— Когда вы создавали кафе подобного формата, вы опирались на какой-то бизнес-план или действовали интуитивно?
— Бизнес-план был прописан с самого начала: я просчитала время выхода на самоокупаемость и шаги, которые для этого необходимо предпринять. В бизнес-плане были прописаны требования, предъявляемые к помещению, сроки карантина вновь поступающих животных, текущие расходы, вопросы налогов и сбора необходимых документов. Принципиально важно было открыться в течение новогодней недели, поскольку котики уже прошли карантин и необходимо было покрывать расходы на их содержание. Ну и к тому же новогодние праздники — период, когда у людей много свободного времени и они могут себе позволить прийти в новое, только что открывшееся место. Но по большей части мы двигались интуитивно: другие проекты подобного формата нами не рассматривались и не изучались. Мы взяли за основу модель монетизации, которую используют антикафе, оплату по времени. Правда, сделали первый час немного дороже, потому что у нас ведь есть котики, содержание которых увеличивает текущие расходы.
— Каковы были основные трудности при реализации проекта на начальном этапе?
— Пожалуй, главная проблема заключалась в поиске подходящего помещения — было необходимо, чтобы оно располагалось в центре, чтобы люди со всех районов города могли к нам добраться. Во-вторых арендная плата должна быть разумной. Когда помещение было найдено, то с момента подписания аренды до полного открытия прошло две с половиной недели. Возможно, удалось бы открыть котокафе и раньше, но здесь всплыла вторая сложность — сбор необходимых документов. Безусловно, колоссальных трудностей это не вызвало, так как наше заведение не имеет ничего общего с заведениями общественного питания, но, тем не менее, на сбор документов было потрачено очень много времени и сил.
— Наверняка многие интересуются жизнью животных: откуда они и как обстоят дела с санитарными нормами и вопросами содержания — прививками, кормлением?
— Мы работаем в соответствии с указаниями ветеринарно-санитарного надзора. На данный момент у нас проживает девять питомцев, и все они — бывшие бездомные: либо просто найдёныши, либо прибывшие из Центра безнадзорных животных. Естественно, все они проходят карантин, прививаются. Помимо прочего, мы регулярно проводим полную санитарную обработку помещения.
— Каковы экономические показатели вашего проекта на сегодня? Каких регулярных и стратегических вложений он требует, и насколько быстро они окупаемы?
— Очевидно, что об окупаемости говорить пока что рано, так как проект был запущен всего два месяца назад. Нас радует уже то, что наши текущие потребности — аренда, корма, наполнители — сейчас окупаются. По нашим подсчётам, к концу весны вложенные средства должны окупиться, и мы выйдем в ноль.
Конкуренции у котиков нет
— Как выглядит конкурентный рынок кафе подобного формата?
— Признаться честно, о конкуренции как таковой я не задумываюсь. Всё дело в том, что у нас немножечко другая целевая аудитория, чем у других антикафе. Так, можно сказать, что котокафе является досуговым центром, но при этом основной упор делается не на досуг, не на развлечения и, как ни странно, не на мероприятия, а на социальную значимость. Безусловно, число посетителей хотелось бы увеличить, но я понимаю, что это достаточно тяжело, поскольку существует целый ряд более опытных и популярных заведений, которые люди посещают в силу различных причин. Но меня не может не радовать тот факт, что всего за пару месяцев функционирования котокафе у заведения уже сформировалось ядро из порядка десяти постоянных посетителей. Котокафе — это отличительно новый формат, ведь мало антикафе, в которые можно прийти с детьми. Плюс ко всему мы реализуем серьёзные программы для деток с отклонениями в развитии — раз в неделю мы устраиваем встречи, на которые приходит опытный педагог и занимается с детьми. Занятия абсолютно разные, ведь к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Помимо кототерапии и различных игр, помогающих ребёнку преодолеть коммуникативные барьеры, мы занимаемся развитием речевого и слухового аппаратов, проводим специальные занятия для слабовидящих детей и многое другое.
— А каким вы видите своего «потребителя»? На какую аудиторию вы прежде всего нацелены?
— Можно выделить несколько групп потребителей. Прежде всего, это семьи с маленькими детьми, которым весело и радостно, потому что здесь много игрушек и котиков. Это люди, которые не могут завести дома кошку. Это студенты, школьники, люди с аллергией на кошек, которые не могут завести животное, но, выпив таблетку от аллергии, приходят к нам на пару часиков. Это семьи с детками-аутистами и с детками с другими особенностями развития. Это бизнесмены, которые хотят в неформальной обстановке провести встречу. Возраст людей, которые нас посещают — от 6 до 40 лет.
— Отдельная тема для обсуждения — это реклама. Продвижение проекта в социальных сетях, на которое вы делаете ставку, — это, безусловно, самый выгодный способ. Полагались ли вы только на него или использовали иные способы продвижения своего проекта?
— На самом деле я использовала только социальные сети, «ВКонтакте» и «Инстаграм». Само по себе решение открыть котокафе в Ростове было достаточно удачным, так как это было первое в городе заведение подобного направления, поэтому про нас стали писать местные СМИ: «Городской Репортёр», «Деловой Квартал», «161.ру». Информацию о нас опубликовали более чем на 30–40 информационных площадках Ростова и области и, соответственно, мы за сутки попали в «топ» новостей «Яндекса». Естественно, про нас узнало огромное количество людей, и буквально за первую неделю на наши страницы в социальных сетях подписалось полторы, а то и две тысячи человек.
— В чём, на ваш взгляд, заключается особенность продвижения проекта в социальных сетях?
— Прежде всего, социальные сети дают возможность работать с целевой аудиторией напрямую. Например, зная, кому непосредственно подходит котокафе, можно привлекать людей, которые с большей вероятностью посетят его. Соответственно, если публиковаться в газетах, то необходимо понимать, что там немножечко другая аудитория. Например, информация о котокафе появилась в «Вечернем Ростове», и мне начали звонить бабушки, пытаясь пристроить котят. И подобного рода звонки поступают почти каждый день. Я объясняю людям, что у нас достаточно ограниченное пространство и тяжело себе позволить приютить всех животных и, если люди готовы подождать, я ставлю их в очередь. При этом мы размещаем информацию о котиках, ищущих дом и хозяев, в социальных сетях, где люди часто откликаются на подобного рода объявления.
«Идея есть, а кто поддержит — не понятно»
— Насколько успешной вам кажется существующая бизнес-модель этого направления?
— В принципе, антикафе с хорошей сеткой мероприятий сейчас считаются достаточно успешными: таков пример антикафе «Циферблат». Думаю, котокафе тоже можно считать достаточно успешным проектом. Вопрос лишь в том, что его нужно развивать совсем по-другому — естественно, оно не будет функционировать как любое заведение с едой, с которым нас связывает только название, поэтому в котокафе необходимо вкладывать много сил, времени и денег. По сути, это — досуговый центр. Но нам приходится много сил и времени тратить на работу с детьми и животными.
— Какова динамика развития вашего проекта на сегодняшний день?
— Пока что тяжело привести какие-то конкретные цифры: можно сказать, что мы постепенно растём. Если взять, например, в количественном соотношении, то нам ещё есть к чему стремиться. Так, хотелось бы, чтобы в будни котокафе посещало человек 50, пока что этот показатель вдвое, а иногда и втрое меньше. Что касается выходных, то меня, в принципе, посещаемость устраивает. Для того, чтобы увеличить количество посетителей, сейчас ведётся усиленная работа над расширением сетки мероприятий, повышением уровня лидогенерации и узнаваемости и многое другое.
— Основываясь на своём опыте, не могли бы вы рассказать, с какими основными трудностями сталкиваются молодые предприниматели сегодня? Что могло бы помочь преодолеть их?
— Пожалуй, главная проблема заключается в том, что приходит идея, а ты не знаешь, куда обратиться, чтобы её поддержали. У нас нет какой-то единой структуры, которой можно было бы предложить проект и найти инвестора для него. Если же такая система и существует, то нам мало о ней известно. Есть определённые сложности, связанные со стартовым капиталом и господдержкой. Так, например, на начальном этапе развития проекта я обращалась за господдержкой в соответствующие органы с просьбой выделить помещение, поскольку у котокафе серьёзная социальная направленность, на что получила отказ и все проблемы пришлось решать самой.
Рассуждать над возможными способами решения подобных проблем можно очень долго и одним предложением тут не ответишь. Необходим целый комплекс действий и мероприятий со стороны государства и крупных компаний. Необходимо создать какой-нибудь фонд поддержки молодых предпринимателей, в рамках которого можно было бы вести различные бесплатные обучающие мероприятия. В идеале государство должно привлекать людей с хорошим опытом, чтобы они делились своими знаниями с молодёжью, рассказывали, как и что нужно делать.
— Что вы планируете делать в ближайшем будущем для развития своего проекта?
— На данный момент мы плотно занимаемся развитием сетки мероприятий: в котокафе проходят различные мастер-классы, занятия йогой и английским языком; недавно был небольшой акустический концерт. В рамках котокафе действует книжный клуб, проводятся тематические вечера. Главная задача сейчас — увеличить количество мероприятий. Говоря о целях и задачах в долгосрочной перспективе, то, конечно же, главная из них — это утвердить котокафе; если оно будет экономически успешно функционировать, то мы сможем, во-первых, увеличить количество занятий с детками, которые проходят пока что всего раз в неделю. И, во-вторых, уменьшить количество бездомных животных. Может быть, впоследствии можно будет открыть ещё одно котокафе, но об этом думать ещё очень рано.