92 100 13

Экономика Северного Кавказа намерена расти

ЭКСПЕРТ ЮГ №12 2022
4073
7 минут

В целом Северо-Кавказский федеральный округ подошел к новой экономической ситуации, созданной обстоятельствами 2022 года, с хорошими предпосылками: здесь принята новая амбициозная стратегия, перезагружен ключевой институт развития, крупный бизнес хорошо заработал накануне кризиса

Экономика Северного Кавказа намерена расти

Северный Кавказ может развиваться на основе прорывных проектов, которые сегодня есть в каждом регионе//Фото здесь и далее: "Эксперт Юг"
Поделиться
«Эксперт Юг» провел в Ессентуках ежегодную конференцию «Точки роста для Северного Кавказа», в рамках которой представители региональной власти, институтов поддержки, руководители средних и крупных предприятий СКФО обсуждали вопросы развития региона в новых условиях, а также выделяли точки роста в региональной экономике.

Гости мероприятия.jpg
Поделиться
Бизнес Северного Кавказа сегодня ищет новые возможности для развития

Согласно ежегодному исследованию Аналитического центра «Эксперт Юг» крупный бизнес СКФО подошёл к событиям 2022 года в очень хорошей форме: совокупная прибыль компаний выросла почти в пять раз, а выручка — на 26%. По мнению многих участников конференции сложившаяся экономико-политическая ситуация создает целый ряд предпосылок для ускоренного развития Северного Кавказа. Уже с учетом новых реалий и новых возможностей, появившихся в связи с уходом иностранных компаний, Министерство экономического развития РФ совместно с федеральными ведомствами и субъектами СКФО разработало новую стратегию округа до 2030 года — она была принята в апреле 2022 года.
На эту тему
Крупный бизнес СКФО 2022: рывок ковидной эпохи
Поделиться

Развитие в ситуации санкций

Традиционно кризисные периоды регионы-лидеры и регионы с ослабленной экономикой проходят кардинально по-разному — так, что разрыв между ними увеличивается. СКФО по ряду показателей сильно отстает от среднероссийских. Например, уровень инвестиций в основной капитал на душу населения по состоянию на 2020 году составлял в СКФО 52% от среднероссийского показателя, а объем ВРП на душу населения — 36%. При этом по итогам предыдущих пяти лет никак нельзя сказать, что этот разрыв сокращается – по определенным показателям он даже увеличился. Поэтому обсуждая перспективы экономики СКФО важно говорить не просто о темпах экономического роста — важно понимать, будут ли это достаточные темпы роста для того, чтобы разрыв со среднероссийскими показателями сокращался. Однако текущий кризис СКФО имеет шанс пройти лучше, чем предыдущий.

В качестве лакмусовой бумажки для оценки того, что происходит с российской экономикой в 2022 году выступает рынок лизинга. Лизинг — механизм, который используется в большинстве инвестпроектов для приобретения оборудования, техники и т.д. «Если на конец 2021 года прирост составлял 62%, то первое полугодие 2022 года показало падение на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наиболее сильное падение в сегменте транспорта пришлось на легковой автотранспорт, потому что большая часть поставщиков ушла с нашего рынка, — рассказала Елена Махортова, руководитель Ставропольского филиала компании «Интерлизинг». — Сейчас вместо ушедших глобальных европейских брендов мы видим, как сегменты техники, оборудования, грузового транспорта начали занимать азиатские производители, а также активно развивающиеся отечественные. Если вопрос по замещению техники уже понятен, то о полноценном замещении оборудования пока очень рано говорить. Немного улучшить ситуацию с поставками техники помог параллельный импорт, который сейчас начал активно развиваться. Однако, я вижу дёгтя в этой бочке мёда, поскольку, во-первых, у нас нет полноценной гарантии на эту технику, а, во-вторых, наблюдается дефицит запчастей».

Развитие в этих обстоятельствах, безусловно, — не самая простая задача.

Елена Махортова.jpg
Поделиться
Елена Махортова, руководитель Ставропольского филиала компании «Интерлизинг»: Сейчас вместо ушедших глобальных европейских брендов сегменты техники, оборудования, грузового транспорта начали занимать азиатские производители.

Главные точки роста

«У нас есть 35 прорывных проектов, которые финансируются в том числе при помощи АО «КАВКАЗ.РФ», — рассказала Альбина Муртаева, заместитель директора департамента социально-экономического развития СКФО Министерства экономического развития РФ. — Например, республика Дагестан — это территория обувщиков, поэтому там планируется создание кластера мужской и женской обуви, уже сейчас начато производство в Дагестане. В Ингушетии запланировано создание алюминиевого кластера, и уже функционирует завод, который реализовывался в рамках госпрограммы развития СКФО и производит более трёх тысяч наименований продукции из алюминиевого профиля. В Кабардино-Балкарии создается вольфрамомолибденовый кластер, который предполагает восстановление комбината, который был в своё время гордостью вообще всей советской металлургии. В Карачаево-Черкесии – создание горнообогатительного комбината добычи медно-колчеданных руд. В Северной Осетии – овощной и плодоовощной кластер. В Чеченской Республике – кластер строительных материалов, в Ставропольском крае – кластер по производству удобрений и азотных соединений. Эти кластеры и есть те точки роста, которые мы сейчас видим».

Андрей Цемахович, первый заместитель генерального директора АО «КАВКАЗ.РФ», поделился своим видением того, какие точки роста являются перспективными и каким образом их развивать: «Одной из точек роста, которая пока не развита на Северном Кавказе и будет интересна инвесторам, — это переработка. Она требует небольших вложений и в то же время обеспечивает сбыт той продукции, которая иногда в избытке уже производится на Северном Кавказе. Что касается туризма, то несмотря на то, что уже большая часть горнолыжных курортов развита, текущий год при возросшем туристическом потоке продемонстрировал проблемы с местами размещения, начиная от самых дешёвых глэмпингов до трех-четырех-пятизвездочных отелей. В КМВ не хватает средств размещения, при том, что имеется много заброшенных санаториев, которые должны быть инвестиционно-привлекательными. В ближайшее время, мне кажется, потребуется развитие и медицинского направления. В своё время существовала идея создания медкластера, которая потом была заморожена. Может быть, стоит посмотреть в этом направлении ещё раз в связи с тем, что в ряде близлежащих стран сфера медицинских услуг не очень развита, а при наличии того уровня медицины и тех технологий, которыми обладает Российская Федерация, это была бы тоже определённая точка роста».

Цемахович.jpg
Поделиться
Андрей Цемахович, первый заместитель генерального директора АО «КАВКАЗ.РФ»

Андрей Цемахович говорит и том, что Кавказ.рф, вобравший работавшие ранее «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорацию Северного Кавказа», значительно активизировал работу с инвесторами — за последний год корпорация рассмотрела около 40 заявок, из которых примерно по десяти предварительно анонсировано положительное решение.

Дополнительные направления инвестиций для СКФО

Аналитики Консорциума Леонтьевский центр – AV Group сделали акцент на выделении перспективных, но явно недоинвестированных направлениях экономики СКФО.

«С 2014 по 2020 годы инвестиции СКФО в основном пришлись на химическую промышленность, продукты питания, строительные материалы— говорит Андрей Ефремов, директор по исследованиям Консорциума Леонтьевский центр – AV Group. — Там же максимально выросла отгрузка, но, если мы посмотрим на человеческий капитал региона, то увидим, что он нас сконцентрирован не только в этих областях. У нас есть электротехническая, радиоэлектронная промышленность, станкостроение, авиастроение, космос, легкая промышленность и мебельное производство.

В этих отраслях есть человеческий капитал, но при этом инвестиции на минимуме».
Алексей Крыловский, управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр — AV Group, полагает, что наиболее актуальной задачей в текущих условиях становится развитие обрабатывающих производств СКФО, высокий потенциал которых используется в настоящее время не в полной мере. «Инвестиции в обработку с 2014 по 2020 год составили 178 миллиардов рублей. Много это или мало? Наверное мало, потому что отгрузка только за 2021 год в обрабатывающих производствах – 537 миллиардов. Инвестиционные приоритеты СКФО – химическая промышленность, продукты питания, строительные материалы, но нам видится, что нужно ещё более фокусно затачивать стратегию округа на производственно-технологические акценты. И нужно смотреть на каждое из направлений. Например, производство продуктов питания и переработка. Ставропольский край производит практически продуктов на 100 миллиардов — это 26 место в России. Но если сравнивать с Краснодарским краем, то мы значительно отстаём, хотя Ставропольский край мог бы стать перерабатывающим хабом всего округа, потому что здесь концентрируется вся логистика. Но пока очень маленькие инвестиции в переработку — всего лишь 27 миллиардов инвестиций в Ставропольском крае».

Генеральный спонсор: Банк ВТБ (ПАО). 
Партнеры мероприятия: Газпромбанк,  АО «Арнест», компания «Интерлизинг», Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .