Ваш город: ,
80 93 11

Энергетика солнца, ветра и воды бурно растет: почему 70% зеленой энергии России производится на Юге

85
10 минут

В 2026 году в Дагестане заработают сразу две новых солнечных электростанции. Одна из них — Дербентская СЭС — войдёт в число крупнейших в России. А Новолакская ВЭС под Махачкалой станет самым крупным ветропарком страны. Сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в ЮФО и СКФО демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в стране.

Энергетика солнца, ветра и воды бурно растет: почему 70% зеленой энергии России производится на Юге

Сектор ВИЭ на Юге России демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в стране за последние годы // Фото: изображение сгенерировано ИИ
Поделиться
Также в Ставропольском крае скоро начнётся строительство новой СЭС, а в Кабардино-Балкарии –  Верхнебаксанской ГЭС, которая будет второй по величине напора среди российских гидроэлектростанций. 

Уже сегодня, по подсчётам экспертов, южные регионы обеспечивают примерно 70% всей российской ВИЭ-генерации. В ежегодном «зелёном» рейтинге Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) сразу семь регионов юга России входят в первую десятку. Лидерами по объёмам энергомощностей на основе ВИЭ, введённых в эксплуатацию с 2014 года, стали Ставропольский край, Республика Калмыкия, Астраханская и Ростовская области.

Столь высокая доля ВИЭ в энергетическом профиле южных регионов объясняется несколькими причинами. Главная из них – крайне благоприятные климатические и природные условия для использования энергии воды, солнца и ветра. Однако юг России не монолитен, здесь выделяются чёткие «кластеры» по типу ресурса.

Бизнес инвестирует в солнце


Южные регионы имеют идеальные данные для солнечной энергетики в промышленных масштабах. По инсоляции они показывают около 3,5–4,5 кВт·ч/м²/сутки, рассказывает глава холдинга SNDGLOBAL, кандидат физико-математических наук Ольга Квашенкина.

Ольга Квашенкина2.jpg
Поделиться
Ольга Квашенкина отмечает, что Юг России имеет идеальные данные для солнечной энергетики // Фото предоставлено Ольгой Квашенкиной

Здесь находятся несколько десятков солнечных электростанций. Большинство из них имеют мощность 15-25 МВт. Это не так уж и мало: СЭС мощностью 15 МВт может обеспечивать электроэнергией несколько тысяч домов. Но есть на Юге и электростанции из списка крупнейших объектов России. Это 100-мегаваттная солнечная электростанция «Старомарьевская» на Ставрополье, «Аршанская» в Калмыкии (115,6 МВт) и «Перово» в Крыму (105,58 МВт).

Сегодня регионами с самым большим фактическим и целевым объёмом установленной мощности объектов солнечной генерации, а также ресурсным потенциалом считаются Астраханская область, Ставропольский край и Дагестан, отмечают в АРВЭ. Лидерами по совокупной установленной мощности всех СЭС на юге признаны Астраханская область (353,8 МВт) и Калмыкия (297,1 МВт), где в этом году ввели в эксплуатацию ещё одну солнечную электростанцию – Красинскую СЭС мощностью 63 МВт. Инвестиции в проект составили более 6 млрд рублей.

Наиболее активно объёмы солнечной энергии наращивает Дагестан. В августе в республике начался монтаж инженерной инфраструктуры и оборудования Дербентской СЭС «Зодиак». Она будет иметь мощность 100 МВт и станет одной из крупнейших в России. Проект реализуется компанией «Новая Энергия», которая инвестирует 6,2 млрд рублей. Электростанция расположится на территории площадью 305 га, где установят почти 190 тысяч двухсторонних модулей российского производства. Открыть станцию планируют в следующем году.

До конца года в эксплуатацию введут ещё одну крупную СЭС в Дагестане. Ногайскую солнечную электростанцию мощностью 60 МВт строят на территории 155 га. Проект реализует ООО «Юнигрин Пауэр», объём инвестиций достигает 3,9 млрд рублей.

Продолжать развитие солнечной генерация намерен и Ставропольский край. Регион уже наметил планы. В 2026 году здесь начнётся строительство солнечную электростанции мощностью около 22 МВт, которая разместится на территории 19 га. Это будет первая в России крупная СЭС, созданная исключительно на частные средства, без государственного финансирования и субсидий. ООО «Солерджи» намерено инвестировать в проект 1 млрд рублей.

Аршанская СЭС Правительство Калмыкии.jpeg
Поделиться
Аршанская СЭС в Калмыкии мощностью 115,6 МВт – одна из крупнейших в России // Фото: правительство Калмыкии

При этом Ставрополье уже входит в пятерку российских регионов по количеству объектов солнечной генерации, созданных бизнесом. Интерес к инвестициям в СЭС генеральный директор международной группы производственно-инжиниринговых компаний A.ECO Александр Баделин объясняет низким уровнем затрат и небольшим сроком окупаемости таких проектов. Его компания строит ветровые и солнечные электростанции в семи странах мира.

«В солнечной энергетике мировая практика уже несколько лет показывает: минимальная приведённая стоимость энергии достигается именно с помощью СЭС. Это значит, что капитальные затраты и сроки окупаемости здесь самые низкие. По нашим проектам в Волгоградской области окупаемость в среднем составляет около 3 лет, а рекордный результат — 2 года и 6 месяцев», – говорит Александр Баделин.

На эту тему
Солнце – в Астрахани, ветер – в Волгограде: как развивается зеленая энергетика на Юге России
Поделиться
СЭС стоит рассматривать не только как удачный актив для инвестора, но и как источник дешёвой энергии для населения. Как отмечает Ольга Квашенкина, при сокращении затрат на производство солнечных панелей и оборудования совокупная стоимость энергии в таких проектах уже приближается к конкурентоспособным значениям. Себестоимость электроэнергии может составлять несколько рублей за кВт/ч, что сравнимо с новой газовой генерацией или даже выгоднее. По данным Александра Баделина, при сроке службы панелей в 25 лет цена электроэнергии от СЭС может быть на уровне 2,7 рубля за кВт/ч.

Деньги на ветер Дагестана


Активно инвестирует российский бизнес и в ветроэнергетику, которая концентрируется в основном вдоль побережий Азовского и Каспийского морей, в нескольких плато на стыке Северного Кавказа и Предкавказья.

«Ветровая энергетика в Ростовской области и на побережье Каспия очень интересна для инвесторов за счёт устойчивых воздушных потоков. Там коэффициент использования мощности нередко достигает 30–35%, а это уровень ведущих мировых площадок. При этом переменные расходы минимальны: после ввода станция десятилетиями работает почти без затрат на «топливо», — подчёркивает Ольга Квашенкина.

Наилучшим ветропотенциалом с точки зрения инвестиций обладают Ставропольский край, Калмыкия, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области, считает Александр Баделин.

«Если учитывать также факторы населённости, наличие электросетевой и строительной инфраструктуры, то именно эти регионы можно считать оптимальными для реализации проектов ВЭС. Хороший пример — Калмыкия: здесь в 2020 году мы построили собственный ветропарк мощностью 15 МВт, который состоит из 25 ветроэнергетических установок по 600 кВт каждая. Сегодня Юстинская ВЭС вырабатывает более 30 млн. кВт*ч в год и покрывает примерно 4% энергопотребления республики», — рассказывает Александр Баделин.

Лидерами ветроэнергетики на юге России остаются Ставропольский край и Ростовская область – здесь находятся несколько ветропарков суммарной мощностью 765 МВт и 607,3 МВт соответственно. На Ставрополье работает крупнейшая на данный момент ВЭС России с совокупной установленной мощностью 210 МВт – Кочубеевская, а также третья по величине в стране Кузьминская ВЭС мощностью 160 МВт.

Новолакская ВЭС Минэнерго Дагестана.jpg
Поделиться
Новолакская ВЭС станет самым крупным ветропарком в России // Фото: Минэнерго Дагестана

Пальму первенства у Ставрополья по мощности ВЭС планирует забрать Дагестан. В январе 2025 года под Махачкалой началось строительство крупнейшего в России ветропарка мощностью 300 МВт – Новолакской ВЭС. Проект на территории Новолакского и Кумторкалинского районов реализует АО «Росатом возобновляемая энергия», его стоимость составляет 53,6 млрд рублей. Площадку выбрали по результатам ветроизмерений и девелоперских работ как одну из лучших в России со средней скоростью ветра около 8 м/с.

Как сообщили в министерстве энергетики и тарифов Республики Дагестан, по состоянию на сентябрь этого года смонтированы 61 из 120 запланированных ветроустановок, каждая мощностью 2,5 МВт. Ввести ветропарк в эксплуатацию планируют в 2026 году. Проект Новолакской ВЭС начал разрабатываться с 2020 года в составе Каспийского ветрового кластера, контуром которого определили территорию к северу от Махачкалы – на стыке Новолакского, Кумторкалинского и Бабаюртовского районов. В кластер помимо Новолакской ВЭС вошли будущие Махачкалинская (12,5 МВт) и Сулакская (60 МВт) ветроэлектростанции.

Вода Кавказа как источник стабильной генерации


Большие перспективы на Северном Кавказе и у направления гидроэнергетики. Лидерами малой гидроэнергетики на юге России, согласно рейтингу АРВЭ, являются Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Дагестан. Хороший потенциал у Карачаево-Черкессии и Чечни – там есть большие перепады высот и многочисленные малые речные системы, что обеспечивает высокую энергоотдачу даже от небольших потоков воды. В прошлом году в Чеченской Республике было начато строительство Нихалойской ГЭС проектной мощностью 23 МВт, которая станет крупнейшим объектом гидроэнергетики в регионе.

Несмотря на то, что строительство малых ГЭС на Северном Кавказе довольно дорогое из-за гидротехнической специфики, у этого вида зелёной энергетики есть несомненный плюс – гидроэлектростанции дают предсказуемую круглогодичную генерацию. Учитывая, что горные и предгорные районы слабо связаны с единой энергосистемой России, МГЭС могут обеспечить локальную энергонезависимость.

03.jpg
Поделиться
Закладка памятной капсулы в основание Нихалойской ГЭС // Фото: РусГидро

У ПАО «РусГидро» есть своя программа развития малой гидроэнергетики на территории Северного Кавказа. Недавно в компании анонсировали, что в 2026 году приступят к строительству Верхнебаксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии мощностью 24,5 МВт и стоимостью 7,5 млрд рублей. Она станет второй по величине напора среди российских гидроэлектростанций, уступив Зарамагской ГЭС-1, которая находится в Республике Северная Осетия – Алания. Годовая выработка Верхнебаксанской ГЭС составит около 90-100 млн кВт/ч, что позволит покрыть часть энергодефицита республики – сегодня собственные мощности закрывают только около 27-30% от потребностей региона. Энергию воды власти планируют направить на обеспечение туристических комплексов и промышленных предприятий в Приэльбрусье.

Летом этого года началось также строительство двух малых гидроэлектростанций на реке Гдым в Дагестане общей мощностью порядка 2 МВт и стоимостью около 1,2 млрд рублей. Проект реализует АО «Самурская генерирующая компания», входящая в структуру ГК «ЭкоЭнерджи». Эти энергообъекты – часть Самурского энергетического кластера, который будет состоять из 6 малых ГЭС на притоках реки Самур. Их возведут по типовой технологии «ЭкоГЭС». Это деривационные высоконапорные малые ГЭС, для работы которых не нужны плотины и водохранилища.

«Развитие возобновляемой энергетики – история сугубо локальная. СКФО является лучшей платформой для развития малых ГЭС: естественные перепады высот, обусловленные рельефом, позволяют ускорить процесс строительства, снизить стоимость объекта и минимизировать экологические последствия», – считает директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев.

ВИЭ помогут в решении проблемы энергодефицита


Помимо благоприятных природных условий, стимулирует развитие зелёной генерации стабильный дефицит электроэнергии в южных регионах. По различным оценкам, суммарная потребность в дополнительных источниках энергии здесь составляет около 350 МВт, а к 2030 году дефицит может достигнуть уже 2,4 ГВт. Особенно остро проблема энергодефицита стоит в республиках Северного Кавказа.

«На фоне угрозы возникновения энергодефицита в Дагестане создание объектов средней генерации, Новолакской ВЭС и Дербентской СЭС «Зодиак», станет одним из шагов к стабилизации энергобаланса в регионе. Однако прогнозируемый дефицит составляет порядка 1,3 ГВт. Поэтому новые мощности суммарным объемом 400 МВт покроют только 30% дефицита. Кроме того, для достижения проектных показателей потребуется время», – рассказывает Павел Марышев.

Павел Марышев (2).jpg
Поделиться
Павел Марышев считает важным условием для решения проблемы энергодефицита строительство систем накопления энергии // Фото предоставлено Павлом Марышевым

Эксперты также говорят, что солнечные и ветровые электростанции нельзя использовать как основной и самостоятельный инструмент решения проблемы ввиду прерывистости генерации. Однако при наличии систем накопления энергии (СНЭ) их работа сможет частично компенсировать энегодефицит и предотвратить веерные отключения, которые в частности происходили в этом и прошлом году из-за перегруза системы по причине жары и незаконных техприсоединений.

На эту тему
Краснодарскому краю нужна программа развития современной локальной энергетики
Поделиться
Наличие систем накопления энергии кране важно для энергодефицитного юга России, подчёркивает Марышев. Так, например, ветряные мельницы, генерирующие энергию в Ростовской области из-за отсутствия СНЭ зачастую простаивают, поскольку невозможно синхронизировать режим производства и потребления энергии внутри дня.

«Регулятор видит главным «окном возможностей» для объединенной энергосистемы юга строительство систем накопления энергии — побочный инфраструктурный объект для ВИЭ. Возобновляемые источники энергии неплохо показали себя в ЮФО и СКФО. Однако остается ключевой технологический барьер: для поддержания баланса «производство-потребление» необходимо создание систем накопления энергии. В этом направлении ведётся работа, но пока «желающих платить» за такие проекты среди коммерческих структур не много», – резюмирует эксперт.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: Каналы в Telegram и Дзене, наше сообщество ВКонтакте, наша группа в Одноклассниках .