101 106 13

Импортозамещение через автоматизацию

1589
8 минут

Региональные предприятия, включившиеся в процессы импортозамещения, в первую очередь компании АПК и пищепрома, предъявляют повышенный спрос на автоматизацию своих бизнес-процессов. По мнению системных интеграторов, именно внедрение автоматизированных решений, позволяющих снизить издержки производственных компаний, может стать существенным стимулом для выхода экономики из кризиса

Импортозамещение через автоматизацию

Поделиться

Приобретение программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов или производственных узлов представляется неизбежным шагом для предприятий фактически в любых отраслях. А в кризисный период становится особенно очевидным, что эти вложения — не роскошь, а средство сохранения своего места на рынке. Сегодня практически все ИТ-интеграторы на Юге отмечают оживление спроса со стороны производств, претендующих на импортозамещение. Поскольку этот процесс более или менее удачно проходит пока только в АПК и пищевой промышленности, южные регионы представляют особый интерес для ИТ-компаний с точки зрения развития автоматизации. Но почти все участники рынка подчёркивают, что в случае с построением ИТ-инфраструктуры «с нуля» не следует экономить на отдельных узлах. А в случае с внедрением решений в уже работающей компании её руководству предстоит пересмотр внутренних и внешних взаимодействий, с неизбежным сопротивлением новшествам.

Никто не против

Какой-то одной отрасли, формирующей сегодня валовый спрос на ИТ-решения по автоматизации, участники рынка не выделяют, ссылаясь на то, что к этому процессу постепенно подключаются абсолютно все, кто избегал подобного решения ранее. Генеральный директор ростовской компании «Инсайт Альянс» Валерий Исланов подчёркивает, что вообще любая коммерческая организация рано или поздно приходит к тому, что дальнейшее развитие невозможно из-за отсутствия системы автоматизации. «К нам обращаются компании из различных отраслей — производство строительных материалов, станков, окон и ПВХ-конструкций, кондитерских изделий, одежды и многие другие», — перечисляет г-н Исланов. А Евгений Рыбасов, директор ростовского «IT Центра Рыбасова», отмечает, что в последнее время наибольшее количество заказов поступает от новых, только открывающихся производственных предприятий. Запросы от уже существующих производств тоже есть, но в случае с советским производственным фондом переход на современные рельсы, как правило, проходит очень тяжело из-за высокой степени инертности внутренней организации.

Юрий Приходько, руководитель департамента проектов внедрения и консалтинга ГК «Гэндальф», разделяет процесс автоматизации на два вида. Первый — это автоматизация процесса производства за счёт применения станков с ЧПУ, промышленных роботов, или роботизация. Второй — это «экономическая» автоматизация, или использование программных комплексов для упорядочивания производственных и бизнес-процессов. Она связана с финансами, с правильным расчётом себестоимости, со складскими запасами, с доходами и расходами.

«Если говорить о первом типе, то основная часть техники закупается за границей с готовым программным обеспечением, которое необходимо качественно настроить и увязать с экономикой предприятия, — говорит г-н Приходько. — Что же касается второго вида автоматизации, то я с уверенностью могу констатировать, что в ней сегодня нуждаются крупные производственные предприятия всех отраслей, хотя не все имеют на это средства. Из нашего опыта отмечу, что в последние два года больший интерес к автоматизации производственных процессов стали проявлять предприятия пищевой промышленности. Так, недавно мы внедрили единую финансово-информационную систему в компании “Донской табак” и уже заключили договор на автоматизацию группы компаний “Русский агропромышленный трест”». По словам представителя ГК «Гэндальф», после ввода санкций на импорт иностранной агропродукции у отечественных предприятий появилась возможность повысить производительность, и сделать это с помощью программного обеспечения — самый очевидный шаг.

В борьбе за производительность и прозрачность

Основной задачей внедрения автоматизации чаще всего является повышение производительности труда, причём без разницы, идёт ли речь о торговле или реальном секторе. Андрей Сапожков, директор департамента решений SAP федеральной компании MAYKOR-GMCS, отмечает, что сегодня со стороны производственных предприятий выросло количество запросов на решение узких задач, например, оптимизацию логистических цепочек, планирование производства. Задачи же управления финансово-логистическим контуром, управления кадрами на производственных предприятиях в большинстве случаев уже решены — хотя бы на уровне «островной» автоматизации.

Но, поскольку повышение производительности труда руководители обычно начинают с самих себя, первый выбор в области сложного ПО, по мнению Евгения Рыбасова, падает на решения, которые позволяют максимально оперативно получать полную картину, отражающую положение дел в компании. «Без автоматизации производственный процесс превращается в чёрный ящик, в который что-то когда-то заходит и потом что-то когда-то оттуда выходит. До сих пор многие предприятия существуют именно в таком состоянии, и в современных условиях этот путь ведёт в никуда», — заключает г-н Рыбасов.

Как правило, среднестатистическая компания уже имеет опыт обращения хоть с какой-нибудь автоматизированной системой, например, бухгалтерской. Потребность в развитии автоматизации возникает, когда либо бизнес самой компании усложняется, расширяется, либо меняется внешняя среда — как это происходит сейчас, в условиях нового кризиса. Тогда компании ставят перед собой задачи оптимизации внутренних расходов на операционную деятельность, сокращения времени на реализацию каких-либо проектов или процессов, повышение качества производства и т. д. Сергей Марина, руководитель направления региональных продаж компании Softline, говорит, что для каждого из этих направлений на рынке существует определённый набор уже реализованных решений, дорабатываемых и настраиваемых в зависимости от специфики производства и внутренних процессов. «В тех редких случаях, если решаемые задачи являются слишком узкоспециализированными, возможно осуществление разработки системы “с нуля”, но срок и стоимость внедрения подобных систем больше, чем те, что тратятся на настройку или доработку существующих платформ», — добавляет г-н Марина.

Конец самодеятельности

А вот сложности внедрения любого проекта автоматизации остались теми же, что и более десяти лет назад, когда начали появляться первые решения, систематизирующие какие-либо бизнес-процессы. Тогда собственникам казалось, что панацеей будут «самописные» системы, созданные по заказу внутренней или внешней ИТ-службой. Считалось, что таким образом получится предусмотреть особенности работы компании, создав решение, соответствующее специфике отрасли или самого бизнеса. Однако неудачный опыт внедрения таких система и усилия дилеров готовых решений сделали своё дело, и за «самопись» сегодня практически не берутся.

В то же время наличие готового решения не означает, что интеграция будет такой же простой, как установка пакета офисных программ. Валерий Исланов, в частности, предупреждает, что сложности могут возникнуть, если заказчик игнорирует предпроектную подготовку. Причём это подразумевает не только определение самой области, требующей автоматизации, и способов её решения, но и выбор ответственного за осуществление проекта со стороны заказчика. «Проект обычно включает в себя экспресс-обследование, составление технического задания, разработку программного продукта, тестирование новой системы, внедрение системы в работу организации, подготовку пошаговых инструкций для удобства работы в новой программе и обучение сотрудников», — описывает все стадии внедрения г-н Исланов.

Андрей Сапожков предупреждает, что автоматизация производства должна восприниматься как сложный бизнес-проект, в ходе которого в зависимости от целей и задач может потребоваться выполнение ряда смежных проектов, таких как корректировка определённых бизнес-процессов или обновление оборудования. «Методология внедрения стандартная, основными вехами являются: формирование общего информационного пространства между заказчиком и исполнителем, конкретизация требований заказчика, их отображение в виде проектных решений и их реализация, затем — стабилизация системы и передача её в промышленную эксплуатацию и поддержку, — поясняет г-н Сапожков. — Между заказчиком и исполнителем должен быть открытый диалог и взаимопонимание. Следует также с самого начала чётко соблюдать проектные процедуры, согласованные в уставе проекта».

По мнению же Евгения Рыбасова, несмотря на то, что сложностей при внедрении сложных автоматизированных систем может быть множество, все они, в конечном итоге, преодолимы при наличии квалифицированной команды внедренцев. «А вот самой, пожалуй, большой сложностью является отсутствие заинтересованности и управленческой воли у руководства предприятия, — констатирует г-н Рыбасов. — Рядовые сотрудники компании обычно в гораздо большей степени являются противниками автоматизации, нежели её сторонниками. Для них это дополнительный контроль, необходимость чему-то учиться, да и вообще всё новое люди воспринимают крайне настороженно. Поэтому, чтобы двигать процесс автоматизации вперёд, нужно постоянное участие заинтересованных представителей руководства. Если этого нет, то проект практически обречён на неудачу, каким бы ни был качественным программный продукт и какой бы ни была квалифицированной команда внедренцев».

В самом деле, если компания не будет готова перестраивать свой бизнес, а руководитель не сможет объяснить сотрудникам, почему они должны тратить дополнительные усилия на работу по-новому, проект не сможет успешно реализоваться. Юрий Приходько приводит такой пример: одно техническое задание при построении единой информационной системы предприятия может состоять из 300-400 страниц, и с каждой из них заказчик должен ознакомиться, разобраться и принять. А потом ещё придумать, как быть с сопротивлением сотрудников, которые будут этой системой пользоваться. «Рискну утверждать, что “неправильное” производство является одной из причин сегодняшнего кризиса, — рассуждает г-н Приходько, говоря о необходимости автоматизироваться. — Мы научились производить хорошие товары — это здорово. Но оказалось, что нужно производить экономично, чтобы заработать; в нужном количестве, чтобы своевременно продать; с правильной логистикой, чтобы хранить товары и не нести непомерные расходы. Для любого производственного предприятия важно производить продукцию себе не в убыток. Поэтому необходимо объединить продажу и производство в прогнозируемые факторы. И самыми значимыми задачами, которые решает автоматизация экономической деятельности предприятия с помощью ERP-решений, являются правильный расчёт себестоимости, оптимизация затрат и управление финансовыми потоками».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .