
Молочная отрасль столкнулась с новыми вызовами // Фото: freepik.com
Поделиться
Денег нет, но вы держитесь
В 2025 году в силу вступило решение Минсельхоза о снижении субсидирования процентной ставки по ранее выданным льготным инвестиционным кредитам до 50% от размера ключевой ставки ЦБ РФ. Такие изменения касаются всех старых кредитов, субсидируемых по ставке от 80% до 100% от ключевой ставки, за исключением кредитов на специализированное лечебное и энтеральное питание.По словам генерального директора Южного молочного союза Константина Синецкого, такие шаги уменьшают инвестиционную активность и привлекательность отрасли. Некоторые компании приостанавливают инвестиции в уже начатые проекты и откладывают принятие решений по новым.
Параллельно в пять раз вырос утилизационный сбор на сельхозтехнику. В следующем году производителей молока ждёт ещё одно изменение. Субсидия на один килограмм реализованного молока с 1 января 2026 года будет доступна только малому и среднему бизнесу, а это значит, что крупные агрофирмы компенсацию не получат.
«Совершенствование мер, в том числе в части поддержки производства молока, осуществляется исходя из ресурсного обеспечения и текущей ситуации в подотрасли», — пояснила решение пресс-служба Минсельхоза.
Субсидия на 1 килограмм реализованного молока — одна из самых популярных и важных для сельхозпроизводителей, говорят эксперты. По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), субсидирование производства товарного молока занимает около 26% от общего объёма поддержки молочной отрасли за счёт средств федерального бюджета.

Поделиться
Для производителей молока государственная поддержка является существенным фактором экономического развития // Фото: страница ООО «Юг Молоко» в ВКПроизводство молока в промышленных масштабах является капиталоёмким и затратным, поясняют эксперты. Субсидия покрывала часть издержек на корма, оборудование, электроэнергию, зарплаты и повышала рентабельность. Теперь есть риск, что компенсировать рост затрат производители будут за счёт конечной цены на сырьё.
«Отмена субсидии для крупных производителей отразится на рентабельности производства в сторону увеличения себестоимости сырого молока. Однако решение о повышении цены на сырьё остаётся непосредственно за сельхозпроизводителями, а поскольку есть риски снижения спроса на молоко при резком повышении цены, то скорее всего на начальном этапе издержки придётся нести непосредственно сельхозтоваропроизводителям», — комментирует Константин Синецкий.
Фальсификат никуда не ушёл
Глава Южного молочного союза говорит о проблеме с еще одной важной мерой поддержки – возмещении части затрат на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для обязательной маркировки в системе «Честный знак».Чтобы получить субсидию, нужно подать заявку и пакет документов в Минсельхоз. Однако компенсацию ведомство предоставляет в пределах общего лимита финансирования, поэтому достаётся она не всем. Например, в прошлом году не повезло молокоперерабатывающему предприятию ОАО «Сыродел» из Ставропольского края. В Минсельхозе РФ сообщили, что заявка признана соответствующей требованиям, но не отобрана «в связи отсутствием лимитов бюджетных обязательств». Остались без этой меры поддержки и крымские предприятия ООО «Юг Молоко» и ООО «ДК «Мегатрейд-Юг».

Поделиться
Глава Южного молочного союза Константин Синецкий говорит о неравномерном распределении компенсаций за установку оборудования для маркировки // Фото предоставлено Константином Синецким «Компенсация затрат на оборудование для маркировки – это значительные деньги. В масштабах одного предприятия – сотни миллионов рублей. Не дофинансировали целые регионы», – рассказывает Константин Синецкий.
Генеральный директор Красносулинского молочного завода (ООО «Юг Холдинг») в Ростовской области Карен Амбарцумян говорит, что как молокоперерабатывающее предприятие субсидий компания не получала, а сама система «Честный знак» работает не так эффективно, как было задумано.
«Наш молокоперерабатывающий завод никаких субсидий не получал. Выживаем как можем. Уже два года абсолютно ничего не получается откладывать на развитие предприятия. Что касается системы маркировки «Честный знак», то, когда её ввели, я обрадовался, потому что честным производителям молочной продукции тяжело конкурировать на полке с фальсификаторами, которые продают свой сомнительный продукт по демпинговой цене, думал, будут бояться подделывать. Но оказалось, что как «бадяжили», так и «бадяжат», — делится глава предприятия.
С проблемой фальсификата молочной продукции, которая не так давно вновь начала проявляться, особенно в категориях высокожирных продуктов, пытаются бороться на всех уровнях, отмечают эксперты. С 2025 года введён в действие новый ГОСТ Р 72209-2025 «Молоко и молочные продукты. Критерии подлинности». Сейчас по нему нарабатывается практика применения.
О проблеме молочного фальсификата говорит и заместитель генерального директора по развитию крымского ООО «Юг Молоко» Анастасия Скляр. Она отмечает, на цвет и вкус определить такую некачественную продукцию практически невозможно, а вот цена может сказать о многом.
«Низкая цена является показателем. Учитывая довольно высокую стоимость сырья на данный момент, могу сказать, что, например, на юге России настоящее качественное сливочное масло не может стоить меньше полутора тысяч рублей в рознице, а минимальная цена молока на полке – 100 рублей», – говорит Скляр.
Профицит мощностей на Кубани, дефицит сырья в Крыму
Ситуация с мерами поддержки осложняется ростом цен на сырьё и его неравномерным распределением на юге России. По данным Росстата, цена на сырое молоко в июле в среднем была на уровне 45,1 рублей за килограмм, что на 23,1% больше, чем год назад. По словам Анастасии Скляр, цена на сырьё за год выросла примерно на 30-50%. Руководитель ростовского предприятия Карен Амбарцумян говорит, что покупает молоко по 45-47 рублей за литр, два года назад его цена была на уровне 35 рублей. При этом их собственная ферма покрывает только 5% от необходимого объёма сырья.Как отмечают эксперты, сырьё на юге, как правило, стоит дороже на 10-12%, чем в центральных регионах. Это связано в том числе с более высоким качеством молока и большой конкуренцией за сырьё.
«Минсельхоз показывает 30 миллионов тонн молока плюс-минус по России, а товарного молока – около 19 миллионов тонн. Краснодарский край производит около 1 миллиона 700 тысяч тонн молока в год. Это молоко в основном товарное, которое идёт дальше на переработку, а не оседает в хозяйствах», – отмечает Константин Синецкий.
В южных регионах, где производится пятая часть всего российского молока, существует профицит перерабатывающих мощностей. В Краснодарском крае предприятия могут перерабатывать до 2,5 млн тонн молока в год, но сегодня в переработке находится всего от 900 тысяч тонн до 1 млн тонн молока.
«Остальное молоко идёт в соседние регионы, например, в маленькой Адыгее пять крупных молокоперерабатывающих производств. Краснодарское молоко идёт и в Ставрополь, и в другие регионы Кавказа. То есть если брать в общем сырьевой рынок, то предприятия Краснодарского края могли бы переработать больше», – поясняет Синецкий.
Главная причина такого перераспределения – на полках кубанских магазинов нет свободного места для дополнительного продукта, то есть покупательский спрос не соответствует промышленным возможностям региона.
В Крыму история с сырьём иная – этим летом регион столкнулся с острым дефицитом товарного молока. Проблема перераспределения сырого молока осложняется тем, что это скоропортящийся продукт с короткими сроками хранения. Привезти в Крым молоко с Кавказа практически невозможно.
«В Крыму сейчас очень большой недостаток сырья. Говорят, что это связано с засухой и подорожанием кормов. Мы не можем загрузить полностью мощности завода. Крымское молоко закрывает где-то 20-30% потребностей предприятия, остальное закупаем в соседних регионах, в основном на новых территориях, потому что это выгоднее с точки зрения логистики. Я искала сырьё также в Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае, но везти оттуда гораздо дольше и дороже», – рассказывает Анастасия Скляр.
Издержки растут вверх, а вместе с ними цены
Неравномерное распределение сырья и его стоимость не единственный фактор, который провоцирует рост цен. На них влияет общий уровень инфляции, существенное увеличение стоимости кормов, оборудования и коммунальных платежей.«За последние несколько лет себестоимость сырого молока существенно поднялась: подорожали корма, запчасти, солярка, выросли коммунальные платежи, зарплатный фонд. Два-три года назад килограмм сена стол 2 рубля, сейчас – 15 рублей. И так примерно по всем позициям. Единственное исключение – зерно, здесь цена почти не изменилась», – рассказывает Карен Амбарцумян.
Вместе со стоимостью сырья растут и другие издержки. За последние два года рост затрат на переработку составил 26−27%, отмечают представители отрасли. Молокоперерабатывающие предприятия зачастую работают на пределе рентабельности.
«Выросли цены на коммунальные услуги, на топливо. Себестоимость продукции примерно на 30-40% выросла. При этом на полке мы вынуждены держать конкурентную цену. Сложнее всего в этом бизнесе приходится переработчикам, потому что у нас высокая цена закупочная и при этом ограниченная цена продажи в магазинах. Соответственно, нам приходится уменьшаться в своих доходах», – поясняет Анастасия Скляр.

Поделиться
Затраты производителей за последние два года увеличились более, чем на четверть // Фото: страница ООО «Юг Молоко» в ВКРозничные цены растут медленнее, чем затраты производителей, отмечает Константин Синецкий. Если не учитывать отдельные категории молочных продуктов, которые скорее являются исключением (например, масло сливочное), то в среднем рост цен на категорию ограничен пределами 10-15% в год, что отстаёт от общей продовольственной инфляции.
«Основным фактором, регулирующим цену, является спрос, поэтому даже несмотря на наличие объективных предпосылок для пересмотра цен – рост себестоимости, высокая процентная ставка и рост тарифов, – предприятия прежде всего исходят из задачи сохранения потребительского спроса и воздерживаются от роста отпускных цен, неся бремя связанных с этих издержек. К тому же у них есть долгосрочные обязательства перед торгующими организациями, которые также заинтересованы в сдерживании роста цен и максимально этому сопротивляются», – поясняет глава Южного молочного союза.
Производители говорят, что осенью цены на продукцию в сторону увеличения им всё-таки придётся пересматривать. Крымское ООО «Юг Молоко» думает о поднятии цены примерно на 5%, Красносулинский молочный завод – на 10-15% на всю линейку. Карен Амбарцумян подчеркивает, что другого выхода нет, речь идёт о выживании предприятия.