Ряд южных регионов по-прежнему значительно отстаёт от остальной России по развитию социальной инфраструктуры. Сокращение этого отставания потребует в ближайшие годы значительных вложений из федерального и региональных бюджетов и повлечёт серьёзные изменения в региональной структуре объёмов ввода социальных объектов.
По итогам 2012 года в совокупности по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам было введено 428 тысяч кв. м площади социальных объектов, или 13,1% от общего объёма недвижимости этого класса в России в целом. По сравнению с показателями 2011 года объём строительства социальной инфраструктуры в южных регионах сократился на 33%, в то время как в стране в 2012 году динамика ввода социальных объектов была положительной (13,6%). В первых трёх кварталах 2013 года отрицательная динамика на Юге продолжалась — объём ввода социальных объектов снизился на 5,9% по отношению к тому же периоду предыдущего года. Однако сдача многих объектов в ЮФО и СКФО была намечена на конец года, поэтому итоговый показатель предполагается всё же выше прошлогоднего значения. В целом же в 2006–2011 годах в сегменте социальной недвижимости прослеживается положительная динамика.
Тем не менее, на фоне средних российских показателей уровень развития социальной инфраструктуры в ЮФО и в особенности в СКФО выглядит удручающе. В ближайшие годы федеральное правительство планирует существенно изменить сложившуюся ситуацию, увеличив темпы ввода социальной недвижимости в наиболее проблемных в этом отношении регионах. В первую очередь этому должна способствовать реализация федеральной целевой программы «Юг России» на 2014–2020 годы, которая призвана стать основным инструментом госпрограммы развития СКФО до 2025 года. В ближайшие семь лет в рамках программы «Юг России» регионы Северного Кавказа получат порядка 189 млрд рублей.
Предполагается, что в результате реализации государственных и региональных программ объёмы ввода общественной инфраструктуры на юге России увеличатся до 1 млн кв. м в год (сейчас на территории ЮФО и СКФО в среднем ежегодно строится 425 тысяч кв. м социальных объектов). Основное строительство должно развернуться в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Однако реализация госпрограмм по строительству социальной недвижимости потребует значительных усилий от проблемных регионов Северного Кавказа.
Неоднородная группа лидеров
Ситуация с обеспеченностью социальной недвижимостью в ЮФО и СКФО действительно сильно различается. Так, в Южном федеральном округе удалось более близко подойти к среднероссийским значениям обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях (504 места на 1000 детей при среднем показателе по России в 592 места на 1000 детей). Основной объём ввода новых социальных объектов на юге России приходится на Краснодарский край (в среднем 22,5% построенной общественной недвижимости). Здесь сейчас самые высокие в ЮФО и СКФО показатели обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, и именно за счёт этого региона ЮФО выглядит намного предпочтительнее СКФО по обеспеченности социальной недвижимостью.
В СКФО наиболее благополучным регионом в плане социальной инфраструктуры является Ставропольский край. На Ставрополье строится от 45 до 70 тысяч кв. м общественной недвижимости, на край в среднем приходится 15,1% в общей структуре строительства социальных объектов южных регионов. Важным представляется то обстоятельство, что в крае с 2006 по 2012 годы динамика ввода социальной недвижимости была достаточно равномерной. Всего за этот период было построено 423,8 тысячи кв. м социальных объектов (без учёта III квартала 2013 года). До 2015 года в крае планируется полностью ликвидировать очереди в детских садах. Кроме того, краевым властям удалось добиться участия в строительстве в Ставрополе перинатального центра в рамках нацпроекта «Здоровье». На реализацию проекта будет выделено 2 млрд рублей из федеральных средств, что должно способствовать улучшению показателей обеспеченности края учреждениями здравоохранения.
Ещё один относительно благополучный регион — Ростовская область. В общей структуре распределения по объёму вводимых социальных объектов на Дон приходится 10%. С 2006 по 2012 год на территории региона объём строительства социальных объектов составил 274,7 тысячи кв. м. Это в полтора раза меньше, чем на Ставрополье, но правительством Ростовской области на 2014 год запланировано выделить 520,5 млн рублей на ремонт и строительство социальных объектов в муниципальных образованиях, что должно изменить динамику социального строительства.
Отдельного упоминания требует ситуация с социальной недвижимостью в Чеченской Республике, которая на данный момент является вторым после Краснодарского края регионом Юга по доле ввода социальных объектов. На республику приходится 16,3% всех построенных объектов, а в 2011 году 45% всех построенных социальных объектов юга России возводились на территории Чечни. Однако активное строительство социальной инфраструктуры в этом регионе началось только с 2009 года; до этого общественная инфраструктура здесь практически не развивалась, так что динамика строительства объектов общественного назначения не отражает реальной ситуации с их доступностью для населения. Обеспеченность ими в Чечне остаётся крайне низкой: на 100 мест в детских садах приходится 129 детей, 7 школ в республике работают в трёхсменном режиме, больничные учреждения на территории Чечни пока не в состоянии обеспечивать всё население медицинскими услугами. К тому же, по итогам III квартала 2013 года в республике не было введено ни одного социального объекта.
Отстающие и отставшие
Остальные регионы юга России демонстрируют значительное отставание от группы лидеров. Причём и в регионах СКФО, и в регионах ЮФО ситуацию при всех отличиях в деталях можно характеризовать как неблагополучную. Так, в Волгоградской области за период с 2006 по 2012 год было введено в эксплуатацию 145 тысяч кв. м объектов общественной инфраструктуры, то есть вдвое меньше, чем за тот же период в Ростовской области и втрое меньше, чем на Ставрополье, с которым Волгоградская область сопоставима по численности населения. Динамика строительства социальных объектов в этом регионе (а также в соседней Астраханской области) была неравномерной, причём объём строительства социальной инфраструктуры ежегодно снижался вплоть до 2012 года. Лишь по итогам трёх кварталов 2013 года объёмы ввода общественной инфраструктуры в обоих субъектах Нижнего Поволжья превысили 2012 год, что свидетельствует об увеличении активности в этом сегменте недвижимости.
В СКФО наиболее показательны средние данные по обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) — 307 мест на 1000 человек. Показатель обеспеченности местами в средних образовательных учреждениях также значительно хуже, чем по России в целом — в Ингушетии, Дагестане и Чечне существуют школы с трёхсменным режимом работы.
Наиболее тяжёлая ситуация с объектами социальной инфраструктуры — в Ингушетии, где зафиксирована самая низкая обеспеченность детскими садами: на 1000 детей здесь приходится только 72 места в дошкольных учреждениях. В этой же республике отмечен и самый высокий показатель учащихся, приходящихся на одну школу — он выше среднероссийского почти на 90%. К тому же в Ингушетии отмечаются низкие показатели ввода новых социальных объектов: по итогам 2012 года было введено всего 5 зданий общественного назначения общей площадью 37,1 тысячи кв. м, а в 2010 году новых объектов в эксплуатацию вообще не вводилось.
ФЦП с кавказским акцентом
Федеральные власти за последние несколько лет приложили немало усилий по ликвидации той инфраструктурной пропасти, которая отделяет Северный Кавказ от остальной России. В частности, в прошлом году правительство поставило перед регионами задачу по обеспечению всех детей от 3 до 7 лет местами в детских садах к 2016 году; для этого «Единой Россией» был разработан проект «Детские сады — детям». В рамках его реализации в СКФО до 2018 года планируется создать более 250 тысяч новых мест в детских садах.
К лету прошлого года всеми субъектами юга России были разработаны планы мероприятий и «дорожные карты» по финансированию затрат на строительство и реконструкцию социальной инфраструктуры. Основное строительство ДОУ, согласно этим документам, запланировано в Чечне, Дагестане и Ингушетии (соответственно, 104, 73 и 62,5 тысячи мест с 2014 по 2018 год). Это позволит частично покрыть существующий дефицит.
В рамках федеральной целевой программы «Юг России» на 2014–2020 годы из федерального бюджета в ближайшие три года будет выделено 15,2 млрд рублей на строительство 57 новых школ, в том числе 32 — в Чеченской Республике, 14 — в Дагестане, 4 — в Ставропольском крае. Помимо этого, с 2017 по 2020 год в связи с опережающими темпами демографического развития в регионе на эти же цели из федерального бюджета ежегодно будет выделяться более 10 млрд рублей.
В Ингушетии, у которой есть собственная ФЦП на 2010-2016 годы стоимостью более 32 млрд рублей, подготовлена программа строительства 13 школ на сумму более 5 млрд рублей, кроме того, в 2013 году начато строительство более 20 детсадов. Работы по возведению 23 детских садов и более 10 школ предполагается завершить к осени 2014 года. Всего до 2018 года в Ингушетии намечено возвести около 100 школ и свыше 250 детсадов.
Кроме того, в рамках программы «Юг России» планируется построить 13 объектов здравоохранения, в том числе противотуберкулёзный диспансер в Ингушетии, 5 районных больниц в Дагестане, роддом и 3 больницы в Чечне. Финансирование всех этих объектов составит 6,7 млрд рублей. На создание многопрофильного медицинского кластера на Кавказских Минеральных Водах в 2016 году в рамках той же программы планируется выделить 5 млрд рублей.
В результате, по оценке MACON Realty Group, более 75% запланированных на период с 2014 по 2018 год социальных объектов юга России будут возводиться именно на территории СКФО, из них около 90% — в Чечне, Дагестане и Ингушетии. В ЮФО, где проблема обеспеченности объектами общественной инфраструктуры стоит не так остро, такого значительного всплеска социального строительства не ожидается. Предполагается, что более активное строительство в сегменте социальной инфраструктуры развернётся в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, но лидером по вводу социальных объектов в округе будет оставаться Краснодарский край. Кубань в ближайшие годы продолжит увеличивать объёмы ввода социальных объектов, но по объёмам ежегодного ввода утратит пальму первенства и откатится по этому показателю на четвёртое место на юге России.