В рамках концессии «Синара – ГТР Ростов-на-Дону» уже построила более 1,5 км одиночного пути в микрорайоне Левенцовский //Фото: пресс-служба компании
Поделиться
Мнения экспертов о необходимости реализации проекта разделились. Одни считают, что модернизация трамвая по утвержденному проекту действительно не была рациональной из-за сложности воплощения. Другие уверены, что город упускает возможность усовершенствовать собственную транспортную систему, а будущее строительство трамвая станет гораздо дороже.
Мнения о ситуации и сценарии возможного развития событий - в оперативном обзоре «Эксперта Юг».
Власти хранят молчание
В пресс-службе правительства Ростовской области новости об отмене проекта трамвая к моменту публикации материала не прокомментировали. В пресс-службе администрации Ростова-на-Дону также оперативный комментарий предоставить не смогли.В компании «Синара — ГТР Ростов-на-Дону» объяснили, что пока концессионер продолжает все работы в рамках соглашения, однако власти Ростова-на-Дону действительно инициировали обсуждения досрочного разрыва соглашения.
«Администрация Ростова-на-Дону приостановила реализацию концессии и заявила о необходимости пересмотра ее параметров и далее инициировала начало переговоров по расторжению концессионного соглашения», – пояснили в компании.
Что затормозило проект трамвая в Ростове
Концессионное соглашение о реализации проекта между правительством Ростовской области, администрацией Ростова-на-Дону и компанией «Синара — Городские транспортные решения» подписали еще в 2023 году. Документ предусматривал строительство и модернизацию более 119 км трамвайных путей, возведение двух депо и закупку 76 трехсекционных трамваев. Реализовать проект планировалось до 2028 года, а объем необходимых инвестиций оценивался в 61 млрд рублей.
Поделиться
Схема и этапы модернизации трамвая в Ростове-на-Дону //Изображение: пресс-служба «Синара — ГТР Ростов-на-Дону» В начале 2025 года новый врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь заявил о необходимости пересмотра проекта. Он подчеркивал, что для реализации первого этапа — прокладки путей от района Левенцовка в Западном жилом массиве к центру — необходим дублер ключевой транспортной артерии на этом участке — проспекта Стачки 1902 года.
«Мы так не улучшим транспортную ситуацию, а ухудшим. Нужно также понять, за счёт чего мы будем финансировать проект дороги-дублёра», — резюмировал тогда ситуацию глава региона.
Реализация проекта может вызвать коллапс на дорогах Ростова, отмечал Юрий Слюсарь.
«В том виде, в котором проект существовал, он, на мой взгляд, точно нереализуем. Это будет коллапс и при его реализации. Мне тогда можно не избираться губернатором, можно сразу подавать в отставку, я просто два года не выдержу при перекрытом проспекте Стачки. Меня вынесут из правительства вперед ногами» — заявил глава региона.
По мнению заведующего кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС Энвера Мамаева, главная проблема в проекте модернизации – это трассировка по самым оживленным дорогам города.
«Предполагается, что новые трамвайные пути пройдут через самые загруженные улицы – по проспекту Нагибина, по проспекту Стачки, с выходом к центру. Но если мы отводим часть дороги под трамвайные пути, эта магистраль становится еще более напряженной для остального транспорта. Мы решаем одну задачу, но ставим другую: обеспечение пропускной способности для автомобилей, троллейбусов, личного транспорта. И речь идет о главных артериях города. Есть и технические затруднения: переходы через путепроводы на ул. Стачки, имеются ограничения. Это вызывает большие сомнения в рациональности проекта», — отметил Мамаев.
По мнению эксперта, с позиции бизнеса такой проект выгоден: линии по основным пассажирским направлениям дают высокую ликвидность и доход. Но чтобы обновленная схема начала работать, потребуется минимум на пять лет остановить движение, перестроить улицы, заменить коммуникации. Заработает ли после этого система лучше, чем сейчас, большой вопрос, уверен Энвер Мамаев.
Несмотря на то, что проект обладал большим потенциалом, в нем действительно были проблемные точки, признает директор ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачёв.
«Мне с самого начала был непонятен вариант с прокладывание путей в первую очередь именно по проспекту Стачки. Ведь эта линия упиралась в историческую часть города, где по старым улицам существующие трамвайные пути следовали в одном потоке с автомобилем, снижалась скорость сообщения. Потенциал трамвая всегда был в развитии путей в направлении старого аэропорта, ул. Берберовской, а в перспективе — и в Северный жилой массив. Город пусть скромно, но двигался в этом направлении», — отмечает Трухачёв.
Как отказ от проекта отразится на транспортной системе города
По мнению блогера и урбаниста Артемия Зайцева, решение об отмене концессии с «Синара — ГТР» ошибочное.«Сначала зачем-то решили, что концессионер должен расширить дороги. Потом тянули с утверждением. Новый губернатор Слюсарь всё остановил. В ценах 2023 года инвестиций в 61 млрд рублей было достаточно. В ценах 2026 года, этой суммы очевидно мало. [...] По последним новостям закрыть хотят не только проект трамвая, но и уничтожить троллейбус. Губернатор Ростовской области Слюсарь очевидно решил столицей юга сделать Краснодар», — считает Зайцев.
Сергей Трухачев уверен, что отказываясь от обновления трамвая, Ростов повторяет ошибки Москвы и других городов. Вернуться к идее скоростного транспорта быстро не получится, уверен эксперт.
«Если сейчас откажутся от концессии, к теме трамвая мы вернемся очень нескоро. Решение преподносится так, будто в Ростове этот вид транспорта невозможен в принципе. Это сродни эпической фразе губернатора одного из регионов о том, что «земля русская отторгает асфальт». Однако, трамвай — один из самых перспективных видов транспорта для таких городов, как Ростов. Город-миллионник с агломерацией под 1,4 млн жителей теряет задел на полноценный, современный, высокопровозной общественный транспорт. А ведь именно такой транспорт способен свободно вывозить пассажиров по всему городу», — говорит Трухачёв.
Энвер Мамаев, наоборот, полагает, что проект городского трамвая не «спасет» Ростов. Трамвай как вид транспорта востребован в мире. Но в других странах и городах он развивался эволюционно, встраивался в существующую среду.
«У нас же город уже построен, и обладает одним из самых высоких показателей плотности населения среди мегаполисов. Люди здесь не просто работают, они живут. Им нужно пространство для жизни. Я считаю, что сегодня приоритет — развитие скоростного автобусного сообщения, организация движения по принципу «периферия – центр», формирование кольцевых маршрутов и диаметров, которые разгрузят центр. Общественный транспорт все равно будет работать в связке с центром, но личный и грузовой транспорт должны уходить на обходные пути, требуется срочное организационное упорядочение работы транспортной системы города, всех ее элементов. Тогда центр разгрузится, и движение станет легче», — считает Энвер Мамаев.
Финансовые и юридические последствия отказа от проекта
В «Синара – ГТР Ростов-на-Дону» отметили, что за время, прошедшее с момента старта проекта, компания уже реализовала часть работ. Так, компания за свой счет построила 6,3 км трамвайных путей, установила тяговую подстанцию, провела полную реконструкцию семи трамвайных вагонов.«Кроме этого, в трамвайном депо сейчас проходит пуско-наладочные работы инновационный трехсекционный трамвай «Синара» повышенной вместимости, специально разработанный на уникальную узкую колею, используемую в городе», — отметили в компании.
Артемий Зайцев подчеркивает, что потраченные на реализацию компанией средства придется вернуть. Кроме того, город может лишиться и других финансовых поступлений.
«Если сейчас концессию расторгнуть, то город не получит 17 млрд рублей от правительства, банковский кредит под 5,5% нам больше не дадут, новое строительство станет еще дороже. За построенный участок в Левенцовке и отремонтированные трамваи «Синаре» надо вернуть деньги», — уверен урбанист.
Как пояснил старший юрист практики разрешения споров, руководитель отдела сопровождения строительных споров и судебной экспертизы Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник» Никита Постол, досрочное прекращение таких масштабных концессионных соглашений может повлечь серьезные последствия, в том числе вопросы расчёта компенсаций и ответственности сторон.
«Особенно актуально это для одностороннего расторжения. Даже при нарушениях со стороны концессионера (например, срыв сроков создания объекта) он может не согласиться с расторжением, ссылаясь на неисполнение концедентом своих обязанностей – задержки с выделением земли, согласованием документации и так далее. В итоге может возникнуть самостоятельный судебный спор о законности расторжения договора», — пояснил Постол.

Поделиться
Расторжение концессионного соглашения между властями Ростова-на-Дону и «Синара — ГТР» может повлечь судебные разбирательства, не исключает Никита Постол //Фото: предоставлено спикером Однако независимо от того, кто из сторон виноват в неисполнении концессионного соглашения, возникнет вопрос о том – было ли освоено финансирование или нет. Если издержки концессионера на исполнение соглашения превысили размер поступлений от концедента, то он может предъявить иск о взыскании расходов. Если наоборот, то концедент заявит иск о взыскании суммы гранта в соответствующей части, резюмировал юрист.

