В пресс-центре «Интерфакс-Юг» прошел круглый стол по вопросам взаимодействия Крыма и Ростовской области. Дону в качестве «подшефного» достался с Красногвардейский район, где уже побывала делегация чиновников и бизнесменов. Общие настроения- довольно оптимистичные. Ростовская общественность готова к дружескому диалогу и помощи, в то же время отмечается, что Крым- довольно развитый регион, в лице которого Ростовская область может получить сильного и надежного партнера.
Ольга Белокрылова, заведующая кафедрой экономической теории ЮФУ:
Исторически, и мы это помним еще с советских времен, главными отраслями в экономике Крыма были туризм и виноделие, и сейчас это будут главные точки соприкосновения экономик наших регионов. Очевидно, что курорты Крыма будут конкурентами российскому черноморскому побережью, но это неплохо- будет расти качество и падать цена. Крым останется основным местом отдыха для семей с невысоким уровнем дохода. Не стоит думать, что Крым это только вино и море –здесь работает 530 крупных и средних предприятий, то есть это достаточно развитый промышленный регион.
Для страны в целом прирост территорий всегда означает рост экономики, так говорит экономтеория. Однако для этого в новые регионы нужно вкладывать значительные средства. Сейчас регионы юга, Северного Кавказа опасаются, что Крым будет финансироваться за их счет, но, как мне кажется, наиболее вероятно, что для этого будут использованы средства Стабилизационного фонда или Фонда национального благосостояния, все обязательства по финансированию госпрограмм в других регионах будут выполнены.
Если Украина решит отключить полуостров от водовода и электроэнергии, то все эти коммуникации будут, вероятно, вестись из Ростовской области. Строительство моста, о котором уже объявлено- все это также возможности для роста экономики юга России. Еще одна возможная точка роста- сотрудничество по линии вузов. В ЮФУ обсуждается возможность принимать абитуриентов из Крыма в случае, если они смогут сдать ЕГЭ на любую положительную оценку. В нашем университете есть Центр государственных закупок, который также может быть востребован крымчанами. Мы готовы бесплатно обучить чиновников Крыма работе в системе российской госзакупок, ведь они совершенно не знают нашего законодательства. В то же время, на это обучение, как мы знаем, государством выделяются серьезные средства, 91 млн. рублей для переобучения 14 тыс. чиновников, так что это для нас хорошая возможность заработать.
Александр Левченко, министр экономики Ростовской области:
Ростовская область- один из шестнадцать регионов, которым поручено оказать содействие по скорейшей интеграции Крыма в состав России. Делегация региона уже посетила наш «подшефный» район- Красногвардейский. Что можно сказать? У Крыма есть огромный потенциал по развитию туризма, но там необходимо создавать соответствующую инфраструктуру- гостиницы, обустроенные пляжи и т.д. Это достаточно развитый сельскохозяйственный регион, работает несколько крупных сельхозперерабатывающих предприятий. В то же время, безработица на полуострове по российским меркам немалая- на каждое рабочее место претендует 5 человек. Василий Голубев поручил разработать проект соглашения о торгово-экономическом, сотрудничестве между нашими регионами, параллельно будут разрабатываться дорожные карты по этому сотрудничеству.
Министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарёв:
Установление надежного сообщения Ростовской области с Крымом- одна из главных задач на сегодняшний день. В виду всем понятных проблем на Украине, автотранспортом туда надежнее всего добираться через Краснодарский край. Сейчас на Керченской переправе увеличено количество паромов, но и грузопоток растет. Очевидно, что чем раньше построят мост, тем скорее Крым будет надежно связан с остальной частью России. Что касается других видов транспорта, то уже с 26 апреля начинаются регулярные рейсы Донавиа по маршруту Ростов-Симферополь, вылет ежедневно в 10:30, стоимость билетов начинается от 3750 рублей. В стадии согласования находится маршрут Грозный-Ростов-Симферополь, по которому будет летать «Грозный Авиа».
Сейчас в стадии планирования постоянный круизный маршрут Ростов-Ялта, который готов запустить «Донречфлот». Переговоры ведутся с Российским морским регистром, пассажирские суда нужного класса для этого уже имеются.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Алексей Кобилев:
ТПП РО всегда активно сотрудничала с Крымской торгово-промышленной палатой, сейчас сотрудничество станет еще более активным. Им нужна организационно-методическая помощь по работе в новых условиях, в рамках российского правового поля, и мы планируем целый ряд встреч, семинаров, конференций, готовы обучить коллег. Кроме того, они нуждаются в техническом переоснащении, чему мы также готовы содействовать.
Сейчас все говорят о том, в каком направлении нужно развивать экономику Крыма и сходятся во мнении, что, в первую очередь, приоритет должен быть отдан туризму. Но без научно-технического направления нормальной экономики здесь тоже не удастся построить. Мы запланировали ряд совместных конференций, на которых расскажем, как связать науку и бизнес. Также при нашем содействии в Крыму будут открываться бизнес-инкубаторы для развития высокотехнологичного предпринимательства.
Василий Высоков председатель совета директоров банка «Центр-инвест»:
У Крыма и Ростовской области много схожего- это южные, преимущественно сельскохозяйственные регионы, но у Крыма при этом есть больший потенциал роста за счет недофинансирования. Полуостров нуждается в инновациях, и, как справедливо отмечают эксперты, далеко не только в туризм. Даже на Лазурном берегу туристический сезон длится около 4 месяцев, все остальное время жителей надо чем-то занимать. Сейчас многие россияне готовы снять последнюю рубаху для Крыма, но совсем скоро такое привилегированное положение закончится, ведь никто и не собирался брать себе иждивенцев. Какие там есть потенциальные точки роста?
Во-первых, это ЖКХ и энергоэффективные технологии. «Центр-инвест» в прошлом году профинансировал такие проекты на сумму в более чем 2 млрд. рублей, и в Крыму это направление также достаточно развито. Во-вторых, это АПК и переработка. Сегодня на рынок выходят технологии, которые позволяют собирать урожай по 100 центнеров с гектара. Учитывая, хорошие климатические условия в Крыму здесь этот показатель также будет достижим.
Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов:
Если говорить о структуре украинско-российского товарооборота, то Крым для нас- это прежде всего вино. В последние годы объем украинского алкоголя в Ростовскую область неизменно рос, только в 2013 году ввоз увеличился на 23% до 179 дал. Сейчас, когда есть объективные трудности с пересечением товаров границы, этот объем будет падать. Заменить его может крымская продукция, о чем уже есть предварительные договоренности. Продукцию таких известных брендов как «Инкерман», «Массандра», «Новый свет», «Крымский коньячный завод» и ряд других у нас знают и любят, крупные оптовики –«Мишель Алко», ЗАО «Тандер», «Мегаполис», «Мегадон»- уже переориентируются на Крым.
Для алкогольных производств есть определенные трудности в плане перехода на российские правила, но им в первое время будет дан определенный временной запас, чтобы приспособиться. 42 производителя уже получили лицензию, и Росалкогольрегулирование было не очень строго, фактически разрешив им работать по прежним, украинским, документам.
Директор по маркетингу и продажам компании «Белый медведь» Денис Афанасьев:
Сейчас производители продуктов питания пристально смотрят на Крым, это перспективный рынок сбыта и мы готовы наладить туда поставки, к нам относятся доброжелательно, преград не чинят. Есть другая проблема- транспортная доступность. Сейчас, как говорят в конфиденциальных беседах местные бизнесмены, на полках в магазинах в основном находится украинская продукция, но она там уже вне закона, доставляется контрабандой. Нет сомнений, что в скором времени этот канал закроется и обеспечивать продуктами Крым придется России, а как это сделать, если даже сейчас на Керченской переправе постоянные пробки, транспорту приходится простаивать в ожидании своей очереди по нескольку часов. Что касается скоропортящейся продукции, а мы производим именно ее, то это ожидание может стать критическим. Эту проблему мы сейчас выносим на уровень регионального правительства, чтобы как можно скорее ее решить. Возможно, есть смысл создать для фур с продовольствием какой-то особый пропускной режим, обеспечивающий их максимальную мобильность.