В конце февраля руководство ОАО «Волгоградэнергосбыт» приняло решение ввести ограничение режима потребления электроэнергии на ВОАО «Химпром» (управляется госкорпорацией «Ростех» через структурное подразделение «Химкомпозит») до так называемой «аварийной брони». Энергетики объяснили этот шаг непогашенной задолженностью химиков в размере 4 млрд рублей. На самом «Химпроме», где трудится около 5 тысяч рабочих, причиной критической ситуации на производстве называют происки конкурентов, хотя и не скрывают, что решение о поэтапном закрытии предприятия уже принято на самом высоком уровне.
Как пояснили «Эксперту ЮГ» в «Волгоградэнергосбыте», отключение и остановка производства основных продуктов (главным образом соединений хлора) «Химпрома» проводится «в рамках борьбы со злостными неплательщиками Волгоградской области». Особо подчёркивается, что это не может стать причиной техногенной катастрофы, так как на заводе сохраняется аварийный уровень электропитания.
По утверждению энергетиков, на начало марта уровень многолетней задолженности «Химпрома» превысил 4 млрд рублей при оплате текущего потребления на уровне порядка 5% от среднемесячного начисления. Хотя руководство предприятия, по словам генерального директора «Волгоградэнергосбыта» Владимира Козлова, «приобретает и исправно оплачивает всё прочее сырьё, производит продукцию и торгует ею внутри России и на экспорт, а следовательно, получает средства от её реализации». Поэтому, полагает г-н Козлов, теоретически проще остановить производство и во избежание социального взрыва выплачивать заработную плату пяти тысячам сотрудникам завода, освободив их от работы, чем ежемесячно взваливать на себя долги за потреблённую и не оплаченную заводом электроэнергию.
Нынешний конкурсный управляющий ВОАО «Химпром» Виталий Шемигон уверен, что за отключением электричества стоят его прямые конкуренты из соседнего волгоградского химобъединения «Каустик». «Нынешнюю активизацию действий энергетиков мы связываем с тем, что в декабре 2013 года крупным акционером “Волгоградэнергосбыта” стал Эльдор Азизов — владелец и гендиректор волгоградского “Каустика” (основной конкурент “Химпрома” по хлорной номенклатуре. — “Эксперт ЮГ”), — заметил г-н Шемигон. — В настоящее время, насколько я знаю, господин Азизов также ведёт переговоры о покупке ВолгоГРЭС, которая принадлежит ЛУКОЙЛу, но находится у нас в аренде». Химики также ссылаются на незаконные, с их точки зрения, действия руководства «Волгоградэнергосбыта» по заблокированию с 7 марта единственного расчётного счета «Химпрома» в Сбербанке, что лишает их возможности вовремя выплачивать зарплату рабочим.
Вместе с тем, руководством госкорпорации «Ростех» принято решение о начале в текущем месяце поэтапного закрытия «Химпрома». Согласно плану консервации и ликвидации производственного комплекса, до марта 2015 года на предприятии полностью прекратится выпуск продукции, а к 1 мая 2016 года оно должно быть ликвидировано. В предыдущие годы компания Сергея Чемезова (на фото) безуспешно пыталась сначала подключить предприятие к деятельности химического холдинга с участием «Алтайхимпрома», новочебоксарского «Химпрома» и дзержинского «Капролактама» для переработки рассола бишофита с целью получения брома и хлористого магния кристаллического, который используется для изготовления титана. Затем была попытка перепрофилировать волгоградский завод под производство ветроэнергетических установок совместно с немецким концерном Siemens AG. Однако растущая задолженность и износ основных фондов вынудили «Ростех» прибегнуть к крайнему средству. Похожая ситуация в конце прошлого года сложилась на ещё одном крупном промпредприятии города-героя — Волгоградском алюминиевом заводе, седьмом по объёмам производства в России, где работало 3 тысячи человек. Предприятие было законсервировано его владельцем (ГК «Базовый элемент») в связи с неконкурентным уровнем тарифов на электроэнергию.
Закрытие двух индустриальных гигантов усиливает социальную напряжённость в Волгоградской области. Работники «Химпрома» уже выразили недоверие губернатору области Сергею Боженову и направили президенту России открытое письмо с просьбой вмешаться в ситуацию. «Уже завтра около пяти тысяч семей окажутся на улице, — говорится в этом документе. — Работать в Волгограде негде: многие предприятия в области на грани закрытия, многие уже закрылись». Рабочие настаивают не на поэтапном закрытии производственных мощностей, а на их постепенной реконструкции или переориентации на выпуск востребованной рынком химический продукции.
Вслед за ВоАЗом и «Химпромом» может прийти черёд и других заводов Волгоградской области — проблемы есть у предприятий металлургической и машиностроительной отраслей. В Волгоградской областной службе занятости населения сообщают, что за десять месяцев прошлого года в её структуры за помощью обратилось 172,5 тысячи человек. Так что гасить социальную напряжённость областному руководству придётся уже в пожарном порядке.