108 113 15

Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития зернового комплекса РФ до 2035 года

7116
7 минут

Развитие зерновой отрасли увязано с продовольственной безопасностью страны и увеличением экспорта. Между тем, эксперты считают прогнозы, изложенные в стратегии, довольно посредственным.

Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития зернового комплекса РФ до 2035 года

ideiforbiz.ru
Поделиться
Развитие зерновой отрасли увязано с продовольственной безопасностью страны и увеличением экспорта. Между тем, эксперты считают прогнозы, изложенные в стратегии, довольно посредственным.

Стратегия должна гарантировать продовольственную безопасность страны и создавать значительный экспортный потенциал, сообщается на сайте правительства.

«Мы по итогам 2018 года вошли в тройку крупнейших экспортеров в мире — в зависимости от того, как и что считать, по некоторым позициям мы на первом месте. У нас есть все возможности, чтобы продолжать наращивать поставки за рубеж, но, естественно, без ущерба для решения внутренних задач по обеспечению продовольственной безопасности», — отметил премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства РФ вчера.

Цель стратегии – «формирование высокоэффективной, научно и инновационно ориентированной, конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной сбалансированной системы производства, переработки, хранения и реализации основных зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки», говорится в сообщении на сайте. Стратегия развития зернового комплекса должна гарантировать продовольственную безопасность страны и создавать значительный экспортный потенциал.

«Реализация стратегии позволит повысить эффективность и технологичность предприятий зернового комплекса, усилить позиции России на мировом рынке зерна и продуктов его переработки, окажет комплексное воздействие на смежные отрасли, в том числе за счет поддержки спроса на продукцию предприятий машиностроения, производства удобрений и средств защиты растений», – отмечается в сообщении.

Документ был подготовлен Минсельхозом РФ.

В документе заложено три сценария развития зернового комплекса: оптимистический, базовый и пессимистический. В базовом сценарии предусмотрен рост производства зерна до 140 млн тонн к 2035 году, что позволит экспортировать 55,9 млн тонн зерновых. В оптимистичный сценарий заложен рост производства до 150,3 млн тонн и экспорта до 63,6 млн тонн, при этом посевные площади должны возрасти до 50 млн га, а урожайность – до 35,3 центнера с гектара. Пессимистичный сценарий предполагает производство зерна в объеме 125,4 млн тонн к 2035 году и экспорт в объеме 39,7 млн тонн.

В 2018 году урожай зерна в России составил 113,3 млн тонн. Экспорт зерна в 2018–2019 сельхозгоду (завершился в июне) составил 43,3 млн тонн (в том числе 35,2 млн тонн пшеницы). В 2019 году, по прогнозу Минсельхоза, урожай зерна составит 118 млн тонн. Экспорт в 2019–2020 сельхозгоду ожидается в объеме 45 млн тонн (в том числе 36 млн тонн пшеницы).

Как отмечает Минсельхоз, стимулирование зерновой отрасли будет содействовать решению задачи по увеличению экспортных поставок продовольствия за рубеж до $45 млрд в течение ближайших шести лет, а также придаст импульс развитию смежных отраслей. К 2035 году потребление зерна в России составит 86,6 млн т, в том числе 52,3 млн т будет использовано при производстве кормов и комбикормов, 15,2 млн т будет направлено на пищевые цели, 12 млн т — на обеспечение аграриев семенным материалом, 5,6 млн т — на прочие цели промышленной переработки зерна.

Стратегия также уделяет внимание повышению качества производимого зерна. «Для увеличения объема производства высококачественной пшеницы будет сделан акцент на развитии механизмов мониторинга рынка пшеницы по конкретным качественным характеристикам и сокращении карантинных объектов», — говорится в сообщении Минсельхоза.

Оценочный объем инвестиций в наращивание производства зерновых составляет 3,4 трлн руб. в 2019-2035 годах, сообщает журнал «Агроинвестор». Основная часть расходов (3,3 трлн руб.) пойдет на закупку тракторов и комбайнов, 81 млрд руб. — на ввод новых посевных площадей (3 млн га при затратах 27 тыс. руб. на гектар), 10,9 млрд руб. — на известкование пашни. Прогнозная обеспеченность техникой к 2035 году составит 156 га на один трактор, задействованный на посевных площадях под зерновыми и зернобобовыми агрокультурами, и 278 га на один зерноуборочный и кукурузоуборочный комбайн.

709 млрд руб. инвестиций потребуется на увеличение внутреннего потребления зерна, в том числе 150 млрд руб. — на создание мощностей глубокой переработки зерна, 559 млрд руб. — на создание и модернизацию мощностей мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Инвестиции в развитие инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения оцениваются в 281 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. нужно на строительство мощностей хранения зерна и еще 140 млрд руб. — на возведение портовых и сухопутных перевалочных мощностей. Инвестиции в научно-техническое обеспечение зернового комплекса, как ожидается, составят 12,5 млрд руб.

Прогнозы роста урожая зерна до 140 млн т и даже до 150,3 млн т являются очень скромными, сообщал ранее «Агроинвестору» директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Так, урожай превышал 135 млн т уже в рекордном по сбору зерновых 2017 году. Расширение площадей под зерновыми до 50 млн га к 2035 году Сизов считает вполне реалистичным, но повышение урожайности до 35,3 ц/га — небольшим.

По словам аграриев, цели, заявленные в стратегии, нельзя реализовать без поддержки села. По словам гендиректора ООО «Зазерское» Дмитрия Шишкалова, на развитие сельских территорий средств практически не выделяется. «Село вымирает, работать некому, дома строить тоже некому — текучесть работоспособного населения в город достигла угрожающих масштабов», — отмечает Шишкалов. По его словам, делать упор на рост объемов производимого зерна также неверно, так как в России производят в основном только озимую пшеницу, которую затем отправляют на экспорт. Непонятны потребности животноводства и развития мукомольной промышленности, которые, по словам Шишкалова, также должны развиваться с перспективой экспорта, а на международных рынках «нас с этой продукцией никто не ждет».
Установленные целевые показатели стратегии, позволяют сделать вывод о необходимости увеличения текущего парка тракторов и зерноуборочных комбайнов в 2,5-3 раза. Кроме этого, проблема осложняется высоким уровнем износа техники. По данным МСХ в структуре парка 73,1% тракторов и 61,5% зерноуборочных комбайнов представлены машинами старше 10 лет, т.е. используются сверх установленного эксплуатационного периода. Текущие объемы рынка самоходной техники не позволяют остановить ежегодное сокращение парка, однако, следует отметить, что благодаря мерам господдержк, коэффициент выбытия в последние годы существенно снизился. Следует также учитывать, что для того чтобы ликвидировать проблему износа парка на стратегическом горизонте в 15 лет необходимо не только обеспечить необходимый положительный баланс между поступлением и выбытием техники, но и фактически произвести полную замену парка. По оценкам МСХ  для того, чтобы перейти к увеличению парка сельскохозяйственной техники и в ближайшей перспективе достичь расчетной обеспеченности, СХО необходимо ежегодно приобретать по 45 тыс. тракторов, 12 тыс. зерноуборочных и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов, что выше текущих объемов рынка в 2,5-4 раза. Смогут ли российские производители обеспечить необходимый уровень поставок техники? Да, смогут. Текущего потенциала имеющихся производственных мощностей и вводимых в эксплуатацию будет достаточно для реализации целей стратегии. Основной проблемой остается обеспечение ликвидностью того огромного объема неудовлетворенного спроса на агромашины накопленного за десятки лет у сельхозпроизводителей. Бесспорно, без всесторонней государственной поддержки аграриев данный вопрос разрешить будет невозможно. Требуется сохранение и расширение финансирования таких программ как ППРФ №1432. Необходимо создание гибкой системы лизинга и кредитования, которая с одной стороны, снизит финансовую нагрузку на аграриев, с другой позволит охватить все потребительские сегменты. Требуется создание стабилизационных инструментов и механизмов, обепечивающих нивелирование конъюнктурных спадов на рынках продуктов АПК. Следует уделить внимание популяризации новейших технологий сельхозпроизводства для повышения эффективности агросектора.

По словам директора по маркетингу компании «Ростсельмаш» Максима Нахабо, установленные целевые показатели стратегии, позволяют сделать вывод о необходимости увеличения текущего парка тракторов и зерноуборочных комбайнов в 2,5-3 раза. По его словам, текущего потенциала имеющихся в России производственных мощностей сельхозтехники и вводимых в эксплуатацию будет достаточно для реализации целей стратегии. «Основной проблемой остается обеспечение ликвидностью того огромного объема неудовлетворенного спроса на агромашины накопленного за десятки лет у сельхозпроизводителей. Бесспорно, без всесторонней государственной поддержки аграриев данный вопрос разрешить будет невозможно. Требуется сохранение и расширение финансирования таких программ, как Постановление №1432. Необходимо создание гибкой системы лизинга и кредитования, которая с одной стороны, снизит финансовую нагрузку на аграриев, с другой позволит охватить все потребительские сегменты. Требуется создание стабилизационных инструментов и механизмов, нивелирующих конъюнктурные спадов на рынках продуктов АПК. Следует уделить внимание и популяризации новейших технологий сельхозпроизводства для повышения эффективности агросектора», — отмечает Максим Нахабо.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .