Поделиться
Как отмечает глава региональной экспертной группы АСИ Виталий Крючков, агентство уже признало опыт Ростовской области лучшей практикой и направило в другие регионы для изучения. Действительно, по данным донского минпромэнерго, за последние пару лет средний срок техприсоединения мощности до 150 кВт (на которую, по информации сетевиков, приходится 93% всех заявок) существенно сократился. Если в 2013 году он составлял 166 дней при целевом показателе 207 дней, то в 2014 году — уже 132 дня при целевом показателе 267 дней. Количество процедур при этом было сокращено с 15 до 4. На 2015 год ставится задача сократить сроки техприсоединения до 45 дней, а его стоимость по итогам реализации всех мер, предусмотренных «дорожной картой», должна снизиться с 1852% до 22% ВРП на душу населения.
В то же время сетевики не склонны преувеличивать эти достижения — в первую очередь потому, что даже при существенном сокращении сроков реальное количество подключений в несколько раз меньше поданных заявок. Так, по данным ОАО «МРСК Юга», в 2013 году в Ростовской области было подано заявок на 1829 МВт, но до договоров дошло и было исполнено лишь 678 МВт. В прошлом году объём договоров вновь сократился: из заявок на 2144 МВт было подписано договоров на 579 МВт, исполнено 448 МВт. По сути, энергетикам приходится выполнять немалую работу, а заявитель, не выбирающий мощность, никакой ответственности за это не несёт. Именно этот сюжет стал главной темой дискуссии в рамках круглого стола «Техприсоединение к энергосетям: как сократить этот путь?», организованной «Экспертом ЮГ» совместно с МРСК Юга.
Сизифов труд сетевиков
По словам советника генерального директора МРСК Юга Дмитрия Журавлёва, каких-либо санкций в отношении безответственных заявителей сегодня применить фактически невозможно. Поскольку договор техприсоединения является публичной офертой, расторгнуть его в одностороннем порядке сетевая компания не может, а расторжение через суд влечёт за собой неоправданные издержки — порядка 10–15 тысяч рублей на один договор, в то время как стоимость техприсоединения мощности до 15 кВт для заявителя составляет всего 550 рублей.«Заявитель рассуждает так: поскольку техприсоединение почти ничего не стоит, сделаю-ка я заявку побольше — и пусть она будет, — говорит г-н Журавлёв. — В результате из 16 тысяч заявок у нас просрочены 8 тысяч по вине заявителей, которые не подключаются к сетям в силу различных причин, а это влияет на исполнение нормативных сроков». Всё это в конечном итоге формирует выпадающие доходы и влияет на тарифную составляющую. Только по Ростовской области объём сглаживания сетевого тарифа из-за выпадающих доходов достиг 8,5 млрд рублей, а всего по России из-за невыбранной мощности в тариф войдёт 160 млрд рублей, причём тарифы уже достигли предельных значений. А обратной стороной повышенного внимания к скорости техприсоединения оказывается сокращение работ по повышению надёжности сетей. Поэтому увеличение разрыва между объёмом заявок и реально подключённой мощностью превращается в системную проблему для всего энергосетевого комплекса.
Сегодня на различных уровнях рассматриваются варианты повышения ответственности заявителей в процессе техприсоединения. Одним из них является схема takeorpay («бери или плати»), предполагающая, что заявитель обязан оплачивать указанную в договоре техприсоединения максимальную мощность вне зависимости от того, выбирает он её или нет. «Мы готовы сделать условно бесплатным подключение до 670 киловатт, но заявитель должен понимать, что ему придётся эту мощность оплатить», — подчеркнул Дмитрий Журавлёв.
Впрочем, возлагать всю ответственность на заявителей вряд ли стоит, уточняет генеральный директор ООО «Ростовэнергострой» Алексей Колч, поскольку неоправданно большие объёмы мощности зачастую определяются требованиями СНИПов, ГОСТов и заключением экспертизы. «Проектировщики, которые пользуются существующими СНИПами, перестраховываются. Поэтому надо менять нормы, а за ними поменяется и ситуация с техприсоединением», — полагает г-н Колч.
«Да, качество проектной документации в последнее время сильно упало, — согласился с этой точкой зрения Дмитрий Журавлёв. — Подавляющее большинство проектных организаций рассчитывают мощность с запасом 40 процентов, хотя нужно, наоборот, закладывать экономию 40 процентов. Потребитель получает такой проект и подаёт заявку на заведомо большую мощность, чем ему нужно».
Плоды «дорожной карты»
Несмотря на эти проблемы, руководство МРСК Юга совместно с правительством Ростовской области продолжают работу по сокращению сроков техприсоединения и повышению прозрачности этой процедуры. В апреле в Таганроге началась реализация пилотного проекта по приёму заявок на техприсоединение через многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Эксперимент продлится до конца лета и в случае успеха может быть распространён на всю территорию присутствия МРСК Юга (Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия). «Мы готовы тиражировать опыт работы с МФЦ, поскольку их количество значительно превышает количество центров МРСК. Это обеспечит более прозрачную процедуру подачи заявок и исключение всякого рода посредников», — поясняет Дмитрий Журавлёв.В ходе круглого стола представитель сетевой компании неоднократно подчеркнул, что МРСК Юга стремится получить доверие со стороны будущих клиентов и укрепить свой имидж как надёжного партнёра. То, что качество работы сетевиков за последние годы заметно выросло, подтвердили и независимые участники дискуссии. Так, заместитель руководителя УФАС по Ростовской области Виктор Батурин отметил, что с каждым годом жалоб на деятельность сетевых организаций поступает всё меньше, количество нарушений в области техприсоединения в регионе сокращается. А Эдуард Осипов, главный энергетик АО «Крокус», строящего сейчас новый стадион на левом берегу Дона (требуемая мощность — 4900 кВт), сообщил, что никаких проблем с энергетиками у его компании нет. По словам представителя Торгово-промышленной палаты Ростовской области Елены Елевой, сейчас информация о техприсоединении достаточно открыта, поэтому можно чётко прогнозировать сроки реализации инвестпроектов, и это положительно влияет на инвестиционную привлекательность региона.
В то же время, полагает Виталий Крючков, несмотря на очень динамичное улучшение ситуации, нельзя утверждать, что все проблемы в сфере техприсоединения решены. Вопрос о поиске оптимального баланса между тремя сторонами процесса — сетевыми организациями, государством и бизнесом — по-прежнему остаётся актуальным. По мнению г-на Крючкова, здесь возможны три пути. Во-первых, для снижения стоимости присоединения необходимо привязывать новые инвестпроекты к тем зонам, где есть избыток мощностей, — в Ростовской области, например, есть точки, где стоимость техприсоединения для предприятий на порядок ниже средней. Во-вторых, требуется согласование новых инвестпроектов, прежде всего из «губернаторской» сотни, с инвестпрограммами сетевых организаций. Третий путь — государственное субсидирование техприсоединения, но на всех его не хватит. В отличие от Китая, где государство готово обеспечивать новые предприятия всей инфраструктурой, российскому бизнесу от платы за подключение к сетям пока никуда не деться.