107 113 15

Итоги КИФа: Северный Кавказ соглашается расти лишь на особых условиях

2792
15 минут

На Кавказском инвестиционном форуме (КИФ) было, что праздновать, - прямо сейчас СКФО показывает опережающие темпы роста, во многом благодаря буму в туризме. Но амбиции региона растут — регион замахивается на 4 трлн инвестиций до 2030 года, и один туризм их не обеспечит. Основная дискуссия шла о том, как и где создать дополнительные источники экономического роста в условиях дорогих денег.

Итоги КИФа: Северный Кавказ соглашается расти лишь на особых условиях

КИФ впервые проходил в Грозном и отражал культурные особенности Чеченской республики // Фото «Эксперт Юг»
Поделиться
Конечно, КИФ запомнится тем, что он проводился в Грозном. Образ города, каким он был еще 20 лет назад, здесь неоднократно всплывал, что придавало выбору места для мероприятия символичности. Параметры этого года сравнивают с Кавказской инвестиционной выставкой 2023 года, которая проходила в Минеральных водах — в ней приняли участие около 3 тыс. человек, в том числе делегации из 15 стран. Цифры по участникам КИФа назывались разные, количество стран колебалось от 35 до 50, компромиссная оценка количества участников — 4 тысячи. Цифра не фантастическая, но она обеспечила транспортный коллапс в Грозном. Впрочем, все лидеры мнений, которые ожидались, как выразились организаторы, доехали. И уровень дискуссий оказался действительно на высоте.

КИФ, в отличие от большинства крупных мероприятий Росконгресса, получился мероприятием региональным — тем оказался и интересен. Это значит, что абсолютное большинство во всех дискуссиях составляли региональные чиновники или бизнес, представленный в СКФО. И степень остроты этих разговоров порой была очень нехарактерной для таких, часто чисто церемониальных площадок.

Несмотря на то, что организаторы заявили тему «Большого Кавказа от моря до моря», которая должна была объединить повестку развития всего Юга России, форум оказался все же сугубо кавказским — тем, объединяющих Юг, пока не очень много. Единственным регионом ЮФО, который принял в мероприятии участие с выставочным стендом, стала Адыгея. Впрочем, другие южные регионы прислали делегации.

В повестке выделяются две острых линии дискуссий. Первая — вокруг методов обеспечения опережающих темпов роста СКФО. Предполагается, что добиться их можно за счет особенных мер поддержки региона. Однако с точки зрения одних, «особенность» этих мер уже давно создана, и требовать большего уже неприлично. А с точки зрения других, ни о каких особенных мерах поддержки для СКФО пока говорить не приходится — и их надо создавать, если всерьез говорить о задаче опережающего развития.

КИФ, Ведучи.jpg
Поделиться
Кабинка горнолыжного курорта - ключевой интерактивный объект выставки // Фото «Эксперт Юг»

Вторая дискуссия — вокруг новых перспективных направлений опережающего роста. На нынешнем этапе он во многом был обеспечен туристическим бумом, который превратился в бум инвестиций в туризм Северного Кавказа. Однако сможет ли туризм вытянуть всю экономику СКФО? В каких сферах и как создавать дополнительные точки роста?

Туризм обеспечил результаты года

КИФ проходил в контексте хорошей для Северного Кавказа конъюнктуры. В моменте регион показывает опережающие темпы роста. Пять регионов СКФО в 2023 году повысили индекс рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Причем, Чеченская республика заняла седьмое место — самое высокое место из регионов СКФО.

«Сегодня Северный Кавказ переживает инвестиционный бум, — заявил на пленарном мероприятии вице-премьер Александр Новак. — Амбициозная задача, поставленная президентом, по увеличению инвестиций в России на 60% к 2030 году опережающими темпами выполняется на Северном Кавказе — в прошлом году рост инвестиций здесь составил 17%. Их общий объем превысил 1 трлн рублей. Реализуются крупнейшие инвестпроекты на сумму 1,7 трлн рублей. При этом 60% инвестиций осуществляется в сферу туризма».

КИФ, Новак.jpg
Поделиться
В пленарном заседании принял участие вице-премьер Александр Новак (второй слева). Фото Вячеслав Викторов, Росконгресс

«За последние три года поток отдыхающих на курорты «Ведучи», «Эльбрус», «Архыз» составил более 4 миллионов человек, — отметил премьер правительства РФ Михаил Мишустин на совещании правительственной комиссии по вопросам развития СКФО, которое прошло в рамках форума. — И сегодня, когда руководители регионов, разработчики, инвесторы показывали эти проекты, честно говоря, у меня внутренняя гордость просыпалась, потому что все эти идеи три года назад были только планами, а сейчас идёт их серьёзная реализация».

После того, как была названа сумма в 1,7 трлн, вспомнилось и то, что год назад первый зампредправления Сбера Александр Ведяхин оценивал в 1,8 трлн потребности экономики СКФО в инвестициях — тогда эта сумма выглядела весьма амбициозно. В этом году все уже смотрели гораздо дальше. Сергей Назаров, заместитель министра экономического развития РФ, сказал, что, по оценкам, привлечение в экономику СКФО до 2030 года инвестиций в размере 4 трлн рублей позволит обеспечить региону среднюю динамику этого показателя выше 20%. Мысль о том, что Кавказ должен показывать динамику, значительно превышающую среднероссийскую цель в 60% роста к 2030 году, неоднократно повторялась.

Но главная сфера, которая генерирует сегодня инвестиции, — это туризм. В 2023 году туристический поток в СКФО, по данным Сбера, увеличился на 40% и составил 4,7 млн человек. «В ОЭЗ Северного Кавказа на данный момент заявлено около 200 млрд рублей инвестиций», — говорит Андрей Юмшанов, гендиректор Кавказ.РФ. Исследование «Эксперта Юг» показало, что туризм сегодня занимает 55% в общем объеме крупнейших инвестиционных проектов СКФО.

«Мер поддержки на федеральном уровне так много, что тему можно закрывать, — считает гендиректор Cosmos Hotel Group Александр Биба. — Нужно лучше заняться маркетингом регионов. В остальном сейчас бизнес и власть слышат друг друга, а для прорыва просто нужно время».

При этом в федеральном Минэке на стадии рассмотрения заявка на создание еще одной ОЭЗ — в Кавказских минеральных водах. Появление этого проекта позволит еще увеличить туристический инвестпортфель. Даже в рамках форума он продолжал пополняться. Так, в первый день появился еще один резидент в Каспийский прибрежный кластер, который вложит 5 млрд рублей в строительство отеля уровня «пять звезд». Реализатор проекта — компания «Каспийские курорты-1». Впрочем, такие соглашения — скорее исключения для этого форума. Большинство из них было не про деньги, а про дружбу и совместные усилия.

Однако на протяжении всего форума продолжался поиск сфер, которые могли бы обеспечить прирост в ближайшие годы. Таких тем как минимум две — сфера транспорта и логистики, включающая развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», и индустрия.

Пробудить транспортно-логистические амбиции

«Чтобы понимать, как развиваться дальше, хотелось бы понимать планируемые грузопотоки, — говорит Сергей Назаров. — До 2027 года все узкие места по автодорогам будут сняты. К этому времени вся федеральная трасса «Кавказ» станет четырехпутной, появятся обходы Хасавюрта, Махачкалы, Дербента. По Махачкалинскому порту принято решение о привлечении инвестора для его модернизации».

Но откликнется ли бизнес на эти вложения государства, ставит вопрос Назаров, ведь известен ряд примеров, когда бюджетные вложения в инфраструктуру оказывались неэффективны.

КИФ, Назаров.jpg
Поделиться
Сергей Назаров (слева) и Андрей Юмшанов внимательно слушали бизнес и региональных чиновников // // Фото «Эксперт Юг»

Заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило дал более подробную информацию о вложениях, связанных с МТК «Север-Юг». По его оценкам, вложения только в автодороги составят 104 млрд рублей — это прежде всего, расширение подходов к границам Азербайджана и Грузии, расширение пунктов пропуска на этих направлениях.

«Коридор «Север-Юг» — это серьезный приоритет, в текущей ситуации мы рассматриваем его как один из путей попадания российских товаров на глобальные рынки. При этом в приоритете — западная ветка пути», — сказал Алексей Шило.

По его словам, РЖД планирует до 2028 года расширить пропускную способности своей ветки до 20 млн тонн.

Существует прогноз Кавказ.РФ о том, что пропускная способность МТК «Север-Юг» вырастет до 60 млн тонн к 2040 году. Между тем, в соседнем регионе по Азово-Черноморскому коридору уже сегодня проходит 240 млн тонн грузов — и грузооборот там продолжает расти.

«Инфраструктура притягивает грузопотоки, а не наоборот, - говорит Роман Александров, советник гендиректора «Дирекции международных транспортных коридоров». - Сейчас наши основные перспективы — соседние страны. Чтобы выходить на глобальные рынки, нужно выходить в морские порты. Например, в Иран или Пакистан можно попасть только морем, а сервисов для того, чтобы это делать пока нет. Нужна рокадная инфраструктура между Махачкалой и Новороссийском, которая позволяла бы легко перебрасывать грузопотоки. И нужно решать политический вопрос о связи с Южным Кавказом, с которым Северный Кавказ сегодня связывает всего одна дорога — Верхний Ларс».

С МТК «Север-Юг» сложилась ситуация, когда государство инвестиции в него уже заявило, а инвестиционные проекты бизнеса еще не сложились. И вопрос о том, сколько именно средств частных инвесторов притянет тема развития коридора «Север-Юг», пока открыт. Возможно, в ближайший год эта тема начнет оформляться.

«За последние два с половиной года мы сделали серьезные вложения, чтобы раскатать коридор «Север-Юг», — говорит Дмитрий Крюков, заместитель гендиректора «РЖД-Логистика». — В результате грузопоток за этот срок вырос в два раза. Для того, чтобы дальше наращивать грузооборот, необходимо комплексное решение, желание работать в диалоге».

За такими фразами можно не понять, о чем идет речь, чего все же не хватает для того, чтобы «Север-Юг» рост действительно амбициозными темпами. В кулуарах форума проблему пояснил индийский бизнесмен, президент Soltex Group Маниш Кумар: «Отправка сорокафутового контейнера до Индии через Новороссийск стоит 2,9 тыс. долларов, по коридору «Север-Юг» стоимость — 4,5 тыс. При этом этот груз никто не берется страховать, мультимодальных документов нет. Почти все, что сейчас идет в Индию из России, — это нефтепродукты, обратного грузопотока почти нет. Для того, чтобы развивать грузопоток на этом направлении, Индия, Россия и Иран должны были бы договориться о совместных субсидиях в размере не менее 40 процентов от стоимости. Размер субсидий можно было бы снижать по мере роста потока».

Особые условия для СКФО

Главным конкурентным преимуществом СКФО для инвесторов считается наличие такого института развития, как Кавказ.РФ, а также шести из десяти туристических ОЭЗ России. Но главы регионов ставят вопрос о том, чтобы режим работы с бизнесом становился еще более особенным.

«Если хотим развиваться, нужно садиться с бизнесом, вырабатывать стратегии развития — и ждать падения ключевой ставки, — говорит губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. —  Мы раскачали свой гарантийный фонд, но ниже 8,5% ставка не получается. Это много — инвестор боится. Боится, что ставка будет и дальше повышаться. В 2019 году, я помню, банки подняли требования к обеспечению залогами с 75 до 125%. Они тогда начали выбирать самые лучшие проекты. Но сейчас у нас нет того бизнеса, который был в 2019 году. Надо передоговариваться».

КИФ, губернаторы.jpg
Поделиться
Сергей Меняйло (слева) и Владимир Владимиров считают, что особые условия для СКФО еще не созданы // Фото «Эксперт Юг»

«В советское время у нас было 147 предприятий, которые давали 70% ВРП, — рассказывает Сергей Меняйло, глава Северной Осетии. — Но эта база ушла в другие регионы, поэтому восстановить ее сложно. Для СКФО сегодня нужны особые условия, потому что ни один регион не видел таких потрясений. Если мы хотим опережающих темпов, надо дать особые условия. А также гарантии и стабильность. Не по-отдельности, а вместе».

«Может, надо, чтобы банки увеличили свой портфель в регионе раза в четыре?» — спросил в ответ Сергей Назаров.

«У нас в 1,7 раза растет выручка в турсекторе, в полтора раза вырос объем производства в АПК, но лимиты с господдержкой заканчиваются в первые месяцы после их доведения до банка, — признается Анатолий Песенников, председатель Юго-Западного банка Сбера. — Приоритезация СКФО зависит от нас с вами».«А можно подождать, когда закончится СВО, потому что Ставропольский край тратит на нее 19,6 миллиардов рублей, — заявил Владимир Владимиров. — Давайте победим, и мы направим эти деньги на развитие».
«Нужно сказать, что еще год назад обсуждалась тема создания свободной экономической зоне в СКФО по аналогии с Крымом или новыми территориями, — признает Сергей Назаров. — Но я считаю, что эта мера не решит главной проблемы — высокой доли теневого рынка на Северном Кавказе и низкого проникновения безналичных расчетов. Эту проблему не решить только директивно. Мы должны создавать условия, при которых прозрачная работа становилась бы выгодной. Например, овцеводство — очень непрозрачная сфера. Но комплексные выплаты на килограмм произведенного мяса делают привлекательной легальную работу».

Запустить драйвер индустриального роста

Та же дискуссия возникла и вокруг вопроса о том, как создать драйвер роста в промышленности.

«Сегодня СКФО занимает всего один процент от промпроизводства России, но мы считаем, что эта цифра свидетельствует о большом потенциале региона, — говорит Олег Ступин, директор департамента региональной промышленной политики в Минпромторге РФ. — В отличие от других территорий, мы видим, что здесь работа над проектами идет в ручном режиме. Один процент может превратиться в три-четыре в результате реализации 5-6 крупных проектов. СКФО станет регионом, с которым мы будем работать, задействуя весь инструментарий поддержки. И упор надо сделать на индустриальные парки, которые должны стать точками привлечения инвесторов на Северный Кавказ».

Самый высокий результат по динамике в промышленности в СКФО показывает Дагестан — индекс промпроизводства здесь растет пять лет. Но высутпление главы профильного ведомства получилось одним из самых тревожных.

«От того, что цифры у нас растут, реальность пока сильно не меняется, — говорит министр промышленности и торговли Дагестана Низам Халилов. — У нас объем промышленного производства — 83 миллиарда, а у Санкт-Петербурга — 4 триллиона. Но у нас нет даже одного процента тех мер поддержки, которые есть в Петербурге. Я считаю, что объем поддержки от федерального центра должен быть не менее 1% от объема промпроизводства — тогда мы сможем обеспечить опережающие темпы. Сейчас же мы видим, что регионы ЮФО и СКФО практически не попадают в федеральные программы. Ситуация должна быть пересмотрена кардинально, потому что ситуация на финансовых рынках совершенно другая. Каждый субъект должен получать федеральную поддержку — можно вместе с техническим заданием, что он должен развивать и в какие сроки».

КИФ, аэропорт.jpg
Поделиться
Год назад проекта аэропорта в КЧР еще не существовало, теперь он обрел форму // Фото «Эксперт Юг»

«Эксперт Юг» после выступления поинтересовался у Низама Халилова, насколько по факту вырастет объем господдержки, если завтра его просьба увеличить ее до 1% от объема промпроизводства будет удовлетворена. Ответ прозвучал такой: в восемь раз. Формой представления такой поддержки, по мнению Халилова, могла бы быть региональная субсидия.

«У нас слишком мало предприятий, которые могли бы воспользоваться мерами федеральной поддержки, — вторит своему коллеге министр промышленности и инвестиций Северной Осетии Владимир Марзоев. — Регионы СКФО находятся за периметром федеральных мер. Например, в 2023 году Владикавказ попал в число городов для развития мелкомасштабной химии. К этому процессу подключились вузы, мы начинаем с НИОКРом. Но это слишком небольшие масштабы, чтобы пользоваться федеральными инструментами, а региональных ресурсов на это нет. Давайте рассмотрим вариант поддержки федеральным центром региональных программ развития. Давайте поддерживать программу, которую регион понимает, как реализовать».

Инструментарий Кавказ.РФ в работе с туризмом во многом уникален, поэтому особенно важен вопрос о том, что институт развития может предложить для инвесторов из сферы сельского хозяйства, промышленности и др.

«Надо сказать, что это наиболее трудный сегодня вопрос, — признался глава Кавказ.РФ Андрей Юмшанов. — Но у нас помимо туризма есть в портфеле 183 проекта стоимостью более 50 млрд рублей. Нам удалось расшевелить инвестиционный климат, проектное финансирование, активность банков — они увеличили свои кредитные портфели в регионе в 2,5 раза за три года. И это уже необратимый процесс, за регион начинается конкуренция, новые банки начинают видеть, что они что-то здесь упускают. Второй момент — мы должны крупнейшим проектам помогать получать льготное финансирование, сопровождать их».

КИФ, выставка, КБР.jpg
Поделиться
Интенсивное садоводство в центре ряда выставочных стендов СКФО// Фото «Эксперт Юг»


Потенциал развития индустрии на Северном Кавказе видят далеко не только чиновники.

«Есть огромные рынки, которые готовы принимать продукцию кавказских республик, — заявил Александр Ткачев, председатель совета директоров холдинга «Агрокомплекс им. Н.Ткачева». — Овощи — уже сегодня это 20% производства России, но его можно еще удвоить. Когда я проезжал республики, я был потрясен плантациями садоводческой продукции. В мире таких видов нет. Этим надо продолжать заниматься — и экспортировать эту продукцию. Это то, чего не могут производить другие регионы. К сожалению, мы этот рынок в свое время упустили. Яблоко здесь и в Крыму — самое вкусное. Ну и конечно баранина. Мы еще недавно кушали новозеландскую баранину — на нас зарабатывали миллиарды долларов. Но в регионе создана промышленная основу для производства баранины и ее экспорта».

На эту тему
Триллион взят: главные инвесторы в Кавказ — 2024
Поделиться
Кстати, об овцеводстве. Один из крупных руководителей, инвестирующих в СКФО, образно описать суть изменений, которые за последние годы произошли на Северном Кавказе в отношении к инвестору: «Здесь, наконец, поняли, что овцу лучше не резать, а стричь». Под овцой имелся в виду инвестор, конечно.

Михаил Мишустин во время своего выступления подтвердил, что согласно указу президента РФ, форум на Кавказе будет ежегодным. Однако вопрос места проведения остается открытым. Целый ряд собеседников «Эксперта Юг» сильно сомневаются, что площадкой форума останется Грозный. Высказывалась идея, что мероприятия будет переезжать из региона в регион, помогая тем самым развивать территории Северного Кавказа.
0
6
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .