По данным Росстата РФ, в январе-сентябре в Южном федеральном округе (ЮФО) наблюдается активный рост в сегментах продуктов питания, товаров массового спроса и стройматериалов. Увеличилось производство мебели (на 21,7%, по сравнению с тремя кварталами 2020 года), одежды (на 19,4%), строительных керамических материалов (на 10,3%), цемента, извести и гипса (на 6,1%), пищевых продуктов (на 4,5%) и обуви (на 2,1%). Их производители находятся в активном поиске поставщиков транспортных услуг.
Вместе с ростом производства вырос спрос и на услуги транспортных компаний. Хороший результат показала железная дорога. По итогам 9 месяцев 2021 года, по словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, погрузка по России составила 956,2 млн тонн, что на 3,7% больше, чем за три квартала прошлого года, а грузооборот вырос на 4,4%, до 1,9 млрд т-км. «Однако конкуренция между разными видами транспорта довольно жесткая, и грузовой поток в текущем году рос не только у железной дороги, но также и у водников и автоперевозчиков», — говорит эксперт. По мнению Баранова, транспортные компании должны искать компромиссы с клиентами и повышать качество перевозки, чтобы выиграть конкурентную гонку. Важным событием для ЮФО стала новость о том, что один из крупнейших логистических операторов — Первая грузовая компания приобрела 5 тыс. крытых вагонов у другого гиганта – Федеральной грузовой компании (ФГК). После их приемки парк ПГК составит свыше 22 тыс. единиц подвижного состава этого вида.
Качественный вагон как конкурентное преимущество
Опрошенные производители товаров единодушно отметили, что главное для них – это достаточное количество вагонов и их качество. На одном из крупных промпредприятий Дона «Эксперту Юг» рассказали, что у них больше доверия вызывает специализированный профессиональный оператор с опытом, чем даже крупная компания, для которой перевозка грузов — лишь одно из направлений деятельности. «Грузы теряются, вагонов не хватает, они ломаются в пути — это проблемы, которые перевозчик должен моментально выявлять и быстро решать, иначе все будут в убытках — и транспортная компания, и ее клиенты. По-настоящему сосредоточиться на перевозке и все уладить может только специализированный оператор», — поясняет представитель предприятия.
Таким специализированным оператором является ПГК. После приобретения дополнительного парка крытых вагонов компания готова закрыть все потребности в качественном подвижном составе грузовладельцев ЮФО. У оператора есть, в том числе, крытые вагоны большой кубатуры — 150-174 м3, что выгодно и удобно для клиентов. «Новые вагоны ПГК приобрела не только для обновления собственного подвижного состава, замены старых вагонов на новые, но и с целью диверсификации бизнеса, более динамичного развития данного направления перевозок», — оценил Дмитрий Баранов.
Перевозка с положительным эффектом
По словам директора Ростовского филиала ПГК Глеба Горбунова, приобретение крытых вагонов в таком количестве позволило компании укрепить рыночные позиции и повысить операционную эффективность. Руководитель отметил, что ПГК не просто перевозит грузы из точки «А» в точку «Б». Компания сотрудничает с РЖД в части реализации программ и стратегий по повышению технологичности перевозки и доступа к инфраструктуре.
Директор Ростовского филиала ПГК Глеб Горбунов//Фото: ПГК
У южных регионов есть свои особенности, заметил Глеб Горбунов. Например, в Ростовскую область для разгрузки прибывает много вагонов, поэтому станций для таких операций на Дону почти вдвое больше, чем станций погрузки. «Мы учитываем это и выстраиваем процесс таким образом, чтобы вагоны не простаивали в ожидании грузов, а быстро загружались и отправлялись в пункт назначения, — разъяснил руководитель. — Кроме того, увеличиваем группность отправок, стараемся направлять продукцию наших клиентов маршрутами, которые следуют к грузополучателям без лишних остановок». При необходимости, специалисты компании выезжают на предприятия, изучают технологии, дают рекомендации по улучшению логистических процессов, делятся опытом.
Сервис по контракту позволяет раздвинуть горизонты планирования
Совершенствование сервиса — одно из условий работы грузоперевозчиков с клиентами. Особенно наглядно видно это в работе с крупными компаниями, отправляющими большие партии грузов. ПГК строит работу с крупными клиентами в рамках сервисных контрактов. В компании рассказали, что сервисный контракт заключается на длительный период (от одного года), включает ряд допуслуг, возможность фиксировать или менять ценовые условия.
В частности, в контракте фиксируется количество вагонов, которые клиенту гарантированно предоставят, независимо от обстоятельств. Кроме того, заявку на дополнительный парк рассмотрят в первую очередь. Если у оператора не хватает вагонов для отгрузки или он направил подвижной состав с опозданием, договор предусматривает компенсации для грузовладельца: ПГК возместит сумму, размер которой зафиксирован в контракте. Еще в рамках сервисного контракта клиент может воспользоваться отсрочкой платежа: оплатить перевозку по факту, когда товар доставлен.
У компании есть успешный опыт по заключению сервисного контракта с одним из крупнейших отечественных производителей продуктов питания — группой компаний «Эфко». За три квартала, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, объем перевозок продукции этой группой в вагонах ПГК вырос на 43%, до 108,4 тыс. тонн. «Мы пользуемся всеми преимуществами работы с Первой грузовой компанией. Кроме того, вместе совершенствуем процесс перевозки продукции и развиваем промышленную логистику», — прокомментировали в пресс-службе ГК «Эфко».
Еще один успешный кейс — работа ПГК с АО «Юг Руси», которое входит в топ крупнейших в РФ производителей подсолнечного масла. В 2021 году ПГК приступила к перевозкам продукции предприятия по России и на экспорт. Так, только в октябре объем поставок превысил 6 тыс. тонн. Крытые вагоны с продукцией «Юга Руси» отправляются со станций Лабинская, Заречная и Валуйки. В частности, грузы уходили потребителям масла в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Киргизии. До конца 2021 года ПГК планирует перевезти около 16 тыс. тонн продукции «Юга Руси».
Ключевым аргументом в пользу работы с ПГК для «Юга Руси» стал факт расширения и обновления парка крытых вагонов, говорит Глеб Горбунов. По его словам, производители товаров на Юге все чаще выбирают перевозки по железной дороге на новом подвижном составе из-за уверенности в высоком качестве сервиса, а также точности отправления грузов, что позволяет планировать деятельность компании на более длительный срок.
Новые технологии рулят на железной дороге
Руководство ПГК инвестирует в развитие новых технологий, чтобы процесс перевозки был максимально эффективным для всех его участников. Так, компания первой среди ж/д операторов перешла на платформу SAP S/4HANA, которая помогает развивать полезные клиентские сервисы. В частности, в «Личном кабинете клиента» можно видеть, где находится вагон, оформлять документы, вести чат с менеджером, рассчитывать стоимость перевозки и выполнять другие действия. Еще одна разработка — приложение «Мобильный репортер», позволяет контролировать качество крытых вагонов. С его помощью можно сделать фото на смартфон и отправить напрямую менеджеру компании. Он оперативно свяжется с клиентом и позаботится о замене, а вагон отправит в ремонт.
В ПГК отмечают, что процесс разработки новых технологий идет непрерывно. Некоторые эффекты не заметны для клиентов, но они влияют на качество предоставляемого сервиса. Например, сервис Навигатор с помощью алгоритмов и математических моделей обеспечивает оптимальное распределение парка по сети. Это означает, что вагон гарантированно будет в том месте и в то время, когда он нужен клиенту. Им пользуются специалисты ПГК, а выгоду, в итоге, получают партнеры оператора.