Поделиться
— Приоритеты в целом не меняются, для нас по-прежнему основным проектом является реконструкция центра, который имеет значительный экономический и социальный эффект. Происходит, если это можно так назвать, перераспределение функционального значения территорий. Центр города в первую очередь должен стать зоной деловой активности, в которой будут сосредоточены различные финансовые учреждения, административно-деловые комплексы. В настоящий момент у нас значительная часть жилого фонда, причём ветхого, располагается именно здесь. И экономический эффект от использования данной территории очень низок.
Реализуя проекты в центре города, мы преследуем две главные цели: социальную, которую обеспечит переселение людей в новые квартиры, и экономическую, чтобы увеличить эффект от использования этих территорий. Отдельно мы планируем представить перспективные жилые районы, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, формируемые сейчас на западе и в восточной части Краснодара. Также собираемся представить проекты развития инженерно-транспортной инфраструктуры, реализация которых позволит обеспечить транспортную доступность к развивающимся районам.
Одним из направлений развития станет создание специализированных территорий промышленного и иного назначения, которые будут выполнять значительную экономическую и социальную функцию, обеспечивая рабочими местами население города и становясь центром притяжения делового и спортивного туризма. Здесь я в первую очередь говорю о проекте создания «Города спорта».
Вот мы сейчас сидим в недавно открывшейся гостинице «Хилтон», соглашение о строительстве которой подписывалось на одном из сочинских форумов, — и, таким образом, можем наглядно видеть результаты этой деятельности. И таких проектов было и будет очень много. За 2012 год в городе было вложено 309 миллиардов рублей — это чуть больше половины всех годовых инвестиций в Краснодарский край. Неудивительно, что на всех форумах мы играем значительную роль — и по масштабу экспозиций, и по количеству подписанных соглашений. Скажем, в прошлом году в Сочи мы подписали 21 соглашение на сумму, превышающую 100 миллиардов рублей. Там было и жилищное направление, и инженерные коммуникации, и строительство гостиниц и офисов. В этом году мы планируем не меньший результат.
Коррективы в предложение для инвесторов
— Нам очень запомнились ваши слова, сказанные на нашем форуме крупнейших компаний в Краснодаре — о том, что город в ближайшие десять лет вполне может вырасти до двухмиллионного, поэтому нужно строить много жилья. Жильё тут должно подстраиваться под органичный рост города или формировать его? — Я думаю, что увеличение количества жителей не должно быть самоцелью. Мы просто анализировали рынок, который уже сформировался в Краснодаре, оценивали, куда он ведёт наш город. Да, сейчас Краснодар воспринимается как город-строитель, и мы приобретаем всё новые территории для развития. Но если в прошлые годы мы больший упор делали на строительство жилья, то теперь — на возведение социальных объектов, объектов инженерной инфраструктуры, промышленности. Строительство жилья будет идти естественным путём — без форсирования и создания каких-то искусственных стимулов для роста. У нас есть задел в этой сфере, есть достаточно компаний, которые имеют проекты и землю для их реализации. Правда, иногда у нас возникают некоторые неожиданные ситуации — например, самострой.
— Каков масштаб проблемы?
— Довольно большой — около 400 домов, от пяти‑ до девятиэтажек. Это дома, которые строились без разрешения на строительство, без договоров с будущими владельцами квартир. Но в марте прошлого года мы приняли меры для ликвидации этого позора. И после этого в Краснодаре не было начато строительство ни одного подобного дома. Мы переболели болезнью, которая имела место почти во всех регионах, — до тех пор, пока не нашли процедуры, с помощью которых с явлением можно бороться. А по построенным домам проводится экспертиза — там, где положительные результаты возможны, в судебном порядке право на достройку компании будут получать. Если же нет, объекты будут сносить. И те, и другие примеры в городе уже есть.
— Правильно я понимаю, что в этом году уже возможно небольшое снижение в сфере строительства?
— Возможно. Правда, первое полугодие мы прошли на том же уровне. Но я знаю настроения крупных компаний. Мы в последние годы ведь были лидерами по объёму вводимого жилья — в 2012 году, скажем, ввели более полутора миллионов квадратных метров. Сегодня, однако, уже ясно, что мы насытили рынок предложением жилья разного класса. Но при этом необходимы дополнительные меры по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры, нам нужно развивать все виды коммуникаций — тепло‑, водо‑, газоснабжение, канализацию, плюс социальная инфраструктура, которой надо оснастить уже введённые объёмы жилья. Эти предложения на форуме в Сочи мы будем представлять особенно активно.
— Но разве перспектива развития центра не связана с жилой застройкой?
— Согласно концепции реконструкции центра, которая была разработана петербургским Институтом урбанистики, здесь больший упор должен быть сделан на офисные центры, гостиницы, музеи, здания общегородского значения. К сожалению, этап предкризисного инвестиционного бума прошёл. Тогда различные крупные компании у нас разобрали около 300 кварталов в центре города — и большинство из них исчезло во время кризиса. Сегодня совсем другое отношение к деньгам и проектам. Нет таких заоблачных сумм, такого количества инвесторов. Мир до сих пор испытывает колебания в экономике. Сейчас мы движемся, может быть, более медленно, но и более ответственно. Например, мы оставляем за собой ответственность за переселение граждан из ветхого жилья. За последние три года мы переселили более пяти тысяч человек — им было предоставлено несколько тысяч квартир эконом-класса. В прежние годы, если мы переселяли 20–30 семей, то уже были счастливы — а сейчас, как видите, их количество измеряется тысячами. Но конечно, ещё многое по этому направлению предстоит сделать. Например, нужно убрать малоценный жилой фонд из центра города.
— Каков в этой сфере фронт работ?
— Мы планируем, что со следующего года и на протяжении пяти лет на нужды переселения из ветхого аварийного жилья будет выделяться порядка миллиарда рублей. В сумме на решение этой проблемы нужно около пяти миллиардов. Тогда мы уберем всё малоценное жильё из центра города. При этом, напомню, для переселения нам нужно иметь жильё определённых параметров — стоимостью до 30 тысяч рублей за квадратный метр. Сейчас в расселении находятся кварталы в районе Театральной площади, в районе строящегося отеля «Марриотт». И таких кварталов много.
— Сейчас в Краснодаре активно развивается периферия — это ведь наверняка усугубляет инфраструктурные проблемы центральной части города. Как их решать?
— Нам действительно нужно решить массу проблем в дорожном хозяйстве и транспортном обеспечении города. Если сравнивать Краснодар с современными городами, то одним из существенных отставаний будет отсутствие развязок внутри города. Мы одни из лидеров в России по количеству транспорта, приходящегося на душу населения, а вот дорожная инфраструктура у нас сильно отстаёт. Но сейчас проектируется первая развязка в трёх уровнях в районе улиц Ставропольской и Старокубанской. На следующий год мы должны приступить к её строительству. Далее — крайне необходима развязка на пересечении улиц Красных партизан и Тургенева.
Понимая наши инфраструктурные проблемы, мы начинаем строить привлечение инвесторов в город на другой основе. Мы больше не рассматриваем жилищное строительство как основное направление привлечения инвестиций. Этот рынок уже насыщен. Наши инвестиционные предложения сконцентрированы на другом — это строительство социальных объектов, гостиниц, инженерной инфраструктуры. В конечном счёте, приоритетными проектами ведь оказываются те, которые поддерживаются властью. Не случайно мы подписываем соглашения с инвесторами, которые дают приоритеты в части налогов. Сейчас мы намерены давать льготы тем проектам, которые на данном этапе наиболее важны для города.
Инвестор и инфраструктурные проекты
— А как, например, частный инвестор может поучаствовать в развитии инфраструктуры?— Такие проекты строятся на принципах государственно-частного партнёрства. У нас уже есть примеры. Например, город испытывает трудности с теплоснабжением на всём северо-восточном направлении, где при этом сконцентрированы большие массивы под застройку. Но строительный холдинг ВКБ ведёт строительство районной котельной мощностью 100 мегаватт, что даст возможность в два раза увеличить мощности по теплоснабжению в этом районе. Котельная будет введена в эксплуатацию в начале ноября. Это чисто инвестиционный проект компании. Она сейчас строит и трансформаторную подстанцию, которая обеспечит электроэнергией её собственные потребности и даст несколько мегаватт электроэнергии городу.
Другой пример. У нас есть 20-й канализационный коллектор, который должен охватить всю северную часть города, где сейчас ведётся интенсивное строительство. Этот проект включён в программу «Краснодару — столичный облик», сегодня идёт его проектирование. Затем будет проведён конкурс для подрядных строительных компаний, станут привлекаться как банковские инвестиции, так и средства самих предприятий. Дело в том, что этот коллектор в первую очередь нужен всем тем, кто там строит. Сами же строительные компании заинтересованы в его появлении. Таким же образом будет строиться ливневый коллектор в районе улицы Российской.
— А как для компании-инвестора может окупиться такой проект? Какова схема возврата денег?
— Это вложение, которое окупается за счёт создания дополнительных возможностей строительства. И за счёт создания определённых преимуществ строящегося жилья, платы за оказание услуг по водоотведению.
Ещё одна большая тема. Мы сейчас для решения проблем с местами в детских садах выкупаем построенные детские сады у строителей, которые ведут комплексное жилищное строительство. Делаем это по установленной цене — сейчас уже выкуплено три, до конца года будет ещё четыре. В результате в этом году в детских дошкольных учреждениях должно появиться более трёх тысяч мест. Мы, конечно, поощряем такой способ вложения инвестиций.
— Современные города пытаются разгрузить центр за счёт перехватывающих парковок, проекты которых также предлагаются для инвестирования. Какие у вас наработки по этой теме?
— У нас действует целая программа по развитию парковок. Есть проект по строительству парковок в центре — это так называемые «подсказные» парковки — когда используются придорожные территории с полным переходом их на платную систему. Осенью около драматического театра у нас появится такая парковка, оборудованная современной системой приёма платежей. Мы оценим её работу и в случае успеха будем тиражировать эту схему по всему городу. Есть планы и относительно многоярусных парковок. Сейчас ведётся предпроектная подготовка парковки примерно на тысячу автомобилей под площадью Пушкина. Это тоже будет инвестиционный проект, в котором могут быть задействованы как бюджетные средства, так и деньги инвесторов.
У нас сложилось целостное ви`дение того, как решать транспортную проблему города. Вот сейчас мимо нас проезжают новые троллейбусы с кондиционерами — 40 таких машин мы только что закупили. Плюс пришла партия новых трамваев с кондиционерами, 10 современных автобусов. За три года мы намерены полностью поменять электрический транспорт, который в городе является градообразующим. Мы считаем, что это должен быть комфортный транспорт. Например, маршрут 2Е у нас сейчас полностью кондиционирован, а в ближайшее время там ещё и появится wi-fi. И мы хотим, чтобы у нас весь транспорт был таким.
— Звучит фантастически.
— Замысел в том, чтобы создать систему комфортного общественного транспорта. Сегодня некоторые люди просто не хотят пользоваться тем разбитым общественным транспортом, который ходит по улицам, и предпочитают автомобиль. Мы считаем, что городские автобусы повышенной комфортности должны работать на самых длинных маршрутах, а маршрутным такси, которых сегодня так много, нужно работать в локальных микрорайонах, доставлять людей ближе к дому. Если мы изменим систему, у народа появится желание пользоваться общественным транспортом, хотя бы потому, что человек быстрее доберётся до места назначения на автобусе, который едет по выделенной линии, чем на собственном автомобиле. А перехватывающие парковки нужны прежде всего для тех, кто приезжает в город на своих машинах. Но, конечно, одномоментно всё это сделать невозможно.
— Вы оценивали, сколько должна стоить платная парковка?
— В Москве подсчитывали, что это должно быть 50 рублей в час. В Краснодаре, я думаю, цена не должна превышать 30 рублей.
Новые точки роста
— Сейчас начинает готовиться к активному развитию Прикубанский район Краснодара, у которого появились новые земли. Что там будет строиться?— По линии Фонда РЖС в городе отведено около 1300 гектаров земель, права на аренду которых будут выставлены на федеральных торгах. Из них около 900 запланированы под жилищное строительство. Кроме того, мы получили 300 гектаров под создание нового кладбища — это серьёзная необходимость для города. Выделены также земли под развитие Восточной промышленной промзоны — это 300 гектаров, из которых 66 передано краевой администрации: она и будет создавать этот промкластер.
— Появились ли «якорные» инвесторы в Восточной промзоне?
— Там есть уже крупный инвестор — «Севкавэлектромонтаж», это одна из крупнейших компаний, которая работает по всей России. На территории промзоны они производят стальные конструкции, оцинковку, автоматику. Там уже построены цех литья, цех по оцинковке. Сейчас нами готовится соглашение, которое мы рассчитываем подписать на форуме в Сочи, — о размещении в Восточной промышленной зоне новейшего производства мебели. Ведутся также переговоры с компанией «МАН» о производстве автобусов. Они должны были строить в Петербурге завод по выпуску грузовиков и автобусов, но у нас появилась возможность поконкурировать за размещение.
— Остаётся ли в силе проект «Краснодарский транзит»?
— Конечно. Но что важно — за последние годы поменялось представление о том, как должно быть организовано железнодорожное сообщение в районе Краснодара. Например, сейчас на уровне правительства и президента уже определено, что грузовое железнодорожное сообщение обойдёт Краснодар на подступах. Оно будет направлено в сторону Крымска, где создаётся железнодорожный хаб, который станет обеспечивать порты Черноморского и Азовского побережья. Второй проект — высокоскоростное пассажирское сообщение. Мы очень рассчитываем, и многое для этого делаем, что высокоскоростная магистраль через Краснодар проходить не будет. Для нас важно, чтобы она шла в объезд. Мало того, вполне целесообразно создание транспортного узла, который объединял бы железнодорожный вокзал, линии общественного транспорта, аэропорт. У нас даже есть по соседству с аэропортом сортировочная площадка в районе Восточной промзоны, которую можно было бы развивать в качестве такого узла.
— Вы хотите освободить город от железнодорожного движения?
— Да, мы должны освободить железную дорогу, которая идёт через город, чтобы переориентировать её под скоростную автомагистраль со скоростным трамваем. Скоростная магистраль с севера на юг — это наше транспортное спасение.
— Ожидаете ли вы увеличения бюджетного финансирования Краснодара после Олимпиады?
— С бюджетным финасированием проблема. У города очень небольшие возможности для капитальных вложений, хотя с 2004 года наш бюджет вырос с 4,5 до 12,5 миллиарда рублей. Примерно такая же сумма нам выделяется краем за счёт субсидий и субвенций для выполнения городских мероприятий. Но потребности города слишком велики. Капвложения возможны за счёт краевых и федеральных программ. У нас есть программа «Краснодару — столичный облик», принятая по инициативе губернатора, мы на неё очень надеемся, хотя следующий год, как нас предупреждают, может быть тяжёлым в финансовом отношении, а значит, будем делать бо́льшую ставку на инвесторов, на их вовлечение в развитие города.