для развития образовательно-производственных кластеров по направлениям «Сельское хозяйство» и «Металлургия» стали ВолГАУ и Волжский политехнический техникум. В 2023 году будет создано еще два новых образовательных кластера «Химическое промышленность» и «Транспорт и дорожное хозяйство» — базой станет Волгоградский политехнический колледж им. В.И. Вернадского и Волгоградский технический колледж», — рассказывает заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Сергей Корольков.

В Ростовской области в 2023 году в рамках «Профессионалитета» начали работу кластеры по двум отраслям — строительной и металлургической. В 2024 в области планируют подключить кластеры сельского хозяйства, машиностроения и радиоэлектроники.

«1 сентября 2023 года обновленные образовательно-производственные пространства распахнут свои двери в Ростовском-на-Дону строительном колледже и Таганрогском техникуме «Тагмет», — поделилась Тамара Шевченко, и.о. министра общего и профессионального образования Ростовской области. — Всего в Донской системе СПО семь подобных участков, на которых обучение проходит в условиях реального производства. Совместно с техникумом Тагмет подготовку кадров для металлургической отрасли будут вести две организации — Таганрогский авиационный колледж и Волгодонский техникум машиностроения — обладающие мощным техническим и кадровым ресурсом».

Одна из высокотехнологичных отраслей, где сегодня наблюдается кадровый дефицит — металлургия, которая в Волгоградском и Ростовском регионах представлена крупными регионообразующими предприятиями.
2023-03_ВТЗ_открытие_классов_в_ВПТ_по_программе_профессионалитет (38).jpg
Поделиться
Фото: пресс-служба ТМК

Материальный аспект

По словам Ольги Дергачевой, начальника управления развития и привлечения персонала Волжского трубного завода (ВТЗ, участник программы «Профессионалитет», входит в Трубную Металлургическую Компанию, ТМК), проект предполагает совокупное финансирование из трёх источников: федеральный и региональный бюджеты, а также бюджеты опорных промышленных компаний. Так, на обновление инфраструктуры Волжского политехнического техникума в городе Волжском Волгоградской области исполнительная власть выделила на программу 100 млн рублей, а опорный работодатель — 21 млн рублей. Еще 15 млн рублей направило правительство области. Финансовая составляющая от предприятий идёт, как правило, на ремонт и модернизацию помещений учебного заведения под установку того оборудования, которое закупается в рамках федерального и регионального бюджетов.

Новая федеральная программа в регионах опирается на богатый опыт взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений. Так, к примеру, по инициативе Таганрогского металлургического завода (ТАГМЕТ) ТМК и при поддержке Правительства Ростовской области на базе Таганрогского техникума металлургии и машиностроения еще в 2019 году был запущен учебно-производственный участок «Резчик труб», а в 2021 — «Гидравлика». «На эти цели выделено более 23 млн рублей областного бюджета» — как сообщает Тамара Шевченко. «Причём, заводские деньги были конкретно выделены на оснащение чёрноматериальной базы, то есть всего того, что нужно для реализации учебного процесса. Участок «Гидравлика» был создан под особенности технологического процесса завода и оснащён уникальными тренажёрами, которые позволяют обучать студентов под конкретный заказ завода. Когда к нам приезжали специалисты из Волжского, они называли это уровнем «бауманки», — добавляет заместитель директора по учебно-методической работе таганрогского техникума Антонина Лапкина.

Образовательный аспект

Помимо материальной составляющей, немаловажной частью реализации программы является совместная работа над адаптацией и корректировкой учебных процессов, локомотивом которых становятся запросы предприятия.

Как рассказал директор Волжского политехнического техникума Сергей Саяпин, особенность «Профессионалитета» — это конструирование под задачи работодателя. «Сегодня им нужна одна рабочая специальность, завтра — другая. И мы должны оперативно под них подстраиваться. Для этого и готовится конструктор программ. Преподаватель теперь должен мобильно перестраиваться и отойти от того, что он работает в аудитории, где 25 человек сидят рядом и больше ничего не надо делать. Перестраивается вся система».

Предварительный многолетний опыт тесного сотрудничества ТАГМЕТа и техникума нивелирует подобные сложности, но только отчасти. «Процесс этот, как и любой проект, достаточно комплексный. Меняется все: от мозгов и самого восприятия на уровне коллектива и заканчивая системой управления. Она все равно радикально отличается. Приходится все менять, все шаги согласовываются с работодателем. Начиная с выбора модулей, которые будут внедрены в учебный процесс, с этапа проектирования программ. Какие профессии, какой срок обучения...» — рассказывает Антонина Лапкина.

Опорными предприятиями и Волжского, и Таганрогского техникумов являются предприятия ТМК. Координирует участие ТМК в «Профессионалитете» Корпоративный университет ТМК2U, и это, безусловно, унифицирует и упрощает процессы. Компания курирует шесть колледжей, четыре из них уже вошли в «Профессионалитет» в 2022 году, и еще два войдут в этом, благодаря чему уже апробированы все внутрикорпоративные коммуникации и учтены нюансы, проводятся стратегические сессии для управленцев техникумов и предприятий.

2023-03_ВТЗ_открытие_классов_в_ВПТ_по_программе_профессионалитет (34).jpg
Поделиться
Фото: пресс-служба ТМК

Кадровый аспект

Эксперты сходятся во мнении, что программа позволит удовлетворить кадровый голод. Более того, сегодня наблюдается конкуренция между предприятиями, кадровый дефицит ощущается здесь и сейчас уже на протяжении нескольких лет.

«Кто-то уезжает, кто-то выходит на пенсию и так далее. Понятно, что из этого не все профессии требуют очень высокой квалификации. Поэтому при заходе в программу мы выбрали те пять направлений, по которым нам важен приток специалистов с СПО. Это рабочие специальности, и на всех этих специальностях есть карьерная карта. Сегодня студент приходит рабочим, а через какое-то время он уже становится мастером на участке», — объясняет Сергей Ренжигло, начальник управления развития и привлечения персонала ТАГМЕТа

Работа на конечный результат и гарантированное трудоустройство студентов — пожалуй, одно из самых важных звеньев в цепи реализации программы. «Конечно, то, что после обучения на современном оборудовании наш студент сразу же будет трудоустроен — это превосходно. — уточняет Сергей Саяпин. — И особенно актуально в нашем случае, когда мы говорим о кластере и о том, что у нас в Волжском много предприятий. Все они испытывают кадровый голод. Более того, как я понимаю, мы даже по запросу не сможем закрыть все, что они хотят, в ближайшей перспективе».

«Согласно статистике осени 2022 года из всех работников завода около 1000 человек, то есть приблизительно каждый пятый, — наши выпускники, причем 15% или даже чуть больше занимают руководящие должности. Так что наш колледж — уже сегодня серьёзный поставщик кадров для ТАГМЕТа», — вторит ему Антонина Лапкина.

Одна из самых острых проблемных зон в реализации программы «Профессионалитет», которую отмечают эксперты — имидж рабочих специальностей и вообще культуры физического труда среди выпускников и их родителей. Программа гарантировано обеспечивает раннее погружение в профессию, еще со студенческой скамьи, и заключение целевых договоров. Основной критерий для участников кластера – работодателей и ссузов — трудоустройство до 85% студентов. И в этой связи каждая деталь реализации программы направлена на формирование у молодежи интереса к рабочим профессиям, демонстрируя их высокотехнологичность и востребованность. Работодатели заранее предусматривают дополнительные стипендии и планируют заключать целевые договоры с выпускниками. Ранняя профориентация и подобные меры поддержки, погружение студентов в корпоративную культуру, дают надежду на то, что выпускники программы через два года и 10 месяцев станут квалифицированными специалистами и в дальнейшем, при желании, смогут получить высшее образование. Также в ТМК отмечают, что создание условий для получения востребованной профессии, перспективного трудоустройства и карьерного роста — это вклад в социальное развитие регионов присутствия. Такие изменения в образовательном ландшафте и гарантированные рабочие места позволят воспитать и удержать в регионах квалифицированных сотрудников.

Реализация «Профессионалитета» только началась. Станет ли она настоящей кузницей кадров — покажет время. Но очевидно, что и у работодателей, и у образовательных учреждений, и у экономики регионов, и у общества в целом появился шанс оперативно удовлетворить кадровый дефицит и вызвать интерес к высокотехнологичным рабочим специальностям.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .