Судьба холдинга «Юнитайл» — одного из ведущих отечественных производителей керамической плитки — может быть решена за пределами России. Основатель компании Лазарь Шаулов, несколько последних месяцев оспаривающий контроль над «Юнитайлом» у его нынешнего гендиректора Леонида Маевского, рассматривает возможность переноса судебных разбирательств в Великобританию
В прошлом году противостояние Лазаря Шаулова и Леонида Маевского стало одним из наиболее заметных сюжетов деловой жизни Ростовской области. Шаулов, в середине 2012 года пригласивший Маевского в качестве генерального директора «Юнитайла» для управления до предела закредитованным холдингом, неожиданно решил вернуть себе контроль над ключевым активом компании — ОАО «Стройфарфор», известным на рынке по бренду «Шахтинская плитка». Бывшие партнёры уже не раз обменялись через прессу взаимными обвинениями в невыполнении условий мирового соглашения, которое позволило «Юнитайлу» не только избежать банкротства, но и значительно улучшить производственные и финансовые показатели.
Попытка Лазаря Шаулова восстановить контроль над «Стройфарфором» пока не увенчалась успехом. Но, как говорят юристы, настоящая борьба за компанию может развернуться вне российской юрисдикции, поскольку в договоренностях партнёров присутствуют пункты, характерные для английского права. Лазарь Шаулов, в настоящее время находящийся в Израиле, подтвердил «Эксперту ЮГ», что планирует защищать свою позицию в Лондоне. Однако в день сдачи номера в печать стало известно, что контроль над 100% акций ключевого предприятия группы — ОАО «Стройфарфор» — получила инвесткомпания А1, входящая в «Альфа-групп». Как сообщил «Эксперту ЮГ» Лазарь Шаулов, это было его «обдуманное решение».
Не поделили плитку
Эта история может быть хорошей иллюстрацией того, к чему приводят излишне рискованные стратегии ведения бизнеса. Последний кризис принёс немало проблем компаниям, имевшим крупные долги перед банками-кредиторами и поставщиками, но случай «Юнитайла» был особенным — значительная часть кредитов бралась под личное поручительство основателя холдинга Лазаря Шаулова. К середине 2012 года объём долгов стал критическим (тогда называлась сумма более чем в 6 млрд. рублей), против Шаулова возбудили сразу несколько уголовных дел.
В этой ситуации было принято решение пригласить для санации бизнеса «Юнитайла» Леонида Маевского — бывшего депутата Госдумы от КПРФ, а затем бизнесмена в телекоммуникационной сфере с репутацией специалиста по урегулированию проблемной задолженности. Его компания «Бизнес-Оценка» выкупила часть долга «Юнитайла» в размере 606 млн рублей (по данным Маевского), договорившись о реструктуризации основной части задолженности в 3,7 млрд рублей. По условиям мирового соглашения, утверждённого Арбитражным судом Ростовской области, эту сумму нужно было выплатить за четыре года, процентная ставка составила 8%.
Практически сразу после этого Лазарь Шаулов, передав все механизмы управления холдингом в руки своего нового партнёра, уехал за границу (как говорит Маевский, боясь возобновления уголовного преследования) и около полутора лет в жизни «Юнитайла» не участвовал. Однако прошлой осенью он вернулся в информационное поле, причём в довольно неожиданном виде. Представляющий интересы Шаулова таганрогский блогер Алексей Фридман зарегистрировал в интернете сайт shaulov.biz, на котором начал размещать информационные сообщения от имени Шаулова, в которых тот выражает своё недовольство происходящим на предприятии. В частности, по сообщению ресурса, Леонид Маевский не выполняет условия мирового соглашения, а полученная «Юнитайлом» прибыль аккумулируется на счетах подконтрольных Маевскому структур вместо того, чтобы переводиться в качестве выплат банкам-кредиторам.
Одновременно Лазарь Шаулов выдвинул свою версию договорённостей с Леонидом Маевским. В письме «Эксперту ЮГ» он пояснил, что его соглашения с московским партнером никогда и никак не касались ОАО «Стройфарфор» — ключевой производственной структуры холдинга, зарегистрированной в городе Шахты (Ростовская область). Маевский, по версии Шаулова, был назначен генеральным директором управляющей компании «Юнитайл» (зарегистрирована в Москве). А за свою работу по реструктуризации задолженности и выкупу у банков долгов холдинга он получил в собственность кипрскую компанию Unitile Limited, которой принадлежат сбытовое подразделение холдинга «Евротайл» (22 филиала в разных регионах России), Воронежский керамический завод и закрытый на капитальный ремонт питерский завод «Кварц». Единственным же собственником шахтинского завода «Стройфарфор», а также составляющих с ним единый производственный комплекс Владимирского карьера тугоплавких глин и Маркинского кирпичного завода по-прежнему является Лазарь Шаулов.
Действительно, по данным списка аффилированных лиц ОАО «Стройфарфор» от 30 июня 2013 года, Лазарь Шаулов владеет 100% акций компании. Однако, как утверждает советник гендиректора ООО «Юнитайл» Максим Букин, эти акции изначально находились в залоге у банков и не могли быть переданы новому собственнику. «Предполагалось, что эти акции перейдут под контроль Леонида Маевского после полной выплаты всех долгов, накопленных Шауловым», — поясняет г-н Букин.
Сам Леонид Маевский утверждает, что после подписания мирового соглашения Лазарь Шаулов пообещал объявить допэмиссию, и долг в 606 млн рублей, право требования которого принадлежит «Бизнес-Оценке», предполагалось конвертировать в акции «Стройфарфора», что при нынешнем уставном капитале компании в 13,9 млн рублей дало бы Маевскому 97,8% акций. Однако Лазарь Шаулов этот пункт договорённостей отрицает.
Стремительный ренессанс
Тем временем за очень короткий срок дела «Юнитайла» пошли в гору. Как говорится в отчётности холдинга, в 2013 году чистый долг снизился до 2,7 млрд рублей, оборот увеличился до 6,1 млрд рублей, EBITDA составила 1,3 млрд рублей (в 2012 году эти показатели равнялись, соответственно, 4 млрд и 441 млн рублей). Соотношение долг/EBITDA снизилось с 13,94 до комфортного показателя 2,08, рентабельность предприятия в настоящий момент составляет 22,3%.
На трёх своих производственных площадках «Юнитайл» в прошлом году изготовил 26,9 млн кв. м керамической плитки (включая керамогранит), около 60 млн штук облицовочного кирпича, а также 26 тысяч тонн сухих смесей. По всем основным производственным показателям объёмы производства выросли в полтора-два раза по отношению к 2010 году. При этом на 26% был увеличен сбыт продукции заводов, что позволило полностью ликвидировать излишки складских запасов.
Одновременно началась модернизация производства. Первая часть инвестиционного бюджета была направлена на завод «Стройфарфор», где в июне 2013 года на потоке «Керамогранит» смонтирована новая линия глазурования и декорирования. Стоимость модернизации линии глазурования, по словам исполнительного директора «Юнитайла» Александра Бурдина, составила 40 миллионов рублей.
«Этому оборудованию сейчас в России нет равных, — говорит директор по производству холдинга Сергей Ильин, показывая в сторону конвейерных линий, по которым ровными рядами плывут стопки керамических брусков. — Это машина цифровой печати для декорирования керамической плитки. Комплекс подключён к интернету, буквально за несколько минут можно скачать любое изображение по желанию заказчика и нанести его на керамическую поверхность. Качество рисунка очень высокое, с очень контрастными оттенками, разрешение 360–400 точек на дюйм, лучше, чем у хорошей фотографии».
Топ-менеджмент «Юнитайла» смотрит в будущее очень оптимистично. В этом году финансирование программы модернизации останется как минимум на прежнем уровне. По расчётам руководства холдинга, это позволит не только существенно увеличить объём производства (на 3-5%), но и пропишет компанию в сегменте дорогой облицовочной продукции стоимостью 600-1000 рублей за кв. м. Недавно делегация холдинга вернулась из итальянского местечка Сассуоло, знаменитого на весь мир своими керамическими заводами, с полной уверенностью, что уже в ближайшее время шахтинская плитка сможет конкурировать с тамошними производителями как минимум на российском рынке.
«2013 год — самый лучший период с момента основания холдинга, — утверждает Леонид Маевский. — Сейчас заводы компании, оснащённые современным оборудованием, полностью выполняют производственные планы, промышленные мощности холдинга загружены на 100 процентов. Приоритеты в будущем — продолжение технической модернизации для дальнейшего улучшения качества продукции, а также выпуск самых современных и более прибыльных коллекций».
Лондон зовёт
Таким образом, Лазарь Шаулов в середине 2012 года владел предприятием с колоссальным долгом, а теперь ведёт борьбу за весьма успешный и перспективный актив. Но доказать обоснованность своих прав на контроль над «Стройфарфором» в российских судах Шаулову будет непросто. Максим Григорьев, управляющий Южной дирекцией VEGAS-LEX, предполагает, что условия соглашения между Шауловым и Маевским могли быть такими, что в российской юрисдикции разрешить спор не получится. При заключении соглашения стороны могли воспользоваться сравнительно новым инструментом, который был закреплён в российском акционерном законодательстве только в 2009 году, так называемым debt-for-equity (п. 2 ст. 34 Закона об акционерных обществах), который подразумевает возможность конвертации долга в уставный капитал через соответствующие корпоративные процедуры и зависит от воли акционера (акционеров) компании. Однако, по словам Максима Григорьева, на российском уровне такое соглашение может быть заключено только между акционерами (ст. 32.1 Закона об АО), а соглашение с третьим лицом, по российскому акционерному законодательству, не будет иметь юридической силы (напомним, что на момент заключения соглашения 100% акций «Стройфарфора» принадлежали Лазарю Шаулову). «В связи с этим договоры между акционером (акционерами) и третьим лицом (третьими лицами) в отношении обязательств по выполнению определенных корпоративных процедур (например, о дополнительной эмиссии) заключаются, как правило, с использованием иностранных юрисдикций — чаще всего в соответствии с английским правом», — говорит Максим Григорьев.
В свою очередь, Леонид Маевский может предпринять в зарубежных судах ответный ход. По словам г-на Григорьева, согласно иностранному праву, сторона соглашения, которой акционером было обещано то или иное корпоративное решение (например, о допэмиссии акций), может попытаться понудить акционера принять это решение, инициировав рассмотрение спора в суде. Однако для того, чтобы такое решение было исполнено в России, его необходимо легализовать через специальную процедуру признания и приведение в исполнение решения иностранных судов и иностранных арбитражей, а это входит в противоречие уже с российскими реалиями. «Согласно российской судебной практике, нельзя обязать участника или акционера принять корпоративное решение (в частности, о дополнительной эмиссии акций) против его воли, — указывает Максим Григорьев. — В связи с этим российские суды, скорее всего, откажут в легализации иностранного судебного акта о понуждении акционера к допэмиссии».
Заседание Арбитражного суда Ростовской области по вопросу о возможности или невозможности смены гендиректора «Стройфарфора», как сообщили в пресс-службе суда, было назначено на 17 февраля. Однако 6 февраля стало известно, что контроль над 100% акций предприятия получила инвесткомпания А1, входящая в «Альфа-групп». «Я принял обдуманное решение и уступил контроль над ОАО “Стройфарфор” в пользу А1, — сообщил “Эксперту ЮГ” Лазарь Шаулов в электронном письме. — Считаю, что компетенции А1 позволят завершить мой конфликт с гражданином Маевским в ближайшее время и продолжать сотрудничество холдинга “Юнитайл” со Сбербанком без катаклизмов и неприятностей. В конечном счете, правда восторжествует, люди труда продолжат работать на предприятии, кредиторы — получать свои деньги, а казна — налоги. Что касается меня, то сообщаю, что намерен жить и работать — до пенсии еще далеко». Условия сделки с А1, как сообщил Лазарь Шаулов, раскрывать сейчас преждевременно, но это явно не последний эпизод в борьбе за «Юнитайл».