105 110 14

Качественных отелей не хватает: 5 перспективных регионов России для инвестиций в гостиничный бизнес

4080
11 минут

Внутренний туризм – отрасль, которая активно растет на фоне экономических потрясений и внешнеполитических проблем. При этом рост внутреннего турпотока упирается в нехватку объектов размещения. Это побуждает думать о вложениях в отельный бизнес и оценивать привлекательность регионов для таких вложений.

Качественных отелей не хватает: 5 перспективных регионов России для инвестиций в гостиничный бизнес

Поделиться
* Автор - управляющий партнер ZONT Hotel Group, рассказывает о 5 привлекательных российских регионах для развития гостиничного бизнеса.

Попробуем выделить пять наиболее привлекательных для вложений в инфраструктуру гостеприимства российских регионов и проанализировать, из чего эта привлекательность складывается. 

Краснодарский край – уникальное разнообразие

Общая характеристика. Этот регион остается одним из самых заманчивых с точки зрения инвестиций в гостиничный бизнес, так как здесь сосредоточены многие элементы, делающие отдых в этих краях привлекательным для россиян – это море, горнолыжные курорты, мягкий климат, интересные природные локации и культурные достопримечательности, а также развитая развлекательная инфраструктура.

Из всех населенных пунктов Краснодарского края главным объектом притяжения, безусловно, остается Сочи. При этом помимо отелей у береговой линии все больше и больше гостей города едет в Красную поляну: люди поняли, что летом климат в горах намного комфортнее, чем внизу, у моря, и в то же время при желании отсюда можно добраться до пляжа всего за полчаса на электричке – к слову, эта особенность делает Сочи довольно уникальным местом.

В то же время у города есть две проблемы, которые оказывают влияние в том числе и на развитие туризма: это большие пробки, которые несмотря на наличие объездной дороги, построенной к Олимпиаде, мучают Сочи даже в низкий сезон, и выведенная в море канализация, из-за которой каждый год в июле – августе огромное число гостей города заражается ротавирусом.

Сочи.jpg
Поделиться
Сочи - главная точка притяжения в Краснодарском крае // Фото: https://kurortkuban.ru/

Номерной фонд. В Краснодарском крае есть качественные объекты размещения, и их количество растет – это касается как крупных отелей, так и средних и маленьких гостиниц. Но подобных объектов по-прежнему не хватает, о чем свидетельствует их высокая загрузка в летнее время, причем, чем качественнее отель, тем она выше – вероятно, эта тенденция сохранится и в ближайшее время. Особенно сильна нехватка качественных отелей в трех- и четырехзвездочных сегментах.

Сервис. Хотя качество самого номерного фонда постепенно растет, уровень обслуживания в регионе местами оставляет желать лучшего. С переменным успехом над его повышением работают сетевые отели и объекты, которые находятся под управлением профессиональных компаний. В случае же с частными гостиницами никогда нельзя угадать, какой сервис получишь в итоге – например, в прошлом году было немало историй, когда в некоторых объектах туристам отменяли бронирования в последний день перед заездом, если отельерам удавалось перепродать эти предложения дороже. На мой взгляд, такое поведение недопустимо, однако это издержки того высокого спроса, который сейчас наблюдается в регионе.

Специфика среды для бизнеса. Главная особенность, влияющая на работу инвесторов и отельеров в регионе, – это администрирование процессов: с точки зрения взаимодействия с бюрократами Краснодарский край считается самым сложным субъектом России, так как здесь крутятся большие деньги, и это неизбежно влияет на поведение местной администрации. По этой причине локальным инвесторам и отельерам работается здесь несколько легче, чем приехавшим из других частей страны.

Сезон. Высокий сезон на Черноморском побережье достаточно короткий: он длится со второй половины июня (до этого погода все еще неустойчива) и по двадцатые числа августа, когда основные гости – семьи с детьми – уезжают домой в преддверии начала учебного года. Привлекать гостей круглый год или как минимум продлевать сезон отелям помогает наличие специальной инфраструктуры – медицинского и спа-комплекса, бань и/или саун, бассейна с подогревом – в сочетании со сниженными ценами.

Алтай – фантастические пейзажи и нехватка рабочих рук

Общая характеристика. В России в этот географический регион входят два субъекта – Алтайский край и Горный Алтай. Это регион с фантастическими пейзажами и потрясающей энергетикой, куда многие приезжают отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой и зарядиться энергией. Здесь множество интересных природных объектов – гор, перевалов, водопадов, озер и рек, – которые делают возможными разнообразные виды активностей – от сплавов и пеших походов до экскурсий и автомобильных прогулок. К слову, дороги на Алтае тоже очень хорошие, а еще в отличие от других регионов Сибири летом здесь нет мошкары.

Поделиться
Горный Алтай - почти неоткрытое россиянами место // Фото: https://tourism04.ru/

Сюда и раньше активно приезжали туристы из соседних регионов – правда, в основном это были автомобильные поездки на выходные, – а сейчас Алтай открыла для себя и остальная Россия, включая Москву и Санкт-Петербург. Кстати, из столицы лететь сюда всего 4 часа – то есть примерно столько же, сколько по нынешним временам занимает рейс до Сочи.

Номерной фонд. Это регион больших перспектив для отельеров – емкость рынка здесь просто огромная, – и вместе с увеличением турпотока номерной фонд тоже активно растет. Появляются новые объекты, в том числе четырех- и пятизвездочные отели – например, находящийся под нашим управлением Grand Chalet Altay на берегу реки Катунь или сбербанковский «Манжерок», который должен открыться полностью этим летом. В целом же число отелей востребованных категорий увеличивается равномерно, свежие и современные объекты есть в каждом сегменте, а вот усталого номерного фонда, характерного для того же Сочи, за исключением санаториев Белокурихи нет. Связано этом с тем, что развитие туризма на Алтае началось не так давно.

На эту тему
Плюс 25% в ЮФО и 45% в СКФО: Росстат посчитал доходы от туризма на Юге России
Поделиться
Специфика среды для бизнеса. Главная особенность, влияющая на работу инвесторов и отельеров на Алтае, – это нехватка рабочих рук. Жителей региона, готовых работать в отельном бизнесе, не так много, поэтому 90% персонала составляют приезжие сотрудники. Учитывая это, при планировании запуска отеля нужно сразу закладывать в проект строительство места для проживания персонала, потому что аренда жилья из-за дефицита предложений на местном рынке обойдется очень дорого. Также в регионе очень высокие зарплаты, есть и местные повышающие коэффициенты, и к этому нужно быть готовыми.

Сезон. Высокий сезон на Алтае длится с конца апреля и до конца августа. В сентябре туристы также продолжают приезжать, но уже в меньшем количестве. Помимо предоставления классических услуг в области спа и медицины привлекать гостей в низкий сезон помогают горы – конечно, длина местных горнолыжных трасс меньше, чем в Сочи, потому что сами пики не такие высокие, но люди все равно с удовольствием приезжают сюда покататься на лыжах с семьей.

Карелия – красота Севера и русская баня

Общая характеристика. Как и Алтай, Карелия привлекает туристов в первую очередь уникальной природой – в данном случае потрясающей красотой Севера. Летом здесь популярны водный туризм, путешествия на велосипедах и автомобилях, охота и рыбалка, а зимой – лыжный спорт. Помимо этого, круглый год проводятся различные экскурсии по достопримечательностям и памятникам истории и культуры.

Номерной фонд. В регионе есть свои отели с именем, и они работают на высоком уровне. Строятся и новые объекты размещения. При этом стабильный спрос на качественные отели сохраняется, и, на мой взгляд, он будет расти – особенно учитывая, что Финляндия, куда жители находящегося относительно недалеко Санкт-Петербурга очень любили ездить на выходные и в отпуска, сейчас для них закрыта. 

Специфика среды для бизнеса. Главную особенность, влияющую на работу инвесторов и отельеров в регионе, как и в случае с Алтаем, представляет собой нехватка персонала.

Поделиться
Водопады Ахвенкоски в Карелии // Фото: https://kareliagid.ru/

Сезон. Высокий сезон в Карелии длится примерно с середины июня до середины августа. Турпоток растет и в период новогодних праздников – как правило, в качественных отелях предложения на эти дни распродаются еще в августе. Занимать туристов в низкий сезон позволяют лыжный спорт, рыбалка, пешеходные прогулки, а также русская баня, интерес к которой в последнее время активно растет.

Золотое кольцо – церкви, музеи и общепит

Общая характеристика. В первую очередь Золотое кольцо привлекает туристов многочисленными памятниками архитектуры – главным образом церквями и монастырями. Кроме того, в этих городах есть разнообразные и очень интересные музеи, а еще здесь немало отличных ресторанов с приятными ценами – например, многие ярославские заведения находятся на уровне топовых ресторанов Москвы, зато ценник в них существенно ниже. Гулять по городам Золотого кольца тоже очень приятно, особенно в центральных районах, которые по большей части выглядят чистыми, ухоженными и симпатичными.

Помимо обилия архитектурных памятников и других описанных выше особенностей, привлекательность Золотого кольца для развития гостиничного бизнеса состоит в том, что оно находится рядом с огромным мегаполисом, потенциально способным генерировать бесконечный спрос.

Поделиться

Переяславль-Залесский - жемчужина маршрута // Фото: pixabay.com

Номерной фонд. При этом качественных объектов размещения в городах Золотого кольца остро не хватает, особенно это касается трех- и четырехзвездочных гостиниц (а вот пятизвездочные отели здесь точно не востребованы). К примеру, во Владимире есть огромное количество памятников зодчества, но при этом хороших отелей практически нет: в целом в городе найдется несколько объектов размещения, но это либо уставшие гостиницы, либо объекты без приличного ремонта, поэтому строительство хорошего трех- или четырехзвездочного отеля здесь прямо-таки напрашивается. В Ярославле ситуация с гостиницами получше: их довольно много, причем среди них есть и довольно качественные объекты, но даже здесь еще один хороший отель номеров на 200 явно не будет лишним.

Практически все качественные отели, построенные в городах Золотого кольца в течение последних десяти лет, работают с очень высокими показателями, и мне кажется, что такие же результаты были бы у любой новой и хорошей гостиницы, появись она здесь, поэтому не ясно, по какой причине на Золотом кольце практически не строятся отели. Также хотелось бы, чтобы государство уделило больше внимания развитию инфраструктуры и сохранению памятников архитектуры в этих городах – конечно, с каждым годом ситуация в этом направлении улучшается, но пока она все еще далека от идеала.

Специфика среды для бизнеса. В отличие от Алтая и Карелии здесь нет проблем с персоналом – рядом Москва, где можно найти хорошо обученных менеджеров. Нет и присущих Сочи проблем с бюрократией или других негативных факторов. Так что наладить успешный отельный бизнес на Золотом кольце – вполне посильная задача.

Сезон. Золотое кольцо пользуется популярностью у туристов почти круглый год: высокий сезон тут приходится не только на лето, но и на традиционные праздники и все длинные выходные, да и в обычные уикенды при хорошей погоде люди приезжают сюда в больших количествах, ведь дорога из Москвы на машине или электричке занимает совсем немного. Низкий сезон приходится на месяцы с совсем неприятной погодой – например, на ноябрь или март.

Дагестан – Дербент и кавказская кухня

Общая характеристика. В последние годы популярность Дагестана у туристов активно растет, так как здесь есть море, горы и большое количество живописных природных локаций, а еще древнейший город России Дербент и многочисленные памятники архитекторы. Заслуживает внимания и очень вкусная местная еда – традиционная кавказская кухня в сочетании с дагестанскими специалитетами. Сам регион активно застраивается, а его инфраструктура развивается.

Поделиться
Ворота «Баят-Капы» в Дербенте // Фото: https://derbenttourism.ru/

Номерной фонд. Количество новых объектов размещения увеличивается, но вот современных и качественных отелей, спрос на которые в ближайшее время будет высоким, в Дагестане, как и во многих регионах России, по-прежнему не хватает, причем это касается объектов всех типов – от городских отелей до резортов, чьему появлению благоприятствует наличие моря и пляжей. То же самое можно сказать и о категориях гостиниц: нужны не только новые трех- и четырехзвездочные, но и пятизвездочные отели, поскольку потенциал у региона довольно большой.

На эту тему
Фундамент для бума гостеприимства: инвестиции в туризм на Юге растут многократно
Поделиться
Специфика среды для бизнеса.
Особых сложностей или рисков, связанных с ведением отельного бизнеса именно в этом регионе, в Дагестане не наблюдается: здесь достаточно трудовых ресурсов, а перенести сюда необходимые компетенции довольно легко. При этом местные власти заинтересованы в развитии туризма в регионе и готовы идти навстречу бизнесу.

Сезон. Высокий сезон в Дагестане длится с мая по сентябрь – хотя купаются в море здесь преимущественно летом, в конце весны или начале осени стоит прекрасная погода для прогулок, и потому в это время люди также приезжают сюда любоваться природой, смотреть достопримечательности и наслаждаться кухней. Помимо классических медицинских и спа-услуг занимать гостей в низкий сезон позволяют различные групповые экскурсии.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .