Для заполнения ниши в 2022 году стартовал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП). Основная задача проекта — вовлечение студентов в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Проект реализует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации России при участии ведущих вузов страны.
Путь ученика — творца — предпринимателя
«Платформа университетского технологического предпринимательства» — это многоступенчатый механизм, который помогает получить студенту необходимые предпринимательские знания, навыки, организовать и развить свой технологический стартап. Первым шагом на пути к технологическому предпринимательству становятся тренинги, предпринимательские «Точки кипения» и акселераторы платформы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). Здесь студенты могут не только получить теоретическую базу, но и применить знания в игровой среде. Те, кто решает пойти дальше и создать свой проект, могут побороться за грант ФСИ в один миллион рублей в конкурсе «Студенческий стартап», — рассказывает директор Проектного офиса развития инновационных и предпринимательских компетенций ЮФУ, доцент факультета бизнеса «Капитаны», к.э.н., Станислав Труфанов.За два года свыше 600 тыс. студентов и сотрудников университетов стали участниками ПУТП и создали 23 тыс. стартап-проектов. Но получить грант на развитие мало, необходимо провести масштабную работу по созданию компании и проверки проекта. Вот тут молодые бизнесмены переходят под крыло стартап-студий, которые помогают формировать гипотезы и растить идеи.
Поделиться
По словам Станислава Труфанова, благодаря участию в программе студенты могут не просто создать свой проект, но и побороться за грант ФСИ в один миллион рублей в конкурсе «Студенческий стартап». // Фото: пресс-служба ЮФУВ проекте ПУТП уже действует сеть из 22 университетских стартап-студий, которые формируют портфели компаний по технологическим направлениям.
Как только бизнес достигает пятого уровня готовности технологии (TRL 5), включаются университетские венчурные фонды (УВФ), которые заработали с февраля этого года. УВФ предоставляют конвертируемые займы университетским технологическим стартапам. Общий объем инвестиций для развития студенческих стартапов составит 3,5 млрд руб. Молодые бизнесы, которые вошли в так называемую «долину смерти», смогут получить «умный капитал» — это от 25 до 50 млн. руб инвестиций, а также освоить бизнес-компетенции от профессиональных инвесторов. Технологическое направление стартапа должно соответствовать приоритетным направлениями развития науки технологий и техники, а также перечню критических технологий Российской Федерации.
Южные стартап-всходы
«Платформа университетского технологического предпринимательства» уже дала путевку в жизнь 308 стартапам в 11 технологических направлениях. А общий объем инвестиций в проекты составил более 566 млн рублей.Лидером по числу стартапов стала IT-отрасль. Были запущены 62 молодые компании, 6 из которых в Ростовской области на базе ЮФУ.
«Еще до 2022 года на базе ЮФУ уже работала целая система развития предпринимательства и проектной деятельности. Студенты могли по шагам погрузиться в мир стартапов от идеи до продаж и привлечения финансирования. С появлением федерального проекта эта система была преобразована, организована бесшовность программ, направленных на развитие инновационных и предпринимательских компетенций, — поделился Станислав Труфанов. — Студенты могут выбирать для себя интересную и подходящую им программу. Точкой входа являются тренинги предпринимательских компетенций и предпринимательская точка кипения. После них участники приглашаются для дальнейшей разработки проектов в акселераторы, а наиболее перспективные — в стартап-студию».
За два года только в тренингах приняли участие более 8 тысяч студентов, в работе акселераторов – 2863 человека, и 23 человека дошли до стартап-студии. Каждый год 22 проекта из ЮФУ становятся победителями конкурса ФСИ «Студенческий стартап», в рамках которого стартапы получают по 1 млн рублей. Кроме того, в университете существует круглогодичная программа поддержки стартапов и студенческих команд SfeduStartups и сопровождение проектов по программе «Стартап как диплом».
Поделиться
Более 15 тысяч студентов университета прошли через мероприятия системы развития предпринимательства и проектной деятельности университета. // Фото: пресс-служба ЮФУПрокачать базовые бизнес-компетенции на базе собственных проектов студенты могут под руководством опытных наставников одного из акселераторов, например: Sfedu Business Station (SBS), «Экспонента PRO» для проектов уровня TRL 3 и «Южное созвездие БАС», направленный на развитие беспилотной авиации. За два года участники создали более 300 стартап-проектов начальной стадии. Как минимум, это концептуально проработанный и упакованный для инвестора паспорт проекта с бизнес-планом и проверенными гипотезами — таких 232. 89 — в стадии «Прототип или MVP», 6 — в стадии «Работающий продукт» и 2 перешли на ступень «Масштабирование». Свое бизнес-будущее студенты ЮФУ видят в сферах образования, гейм-разработок, IT и информационных технологий, креативной индустрии, рынков НТИ, туризма, биотехнологий, БАС и т.д.
«Среди проектов-выпускников стоит отметить проект «Спектр», который разработан участниками акселератора, а также проектно-образовательного интенсива SfeduNet. Его создатели также прошли тренинги предпринимательских компетенций и представили проект перед инвесторами в демо-дне SfeduExponent. Стартап посвящен внедрению технологий дополненной реальности в искусство, в частности в выставки. Создатели стартапа выиграли грант, открыли юридическое лицо и за полгода работы объём выручки составил больше полумиллиона рублей», — отмелил директор Проектного офиса развития инновационных и предпринимательских компетенций ЮФУ.
Промежуточные Успехи ТехПреда
Активность на «Платформе университетского технологического предпринимательства» проявляют не только студенты. В реализацию мероприятий активно вовлеклись крупные федеральные и региональные индустриальные партнеры университета. В качестве экспертов, спикеров, партнеров и инвесторов, а также заказчиков, предоставляющих технические задания, выступают АО «Сбербанк-технологии», ПАО МТС, ПАО КБ «Центр-инвест», АО «Почта России», ЗАО «Бастион», УФПС Ростовской области, ООО «ВебАнт», ООО «Иностудио Солюшинс», ООО «Золотой Юг», ООО «Лиматех», MAXIMUM Education, ООО НПО «Турбулентность-ДОН», ООО «Хип гейм» и многие другие.В итоге за время участия ЮФУ в реализации федерального проекта более 15 тысяч обучающихся прошли через мероприятия системы развития предпринимательства и проектной деятельности университета. Студенты получили бесценный опыт в создании своего дела в области технологического предпринимательства и в освоении технологий по системному развитию инновационного бизнеса. Полученные командные и проектные компетенции в будущем позволят выпускникам эффективнее реализовать себя, независимо от того, выберут они для себя путь предпринимателя или путь специалиста — они смогут создавать ценность и доносить её до других.
«Мы сформировали сильную, опытную команду организаторов, экспертов, трекеров, наставников и спикеров, — подчеркнул эксперт. — Благодаря работе всей команды, в которой больше 150 человек, а также благодаря труду коллективов ученых, вовлеченности преподавателей, а самое главное — благодаря самим студентам — удалось добиться такого весомого результата».
Для повышения эффективности работы всех инструментов ПУТП на базе ЮФУ в ближайшее время планируется развивать сотрудничество с вузами страны и расширять «круг» индустриальных партнеров как в роли заказчиков и работодателей, так и в роли сотрудников в совместной реализации масштабных проектов. Развитие технологического предпринимательства также становится двигателем в трансформации дисциплин самого университета.
«Мы продолжим интегрировать междисциплинарные мероприятия по развитию предпринимательства в проектную деятельность университета. Уже сегодня это позволяет студентам получать зачёт по модулю проектной деятельности и последовательно прорабатывать свою ВКР в формате «Стартап как диплом». Кроме того, накопленным опытом мы уже начали делиться и конвертируем его в программы повышения квалификации по обучению организации акселераторов, тренингов, проектной деятельности, а также подготовке трекеров», — резюмировал Станислав Труфанов.
Бизнес, в основе которого лежат современные технологии, — это сложный и разноуровневый процесс, который требует высоких навыков и компетенций. Сегодня студенты имеют возможность получить опыт не только в разработке высокотехнологичного продукта, но и в создании компаний, которые смогут вывести его на инновационный рынок.