Транспортный коридор «Юго-Западная хорда» свяжет Урал и Сибирь с портами Азово-Черноморского бассейна //Фото: ГК «Автодор»
Поделиться
«В зоне тяготения рекомендуемого маршрута «Юго-Западной Хорды», с учетом продления скоростной трассы М-12 «Восток» до Тюмени, находится 21 субъект Российской Федерации, проживает 29% населения страны (42,8 млн человек) и генерируется 21 % ВРП (более 29,3 трлн рублей)», — говорится в сообщении госкомпании.
Главной целью строительства комплекса дорог станет сокращение временных затрат на путь из регионов Сибири на Юг в два раза. Макроэкономический эффект на ВВП от реализации проекта оценивают в сумму порядка 4,3 трлн рублей, включая увеличение налоговых отчислений до 1,3 трлн рублей. Совокупный эффект от прироста туристического потока благодаря строительству дорог составит около 255,9 млрд рублей.
Начать проектирование маршрута в компании рассчитывают до 2030 года. Если необходимая документация появится к 2030 году, то на реализацию проекта потребуется от трех до 12 лет, уверены эксперты. При этом, специалисты отмечают, что создание нового из Сибири к Чёрному морю маршрут может стать следующим приоритетным проектом после «Азовского транспортного кольца».
Основные характеристики «Юго-Западной хорды»
Проект «Юго-Западной хорды» включен в программу деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период с 2010 по 2030 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации. Согласно планам компании, финансирование проектных работ предусмотрено до 2030 года. Стоимость строительства будет определена в ходе проектирования, но уже сегодня разработано экономическое обоснование проекта.Маршрут «Юго-Западной хорды» будет включать четыре новых платных участка общей протяженностью почти 1,2 тыс. км. Это будут четырехполосные дороги категории IБ (скоростная дорога с интенсивностью движения выше 14 тыс. приведенных единиц в сутки):
- участок от примыкания к обходу города Тольятти до примыкания на участке обхода города Саратова протяженностью 261,8 км
- участок от обхода г. Саратова до примыкания к обходу городу Волгоград протяженностью 319,4 км;
- обход города Волгоград протяженностью 33,5 км;
- участок от обхода города Волгоград через город Сальск до примыкания с автомобильной дорогой М-4 «Дон» на участке дальнего западного обхода города Краснодар протяженностью 576,9 км.

Поделиться
Предполагаемая схема участков «Юго-Западной хорды» (выделен зеленым) и действующие трассы (оранжевый) //Иллюстрация: «Эксперт Юг» Проект имеет стратегическое значение и должен стать одним из пунктов, учтенных в контуре программных документов «Россия-2050», считает управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр — AV Group Алексей Крыловской.
«Масштабность и высокие эффекты этого проекта крайне важны для целого ряда субъектов, ведь дорога протянется через 21 субъект Российской Федерации, обеспечит транспортную связанность в одном из ключевых транспортных направлений. Для России, которая обладает самой большой площадью среди стран мира, такие проекты являются стратегически важными», — отметил эксперт.
Путь из Тюмени в Краснодар сократится в два раза
Главная цель «Юго-Западной хорды» — это сокращение времени в пути из регионов Сибири на Юг. Так, по данным ГК «Автодор» время в пути между Тюменью и Краснодаром сократится в два раза, а на участке от Самары до Краснодара — на 30%.
Поделиться
Время в пути между Тюменью и Краснодаром составит 18 часов после реализации проекта транспортного коридора «Юго-Западная Хорда», отметил Александр Чупин //Фото: предоставлено спикером
Сегодня проезд из Тюмени в столицу Кубани занимает около двух суток. После строительства «Юго-Западной хорды» это путь можно будет преодолеть примерно за 18 часов вместо 36, а от Самары до Краснодара добраться — за 11,5 часов вместо 18,5, пояснил доцента Экономического факультета РУДН Александр Чупин.
«Это значительно сэкономит время, особенно в сезон отпусков, когда трассы перегружены. Однако нужно учитывать и обратную сторону — поездка будет дорого стоить. Уже сегодня путь из Москвы в Анапу обходится автомобилистам примерно в 10-12 тыс. рублей: около 6-7 тыс. уходит на бензин и до 4-5 тыс. — на платный проезд по участкам трассы М-4 «Дон». «Юго-Западная хорда» — это также платные участки дорог. Проект такого масштаба требует больших инвестиций. Поэтому за комфорт и скорость придётся платить», — рассказал Чупин.
Сколько времени потребуется для строительства ЮЗХ
В ГК «Автодор» возможные сроки строительства четырех участков «Юго-Западной Хорды» пока не комментируют, так как окончательно необходимое количество времени будет определено уже после проектирования. По оценкам экспертов, срок реализации проекта может составить от 3 до 12 лет.Чтобы максимально эффективно реализовать проект, желательно уложить сроки в отрезок 10–12 лет, считает Алексей Крыловский. Александр Чупин уверен, что полное завершение строительства может быть возможным уже к 2040 году.
«Если проектирование начнётся до 2030 года, первые участки могут быть открыты к середине 2030-х. Полное завершение строительства — ориентировочно к 2040 году», — говорит Чупин.
Проект может быть реализован и быстрее, уверена доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова.
«В случае если финансирование будет найдено, то проект можно реализовать за 4-5 лет при строительстве трассы участками», — считает Борисова.

Поделиться
Строительство участков «Юго-Западной Хорды» может занять в пределах 2-3 лет, считает Михаила Хачатуряна //Фото: предоставлено спикеромВпрочем, по мнению доцента кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации Михаила Хачатуряна, «Юго-Западная Хорда» может стать следующим приоритетным проектом после создания «Азовского транспортного кольца». В таком случае, срок реализации станет еще более сжатым.
«Если предположить, что проектирование закончат в 2028-2029 годах, то строительство, с учетом применения всех имеющихся современных технологий прокладки автотрасс, может занять в пределах 2-3 лет, но вероятно быстрее, так как прокладка данной автотрассы скорее всего станет одним из приоритетных направлений после строительства «Азовского транспортного кольца», — убежден эксперт.
Экономический и социальный эффект маршрута из Тюмени на Кубань
Ожидается, что «Юго-Западная Хорда» окажет значительное положительное влияние на экономику. Если общий макроэкономический эффект оценивают в 4,3 трлн рублей, то для Ростовской области показатель составит 469 млрд руб., а для Краснодарского края — 718 млрд руб., сообщал ранее РБК.Достигнуть таких показателей получится благодаря расширению возможности перевалки экспортных товаров, производимых на Урале и в Западной Сибири, считает Михаил Хачатурян. Прежде всего, речь идет о зерне, металлах и изделиях из них, угле, редкоземельных металлах, в портах Азово-Черноморского бассейна. Также само строительство принесет новые рабочие места и финансы в регионы, уверен эксперт.
«Один километр строительства дорожной инфраструктуры создает до десяти новых рабочих мест и до 2-4% прироста ВРП региона, через который прокладывается трасса», — рассказал Хачатурян.
Социальный эффект будет выражаться в улучшении транспортной доступности населенных пунктов, рядом с которыми будет проходить маршрут. Если оценивать социальный эффект в количественном выражении, то строительство одного километра транспортной инфраструктуры может принести 1-1,5% роста уровня жизни, уверен Хачатурян.
По мнению Ольги Борисовой, новый транспортный маршрут сможет повлиять на решение ряда социальных проблем: снижение числа ДТП, повышение мобильности и доступности территорий по которым пройдет магистраль, что позволит повысить привлекательность территории для проживания граждан и организовать рабочие места в инфраструктурных объектах, снижение нагрузки на жилые территории по которым на текущий момент проходит дорога.
Сколько будет стоить хорда и сложно ли ее построить
Предварительная стоимость проекта «Юго-Западной Хорды» оценивается в 1,7 трлн рублей, из которых 500 млрд руб. должны составить внебюджетные инвестиции, отмечает Ольга Борисова. По ее мнению, в число основных сложностей в реализации проекта можно выделить высокую стоимость, сложную логистику и возможное возникновение экологических рисков, связанное с прохождением трассы в жилых районах.
«Целесообразно предусмотреть выпуск специальных облигаций, доход по которым, например, можно освободить от уплаты НДФЛ, что позволит привлечь долгосрочное финансирование. Также важно реализовывать проект поэтапно и ввести для него специальный правовой режим», — говорит Борисова.Ключевой сложностью при реализации проекта «Юго-Западной Хорды» будет выстраивание цепочек поставок всех компонентов для строительства, убежден Михаил Хачатурян.
«Однако наличие опыта строительства трассы «Таврида», самой трассы «Казань-Екатеринбург» позволит решить данные проблемы. Разумеется использование таких инструментов как цифровые технологии в области проектирования, контроля процесса строительства, применение инновационных технологий и материалов обеспечит максимальное ускорение процесса реализации данного проекта. По разным оценкам использование инновационных технологий и материалов, а также цифровых решений в проектировании и контроле качества снижают стоимость строительства на 10-15%», — отметил Хачатурян.
В то же время, Александр Чупин уверен, что с экономической точки зрения проект всё равно исключительно выгоден, так как он ускорит доставку товаров, снизит логистические издержки и создаст новые рабочие места.
«В перспективе «Юго-Западная хорда» может стать одной из самых значимых трасс России, связав промышленный Урал, южные курорты и порты, и сделав путешествия по стране удобнее, хотя и не сильно дешевле», — резюмировал Александр Чупин.



