На фоне сложной международной обстановки от предприятий-экспортёров требуются нестандартные решения, с которыми готов помочь Центр поддержки экспорта.
О мерах поддержки экспортёров в регионе рассказывает руководитель Центра поддержки экспорта Ростовской области Евгения Гавриленко.
— С какими вызовами в период пандемии столкнулся ЦПЭ и как преодолел этот период?
— В первые дни, когда закрыли границы, возникло состояние неопределённости. Экспортёры (и не только они) столкнулись с целым рядом непредвиденных задач. Усложнилась подготовка экспортных сделок, появились проблемы с логистикой и таможенным оформлением, проблемы с исполнением уже заключённых экспортных договоров. По ранее заключённым сделкам появились ограничения в вывозе сельскохозяйственной продукции, а для нашего региона это очень серьёзный фактор.
Также были отменены выставки и бизнес-миссии. Между тем, как показывала наша практика, это наиболее эффективные инструменты продвижения продукции.
Мы активизировали альтернативные форматы по поиску партнёров. У нашего Центра, например, с 2019 года есть услуга по размещению продукции субъектов МСП региона на международных электронных площадках B2B и B2C. В этом году мы запланировали размещение 50 компаний на четырёх международных торговых интернет-площадках — Alibaba, All.biz, Amazon и eBay. Причём мы сразу подбираем бизнесу именно ту площадку, на которой его продажи будут наиболее эффективными.
Параллельно мы запустили мастер-классы по обучению работе на интернет-площадке. Как зарегистрировать аккаунт, как продвигать продукцию, и — уже после того, как клиент заинтересуется продуктом — что делать экспортёру, как рассказать о преимуществах товара, если он, например, не знает языка клиента, как договориться об оплате, как эту оплату получить, каким образом задекларировать товар и отправить его покупателю.
— Какая продукция, производимая на юге России, имеет наибольшие перспективы на экспортном направлении? Какие сегменты могут стать драйверами роста?
— Перспективная для экспорта продукция — это продукт ИТ-сектора и высокотехнологичная продукция, с высокой долей добавленной стоимости. Наши предприниматели делают продукцию высокого качества, при этом ниже по цене, чем у зарубежных конкурентов. Мне кажется, что сейчас стоит уделить особое внимание этому сектору и помочь ребятам выдвинуться.
Хороший пример — новочеркасская компания «Интернет-фрегат». Она разрабатывает софт на веб-технологиях и для мобильных платформ: системы электронного правительства, геоинформационные системы, решения для электронной коммерции, автоматизации продаж и логистики, порталы и сервисы.
Таганрогская компания ООО «НИЛ АП» производит системы телеметрического контроля для элеваторов. У них есть такой вид продукции, как роботы присутствия — отличная интеллектуальная продукция, которую необходимо продвигать на внешний рынок.
— Какие примеры успешного выхода на внешние рынки стоит тиражировать?
— Приведу в пример работу компании ООО «Базис», которая производит линии для фасовки продукции, как сыпучих продуктов питания, так и штучной продукции. Они работают по современным технологиям, у них есть своё конструкторское бюро.
Началось с того, что мы с ними в апреле прошлого года съездили на выставку в Узбекистан. И уже оттуда они привезли три контракта. Затем совместно с АО «Российский экспортный центр» помогли им открыть представительство в Узбекистане (оно находится на территории офиса РЭЦ), помогли с рекламой на зарубежных интернет-сайтах. Сейчас у них уже заключено восемь долгосрочных контрактов. Скоро мы поедем на выставку «БелАгро», которая состоится в начале сентября в Минске. Рынок для компании перспективный, мы надеемся на заключение новых контрактов.
— Насколько эффективна сегодня в регионе инфраструктура поддержки экспорта, чего ей не хватает для максимальной эффективности?
— Если говорить о развитии экспорта, о региональных и государственных институтах поддержки, то было бы здорово, если бы были хорошо отлажены все коммуникации. Например, заходит к нам предприниматель с идеей (у нас есть такие случаи). Допустим, он разработал какой-то интересный способ производства. Далее мы смотрим по инструментам поддержки этого начинания: в Ростовской региональном агентстве поддержки предпринимательства он может получить микрозаём, в Центре развития инноваций — грант, в лизинговой компании — приобрести оборудование, в процессе подготовки продукции мы можем помочь с упаковкой и названием, которое будет «работать» на внешнем рынке. Потом мы готовы свозить вас на выставку, сертифицировать продукцию, зарегистрировать вашу торговую марку — и вот вы уже экспортёр! Мы и сейчас это делаем, но хотелось бы, чтобы это была более гибкая и отлаженная система, чтобы она работала, как единый механизм.
У нас есть экспортное агентство «Свои люди», которым руководит Юлия Ханталина. Период вынужденной самоизоляции она использовала для организации дистанционного обучения для студентов РГЭУ (РИНХ) и молодых людей, которые хотят попробовать поставлять товары на экспорт в Юго-Восточную Азию. Завершением обучения стала защита проектов: слушатели курса придумывали продукт и презентовали цепочку шагов, который способствовал бы выходу этого продукта на рынок Китая. Мне очень понравился проект по производству мыла. Было продумано всё — начиная с формы и упаковки, пошаговый алгоритм вывода экологически чистого мыла под брендом Don Fei Zao на рынок КНР. И это ещё не всё. В Гуково есть производитель мыла, это наши клиенты. Мы связали компанию с авторами этого проекта. Думаю, сотрудничество будет результативным. Это здорово, когда встречаются молодые инициативные люди, у которых есть идеи, и производитель, который заинтересуется этой идеей и придумает, как её воплотить.
Реклама.