В Таганроге туристов, прибывших морем, встречает делегация конца XVII века//Фото: "Эксперт Юг"
На практике попадание в список национальных туристских маршрутов означает, что маршрут попадает в ассортимент туроператоров по всей стране.
Как выглядит новый маршрут
Министерство экономики Ростовской области вместе с Агентством по развитию туризма Ростовской области провели в начале июля ознакомительный тур для региональных СМИ по маршруту, который лег в основу «Стартапа Петра I». Сам тур в своем базовом варианте занимает три дня и две ночи. Он начинается в Ростове прогулкой по Большой Садовой, осмотром советских мозаик в подземных переходах, спуском к Парамоновским складам, продолжается в Азове посещением музея-заповедника, театрализованной трапезой, откуда туристу предлагается совершить переход, повторяющий путь Петра Великого, который после взятия Азова в 1696 году вышел на галере в Азовское море и лично выбрал место для основания Таганрога. Путь из Азова до Таганрога по воде занимает около двух часов. И это все только первый день. Второй и третий посвящены Таганрогу, они насыщены автобусными, морскими экскурсиями, посещением музеев, но там есть и специально разработанные для этого тура активности — например, мастер-класс по варке донской ухи, лекция-квест о двух картинах на один сюжет, посещение винодельни «Благолюбов» в хуторе Любовка, а также маяка в хуторе Мержаново.
Конечно, туристический маршрут рассчитан на гостей региона, которые могут, с одной стороны, в сжатом виде познакомиться с тремя ключевыми городами Дона, с другой — познакомиться с историей, связывающей Петра Первого с этим регионом. До конца июня было продано 300 путевок, базовая цена, фигурирующая на многих сайтах, — 13,9 тыс. рублей. Нужно заметить, что Ростовская область точно попала в тему юбилея Петра — 350 лет со дня его рождения праздновались как раз в июне. Нейминг и насыщенность маршрута в рамках определенной цены — это те критерии, по которым заявка Ростовской области была оценена наиболее высоко.
Побыть в роли Петра на Дону
Региональным журналистам показали сжатую версию маршрута, включающую переход на катерах из Азова в Таганрог. Это, пожалуй, наиболее впечатляющий отрезок программы, который был бы интересен даже жителям Ростовской области, которые, как правило, неплохо знают основные достопримечательности Азова и Таганрога. Пройти путем Петра I, при помощи экскурсовода увидеть эти места его глазами, восстановить контекст событий 1696-1698 годов, когда окно в Европу прорубалось через Юг России, и при этом видеть речные и морские пейзажи, которые не совсем доступны обывателю, увидеть устье Дона, подойти к Таганрогу с моря — это как минимум очень интересный опыт. «Фишки», приготовленные специально для этого маршрута, позволяют выйти него с ощущением совершенного исторического путешествия. Например, лекция-квест, которую проводит в Таганрогском художественном музее историк-краевед Альберт Смирнов, представляет собой увлекательное сравнение и реконструкцию контекста двух картин — известного «Утра стрелецкой казни» Василия Сурикова и картины художника Дмитриева-Оренбургского «Стрелецкий бунт», выставленной в музее Таганрога. Фактически это погружение в то же самое время, когда Петр Первый, присутствующий в качестве героя на обоих полотнах, принимал решение о создании Таганрога. Этот город и был стартапом Петра, призванным решить стратегические задачи, стоящие перед страной.
Сколько привлечет маршрут
Поддержка этого маршрута Ростуризмом означает, присвоение ему статуса национального означает, что ведомство начинает продвигать продукт своими ресурсами, говорит министр экономики Ростовской области Максим Папушенко. «Смысл попадания в перечень национальных туристических маршрутов в том, что нас начинает продвигать Ассоциация туроператоров, — говорит Максим Папушенко. — Наши амбиции — провозить по маршруту 20 тысяч человек в год. Конечно, в условиях закрытого аэропорта это довольно сложно. Само наличие таких маршрутов у региона — знак серьезности намерений территории в сфере развития туризма. Ожидается, что такие территории смогут претендовать на субсидии, предназначенные для развития инфраструктуры по ходу маршрутов».
Министр экономики Ростовской области Максим Папушенко ожидает 20 тыс. человек в год на новом маршруте//Фото: "Эксперт Юг"
«Сейчас меняется стратегия туроператоров, потому что география их работы сузилась, — говорит Татьяна Горяйнова, руководитель Агентства по развитию туризма в Ростовской области. — Через неделю наш маршрут появится в линейке одного из крупнейших игроков рынка — компании Anextour, которая берет себе всю линейку национальных маршрутов».
Ростовская область, по словам Папушенко, планирует подать еще две заявки на получение статуса национального маршрута, одна по связанной с виноделием теме «Долина Дона», вторая — по теме казачества и его культуры. Консолидатором маршрутов на Дону названа компания «АВИА-СИТИ». Впрочем, это название мало кому известно, больше известен бренд Anyticket, которым пользуется компания. «Туристские маршруты заставляют развивать инфраструктуру, — говорит донской министр экономики. — Сейчас многие инвесторы рассматривают планы по строительству новых причалов. При этом у туризма много дополнительных позитивных эффектов — например, он формирует положительный образ региона».
«Тур насыщенный, нынешнее время сильно откорректировало целевую аудиторию туриста, говорит Татьяна Нечепаева, генеральный директор ООО «ТКФ «Рейна-Тур Нтв»». — Закрытие аэропорта, отсутствие мест в поездах определило нашего туриста как автотуриста и как туриста круизных маршрутов в большей степени. Поэтому наши программы больше ориентированы на сегодняшние реалии. Это, безусловно, Ростов с многочисленными программами и малое золотое кольцо - Азов, Старочеркасск, Новочеркасск».
По количеству принятых туристов лучшим для Ростовской области оказался 2021 год, когда регион посетило 3 млн человек. В этом году показатель будет явно ниже — аэропорт закрыт с 24 февраля.
Исполнительный директор туристической компании Sudakov.travel Наталья Судакова отмечает, что в Ростовской области большим спросом пользуются туры в Таганрог, такие как Ретропоезд в Чеховский Таганрог.
«Также это маршруты в театральный Таганрог, наш тур "Маленький Ла Скала", Греческие мотивы Таганрога с морской прогулкой и танцами сиртаки, "Таинственная богудония", экскурсия по рыбацкой деревушке. хорошим спросом пользуются винные туры», — говорит Наталья Судакова.
«Маршрут "Стартап Петра Первого" только начинает свой большой путь. В этом году благодаря агентству по развитию туризма этот тур получил статус национального, и мы возлагаем большие надежды на то, что этот маршрут будет пользоваться популярностью у жителей других регионов», — говорит Наталья Судакова.