Тема необходимости развития событийного направления в сфере внутреннего туризма всё чаще поднимается в последние годы. На весеннем совещании о развитии отрасли министр культуры Владимир Мединский даже заявил, что «без событий нет современного туризма», и с этого года федеральный центр начинает помогать регионам создавать специальные события и соучаствовать в их проведении.
На Юге этот тренд уже уловлен. Например, в материалах, подготовленных для «Эксперта ЮГ» в министерстве курортов и туризма Краснодарского края, указано, что, по ряду оценок, «в недалёком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров». Конечно, решимость краснодарских властей развивать этот сегмент турбизнеса подпитывается и наличием успешных кейсов. Так, фестиваль «Кубана», собравший в этом году порядка 200 тысяч человек, уже сейчас входит в число самых крупных и раскрученных музыкальных фестивалей в стране — наравне с «Нашествием» и «Роком над Волгой».
И всё же модель развития событийного туризма, какой она сейчас складывается, ещё не назовёшь оптимальной. Пока такие крупные мероприятия, как «Кубана», чем-то напоминают малоуправляемое стихийное бедствие, контролировать которое совсем непросто, да и менеджеров, имеющих опыт работы с опенэйрами такого масштаба, можно пересчитать по пальцам. А значит, любая мелочь грозит обернуться скандалом или катастрофой. Как ни готовилась Благовещенка к приёму «Кубаны» в этом году, всё равно гладко мероприятие не прошло: в последние два дня не справился центральный водопровод, и посёлок остался без воды — всё ушло на нужды фестиваля. Да и представить, что в ближайшие несколько лет в регионе появится, скажем, десяток фестивалей, собирающих по 200 тысяч человек, очень сложно.
К тому же такая массовость — не всегда благо для самих участников. Аудитория подобных крупных мероприятий далеко не всегда однородна: некоторое время назад даже знаменитый Грушинский фестиваль авторской песни в Самарской области представлял собой очень эклектичную смесь из собственно бардов, панков, рокеров и много кого ещё — просто потому, что фестивалей для каждой из этих субкультур не было. Однако постепенно стали появляться и более нишевые продукты.
Куда более реалистичным выглядит сценарий, согласно которому на Юге появится примерно 20 фестивалей масштабом в 5–10 тысяч человек каждый, ориентированных на разную целевую аудиторию. И в этом случае нагрузка как на транспортную, так и на гостиничную инфраструктуру мест проведения опенэйров станет равномерной. При этом совсем не обязательно проводить фестивали в уже известных городах — Сочи или, например, Геленджике. Ведь событийный туризм легко использовать как инструмент для «раскрутки» новых мест: ещё несколько лет назад та же Бугазская коса была богом забытым местом, а силами любителей кайт-сёрфинга — и не последнюю роль здесь, кстати, сыграл фестиваль BeeKiteCamp — сейчас там появляются гостиницы и кафе. Ещё более показательный пример — село Поповка в Крыму, известное благодаря проводимому там уже более 20 лет фестивалю «Республика Казантип». За годы проведения фестиваля — и во многом именно благодаря ему — село превратилось в раскрученный курорт с хорошей инфраструктурой. Конечно, идти этим путём может любой из южных регионов.
Напоследок — важное замечание. Хотя все предыдущие примеры связаны с морским побережьем, но море — это вовсе не обязательное условие для проведения хорошего фестиваля. Конечно, море несколько упрощает работу по привлечению участников, но всё равно они едут не на пляж, а на событие. Более того, вся прелесть событийного туризма как раз в том, что, по большому счёту, территориям для его развития не нужны никакие другие ресурсы — ни красивые пейзажи, ни богатая история, ни масса достопримечательностей. Кажется, власть только сейчас начинает понимать эту простую истину, понятую в Европе уже довольно давно. Целый ряд территорий имеет по унылому «фестивалю для галочки» — и власти довольны; а иметь на деле можно много мероприятий и при этом — успешных.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .