Поделиться
— В 2012 году мы действительно заняли первое место в СКФО по темпу роста инвестиций в основной капитал, а по индексу промышленного производства — второе. В этом году показатели роста инвестиций также хорошие. С января по июль объём инвестиций по крупным и средним предприятиям уже превысил четыре миллиарда рублей — это более чем на 35 процентов выше аналогичного периода прошлого года. В промышленности в первом полугодии произошло небольшое сокращение производства. Это было связано с тем, что автозавод «Дервейс», действующий на территории Карачаево-Черкесии, существенно модернизировал своё производство и буквально на днях запустил новую технологическую линию сборки тайваньских кроссоверов. Ожидается, что после этого объём производства автомобилей значительно возрастёт, и к концу года мы подойдём с неплохими результатами в промышленном секторе. Индекс промышленного производства по итогам года, согласно оценке минэкономразвития республики, составит 110 процентов.
На самом деле, цифры и статистика — это понятие относительное. Самое главное, у нас есть чёткое понимание, куда и зачем мы движемся. У нас есть точки роста, как самой республики, так и в контексте развития Северо-Кавказского федерального округа. Вице-премьер, полномочный представитель президента России в СКФО Александр Геннадиевич Хлопонин ориентирует нас на максимальное использование собственных ресурсов, вкупе с различными мерами государственной поддержки, которые сегодня реализуются в округе. Это, на мой взгляд, получается.
— В вашей команде значительное место занимают люди с большим опытом хозяйственной работы. Как вы считаете, в какой степени это сказалось на том, что в республике активизировался рост инвестиций и экономики в целом?
— Мне бы очень хотелось верить в то, что в республике действительно начался серьёзный экономический рост. В то же время вопросы к министерствам есть. Но я верю, что сегодня в правительстве Карачаево-Черкесии собралась профессиональная команда, потому что сам доверил людям определённые должности. При подборе команды я учитывал совокупность качеств. Если человек — профессионал в своей сфере, но у него нет личностных достоинств, работать с ним будет тяжело. А на определённом этапе становления любой деятельности роль личности действительно очень важна. Тем более что мне сложнее подбирать команду, чем главам многих других регионов, поскольку у нас необходимо учитывать фактор национальной принадлежности. Хотя я всегда говорил, что среди представителей любой национальности Карачаево-Черкесии есть люди, которые будут профессионально справляться со своими обязанностями на любой должности.
— Насколько эффективно республика взаимодействует с федеральными институтами развития регионов, прежде всего с Внешэкономбанком? Какие проекты ВЭБ сегодня готов кредитовать на территории Карачаево-Черкесии?
— Внешэкономбанк — наши друзья и партнёры. У нас создана рабочая группа по координации совместной деятельности правительства республики и представительства Внешэкономбанка в Пятигорске по отбору приоритетных инвестпроектов. В июле на её заседании были достигнуты договорённости о возможности финансирования четырёх крупных проектов — ЗАО «Кавказцемент» (модернизация цементного производства), ООО «Рустона» (добыча полезных ископаемых), ОАО «Хабезский гипсовый завод» (производство стройматериалов) и ООО «Квест-А» (строительство фабрики по переработке шерсти). Кроме того, идёт совместная работа по реализации программ Внешэкономбанка, связанных с микрофинансированием субъектов малого и среднего предпринимательства и гарантийной программой ОАО «МСП Банк». Есть и ещё один важный аспект работы с ВЭБом. В отличие от многих банков, ВЭБ располагает возможностью независимой оценки того или иного субъекта федерации или конкретного проекта. Это значит, что мы в данном вопросе можем не идти по длинному или затратному пути привлечения иностранных рейтинговых агентств.
Туризм: Домбай не отстанет от Архыза
— Какие работы в этом году планируется выполнить по крупнейшему инвестпроекту республики — строительству горнолыжного курорта в Архызе?— Мы полностью завершили строительство подводящей инфраструктуры, теперь основные работы идут на площадке первого посёлка курорта «Архыз-1650». Конечно, хотелось бы, чтобы создание курорта продвигалось гораздо быстрее, учитывая то, что это первый проект в рамках туристического кластера Северного Кавказа. Но если брать те графики и планы, которые мы наметили, то всё идёт в соответствии с ними и на довольно высоком уровне. Прежде всего, в этом году планируется ввод в строй второй канатной дороги гондольного типа — кстати, это самая длинная канатка в России, построенная в высокогорье. Также совместно с «Группой Синара» должен быть построен ресторан быстрого питания, ожидается сдача в эксплуатацию трёх гостиниц — трёхзвёздных на 74 и 40 номеров и четырёхзвёздной на 35 номеров.
— В какой степени на ходе реализации проекта сказалась смена руководства ОАО «Курорты Северного Кавказа»?
— У нас с «Курортами Северного Кавказа» всегда были конструктивные отношения. С новым генеральным директором компании Сергеем Викторовичем Верещагиным у нас сложилось взаимодействие, ещё когда он был заместителем министра регионального развития и помогал республике, в том числе в продвижении программы по строительству подводящей инфраструктуры Архыза — в этом процессе есть его большая заслуга. Максим Сергеевич Быстров и в ранге заместителя полпреда в СКФО, и в должности председателя совета директоров КСК тоже всегда нам серьёзно помогал. Так что на данный момент никаких кардинальных изменений нет, и мы видим хорошие перспективы, учитывая сегодняшние планы КСК.
— Не так давно стало известно, что руководство Карачаево-Черкесии ведёт переговоры о включении в туристический кластер старейшего горнолыжного курорта республики — Домбая. Какие соглашения по этому вопросу уже достигнуты?
— Мы действительно это планируем и уже общались на эту тему с руководством КСК. В нашу последнюю встречу говорилось о том, что необязательно вводить земли в Домбае в особую экономическую зону, но сам факт вхождения в проект уже значит многое. Главное, у нас есть взаимопонимание с руководством КСК, что Домбай в туркластер надо включать. Сама республика немало сделала для этого. В Домбае есть современная канатная дорога, идут работы по развитию инфраструктуры этого курорта. Уже есть договорённость и приняты соответствующие решения, что в следующем году в Домбае будет газ, строительство газопровода от Карачаевска до Теберды уже идёт. Тем более, что по пути в Домбай есть населённые пункты, где живёт немало людей, которые также будут обеспечены газом. Кроме того, решив проблему газификации, мы улучшим экологическую обстановку, потому что сегодня в этой части республики топят дровами и углём. Есть также договорённость с МРСК Северного Кавказа о подведении к Домбаю дополнительной линии электропередачи, которая увеличит мощность для курорта. Проблемы с водоснабжением и канализацией мы также решаем.
— Когда началось строительство Архыза, высказывалось мнение, что Домбай может потерять свою привлекательность для инвесторов и туристов. Эти опасения пока не подтвердились?
— Приведу только один факт: у нас есть предприниматели, которые со следующего года готовы строить в Домбае ещё две канатки. Добавьте к этому планы по инфраструктуре, о которых я сказал. Я всегда говорил, что внутренняя конкуренция будет только способствовать качеству предоставляемых услуг. Возьмите любую страну в Альпах — с одного курорта там можно легко переехать на лыжах на другой. Та же самая схема может быть реализована и у нас.
АПК: социальные приоритеты
— Судя по ряду высказываний министра сельского хозяйства РФ Николая Фёдорова, Карачаево-Черкесия сегодня воспринимается федеральным центром как один из наиболее передовых регионов России по уровню развития АПК. Как бы вы оценили достижения республики в этой сфере?— Мы признательны министру за поддержку Карачаево-Черкесии, но, насколько я знаю, продуктивные отношения у главы Минсельхоза складываются со всеми регионами с развитым АПК, так что мы здесь не стоим особняком. Хотя развитие сельского хозяйства в республике, в самом деле, имеет позитивную динамику. Мы видим успехи животноводов, которым в кратчайшие сроки удалось сформировать базу для развития специализированного мясного скотоводства. В растениеводстве происходит рост валового производства продукции, причём он достигнут не в результате увеличения посевных площадей, а благодаря росту продуктивности за счёт внедрения передовых технологий, новой техники и новейших сортов сельскохозяйственных культур.
Но всё же основная задача, связанная для меня с сельским хозяйством, — это социальное развитие села. Я вижу, что результаты здесь есть. У нас идёт прирост сельского населения, которое сейчас составляет порядка 60 процентов, а в среднем по России — около 30. Многие люди стали задумываться, стоит ли им уезжать из села, а когда в сельской местности будут рабочие места и все коммунальные услуги, думаю, этот вопрос исчезнет сам собою. В частности, по программе «Социальное развитие села» в прошлом году было построено 32 километра газопроводов, в этом году планируем ввести ещё около 41 километра. Около 57 миллионов рублей направлено в прошлом году на развитие водоснабжения на селе, причём упор делаем на тех населённых пунктах, в которых никогда не было центрального водопровода. К 2016 году мы ставим задачу решить проблему водоснабжения всех населённых пунктов республики.
— Какова позиция руководства республики в отношении начатого процесса приватизации крупнейшего в России тепличного комбината «Южный», принадлежащего правительству Москвы? Как скоро планируется завершить этот процесс?
— Главный вопрос сейчас — насколько реалистична оценка стоимости предприятия? Акции комбината в апреле выставлялись на продажу по цене 6,6 миллиарда рублей, но аукцион не состоялся в связи с отсутствием участников. Сейчас в департаменте имущества правительства Москвы идёт вторая оценка акций, и если она окажется более реалистичной, то я не исключаю, что республика сама попытается участвовать в аукционе, чтобы стать собственником комбината. Ситуация вокруг «Южного» меня как руководителя региона, безусловно, беспокоит. Это одно из ключевых градообразующих предприятий республики, на котором работает около трёх тысяч человек, преимущественно из сельских населённых пунктов.
— Какими рисками чревата возможная продажа предприятия по частям, о чём недавно утверждалось в прессе?
— Я думаю, что это неверная информация. Но если представить себе продажу предприятия по частям, то такое решение несёт в себе в первую очередь экономические риски — это увеличение затрат на управленческие расходы, нарушение целостной системы внутреннего тепло‑ и энергоснабжения. Возможен отток специалистов. В целом всё это может привести к снижению конкурентоспособности и рентабельности предприятия, ухудшению финансового положения. А ещё больше меня беспокоят риски социальные, поскольку «Южный» — это рабочие места и значительный соцпакет: доставка людей на работу, бесплатные путёвки в санатории и детские оздоровительные лагеря, льготное питание для работников. Кроме того, предприятие содержит культурно-оздоровительный комплекс. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы новый собственник, кто бы им ни стал, сохранил определённые социальные обязательства, связанные с комбинатом. В частности, те социальные и коммунальные объекты, которые принадлежат комбинату, не должны в результате приватизации перейти к муниципальному образованию. Я надеюсь, что в конечном итоге этот процесс пройдёт успешно, потому что это предприятие, у которого есть будущее.
Транспортный тупик: выходы есть
— Для Карачаево-Черкесии, особенно с учётом развития курортов, остро стоит вопрос развития транспортной инфраструктуры. В частности, анонсировались планы продления железнодорожной ветки до Карачаевска и строительства нового аэропорта. Можно ли эти проекты назвать реальными?— Конечно, транспортная тупиковость Карачаево-Черкесии должна быть преодолена, и на данный момент наиболее реалистичны планы строительства аэропорта в Зеленчукском районе и дороги Черкесск — Адлер. Предварительно стоимость строительства аэропорта оценена в 3,5 миллиарда рублей. Компаний, желающих инвестировать в аэропортовый комплекс, немало, можно говорить даже о конкуренции между ними, хотя называть их преждевременно, пока нет решения по поводу строительства на государственном уровне. Но могу сказать, что соответствующее поручение Минтрансу со стороны руководства государства есть. Этот вопрос также прорабатывается совместно с Министерством обороны, поскольку рядом с территорией, где планируется построить аэропорт, находится крупное воинское соединение. Есть поддержка на уровне руководства страны и у проекта строительства дороги Черкесск — Адлер.
— В своё время по этому проекту предлагались два альтернативных варианта: Черкесск — Сухум и Черкесск — Адлер. Почему предпочтительным оказался второй из них?
— Я изначально был сторонником дороги до Адлера, а не до Сухума. Это более удобно, потому что если восстанавливать дорогу до Сухума, то до российского побережья нашим туристам придётся добираться через две границы, это большая потеря времени. А от Черкесска до Адлера по прямой 273 километра, это небольшое расстояние. Но значимость этой дороги выходит далеко за пределы Северного Кавказа. Со стороны Ставрополя ею смогут пользоваться те, кто едет на Чёрное море из Поволжья, с Урала и даже из Сибири. Сегодня им приходится добираться до побережья через Краснодар.
— Планируется ли восстановление пассажирского железнодорожного сообщения между Черкесском и Москвой, которое прекратилось ещё четыре года назад?
— Мы сейчас находимся в процессе переговоров с ОАО «РЖД» по этому вопросу, и на последней встрече с руководством компании поступило предложение сделать собственный фирменный поезд. До июля 2009 года у нас курсировали прицепные вагоны дальнего следования до Невинномысска, но это не очень удобный вариант. Поэтому мы, скорее всего, пойдём по пути формирования своего состава, как уже поступила Республика Ингушетия, чей опыт оказался удачным. Начнём с восьми вагонов с дальнейшей перспективой роста — я думаю, что поезд будет наполняться. Многие жители Карачаево-Черкесии сегодня постоянно ездят в Москву из Невинномысска, Кисловодска, Армавира, Ессентуков.
Черкесск — Ростов-на-Дону