В 2013 году объём нового лизингового бизнеса на Юге (в ЮФО и СКФО), несмотря на неблагоприятный макроэкономический фон, продолжил расти и, по нашим расчётам, учитывающим данные компаний-участников рейтинга, и оценке деятельности тех, кто в нём не представлен, превысил 58 млрд рублей (см. график). В то же время, как мы и прогнозировали в прошлом году, темпы роста рынка лизинга на Юге продолжили снижаться. В первом после острой фазы кризиса 2010 году южный рынок финансовой аренды показал восстановительный рост приблизительно в два раза, в 2011 году увеличился на 40%, в 2012 году прибавил 20%, а в прошлом году — только 5%. Но и это неплохо, если учесть, что по итогам 1 полугодия была весьма высока вероятность падения по году в целом. Таким образом, южный лизинг пока держится в стороне от общероссийского тренда: по предварительным оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», сумма заключённых в РФ лизинговых контрактов в 2013 году уменьшилась на 2%.
Основная причина снижения динамики заключается в том, что спрос на инвестиции резко сократился, а новых качественных заёмщиков на рынке найти достаточно трудно. Многие компании из-за нестабильной ситуации в экономике берут инвестиционную паузу либо удлиняют сроки кредитования с целью минимизации ежемесячной кредитной нагрузки. Ужесточение требований банков, характерное для текущей макроэкономической ситуации, способно определённым образом переориентировать часть клиентов на лизинг, но не факт, что это будут самые надёжные и хорошие компании. «К концу 2013 года спрос на лизинговые услуги постепенно снизился, — констатирует директор краснодарского филиала компании “Альянс-Лизинг” Виталий Синявский. — Большинство клиентов переориентировались на новые направления и в корне сменили виды деятельности или территорию предоставления услуг. В то же время в связи с ужесточением требований банков к клиентам малого и среднего бизнеса для лизинговых компаний освободилась небольшая доля рынка, так как лизинг является более упрощённым инструментом обновления основных средств».
Явные и скрытые лидеры
По итогам 2013 года рейтинг южных лизинговых компаний возглавила компания Europlan, у которой объём нового бизнеса достиг 6,8 млрд рублей; бóльшая часть нового бизнеса приходится на легковые автомобили и грузовой автотранспорт. На втором месте — CARCADE Лизинг с 3,3 млрд рублей нового бизнеса, 80% которого приходится на сегмент легковых автомобилей. 70% действующих на начало 2014 года сделок заключены компанией на период от года до трёх лет, за прошедший год средняя сделка была на уровне 2 млн рублей. Суммарно результаты по новому бизнесу в южных регионах обеспечили CARCADE 12% от всех объёмов нового бизнеса по стране в целом. Таких показателей удалось достичь за счёт создания новых продуктов и обеспечения выгодных условий лизинга автотранспорта для сегмента МСБ.
По нашим оценкам, в лидерах рейтинга вполне могли бы оказаться некоторые крупные госкомпании, но они традиционно не раскрывают объёмов своей деятельности в регионах. Например, один только пятилетний контракт ЗАО «Сбербанк Лизинг» с МУПами «Сочиавтотранс» и «Лазаревскоеавтотранс» на поставку 355 пассажирских автобусов в Сочи составил 2,15 млрд рублей.
В прошлом году всё больше лизингодателей демонстрировали снижение темпов роста (см. таблицу), хотя ряд компаний-миллиардеров сохранили высокие показатели динамики. Так, у Europlan новый бизнес на Юге вырос на 27% (год назад динамика была выше — 40%), у CARCADE Лизинг и ООО «Элемент Лизинг» — на 30%, у ГК «Балтийский лизинг» — на 26%, а у ООО «Юникредит Лизинг» и ЗАО «Локат Лизинг Руссия» — более чем в два раза.
Призрачный шанс для отечественного производителя
Негативная макроэкономическая ситуация и резкое ослабление национальной валюты привели к существенному удорожанию иностранной техники и оборудования, приобретаемого в лизинг. В этой ситуации некоторые лизинговые компании понесли убытки, заключив под Новый год сделки на поставку иностранной техники в рублях со сроком поставки месяц-два.
Теоретически в условиях падения рубля у отечественных производителей возникает возможность стать более конкурентоспособными по цене, увеличить свою долю рынка техники и оборудования, а в результате получить рост объёма продаж в натуральном и денежном выражении. Однако лизингодатели имеют иную точку зрения на сей счет. «Как показывают переговоры с лизингополучателями, далеко не все готовы эксплуатировать отечественную технику, — отмечает директор филиала “РЕСО-Лизинг” в Ростове-на-Дону Николай Капустин. — У многих бизнес работает на максимальных оборотах — это связано с тем, что техника эксплуатируется по максимуму, в две, а то и в три смены. Наша либо китайская техника такой эксплуатации не выдерживает». Поэтому клиенты с уверенным финансовым состоянием всё равно предпочитают более производительную иностранную технику.
С этим согласен и генеральный директор ООО «МСБ-Лизинг» Роман Трубачёв. Он считает, что клиенты вряд ли будут ориентироваться на отечественную технику, а сохранить платёжеспособный спрос смогут те из лизингополучателей, кому удастся переложить возросшие издержки на своих потребителей. «Если мы видим, что все издержки будут переложены на потребителей безболезненно, тогда мы даём лизинг этим клиентам, в противном случае — нет, — отмечает г-нТрубачёв. — Если мы видим, что лизингополучатель взял на себя всю нагрузку на свою рентабельность, то не работаем с ним. Это у нас входит в антикризисную стратегию. Мы делаем ставку на эффективность лизингополучателей, которые выживут, и эта стратегия уже даёт свои плюсы: в нашем портфеле 80 процентов продаж — повторные».
Вероятно, уже в апреле-мае на рынке возникнет некоторый временной вакуум по сделкам, когда иностранная техника на складах закончится, а лизингополучатели станут выжидать большей определённости с курсом национальной валюты. В ситуации, когда клиенты будут предпочитать иностранную технику, закупаемую в долларах или евро, не исключено, что ряд лизингодателей по итогам года смогут показать рост нового бизнеса, обеспеченного увеличением стоимости предметов лизинга и контрактов при сокращении количества поставок.
Однако пока рынок пребывает в застывшем состоянии. Многие участники недавно проведённого «Экспертом ЮГ» круглого стола «Рынок лизинга: развитие в условиях спада» отмечали, что клиенты сейчас просто приостановили некоторые свои проекты и просят дать им время, чтобы определиться. Светлана Белова, директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Ростове-на-Дону,говорит, что ряд компаний столкнулись с «подвисанием» ряда контрактов: есть примеры, когда договоры уже подписаны сторонами, но без даты, то есть контракты лежат в столах и ждут.
Постолимпийский синдром
Окончание Олимпиады отразилось не только на абсолютных параметрах нового бизнеса, но и на структуре сделок. Если в предыдущие годы значительным спросом пользовалась дорожно-строительная и строительная техника, то в прошлом году этот сегмент ожидаемо просел. «Огромные масштабы и фронт работ свидетельствуют об использовании значительного парка грузовой и специальной техники, которая при отсутствии новых, сопоставимых по объёмам инвестпроектов может изменить рыночный расклад, — рассуждает директор Северо-Кавказского регионального филиала ЗАО “Сбербанк Лизинг” Николай Кубликов. — На данный момент рынок практически достиг своего насыщения, предполагается реализация излишнего транспорта на вторичном рынке по демпинговым ценам. При этом не исключено, что часть продаж могут потерять не только дилеры техники, но и лизинговые компании». По мнению г-на Кубликова, в связи с тем, что большую часть в структуре совокупного лизингового портфеля занимает грузовая и специальная техника, стоит ожидать снижения удельного веса данного сегмента. При этом рынок продаж легковых и коммерческих автомобилей в 2014 году, согласно различным рейтинговым оценкам, продемонстрирует либо незначительный рост, либо снижение, в связи с чем лизингодатели будут искать новые точки роста в других сегментах. Иной точки зрения придерживается руководитель Южного дивизиона ГК «Интерлизинг» Игорь Тисленко: по его мнению,основным сегментом роста рынка останется дорожная, грузовая и строительная техника.
В связи с окончанием крупных инфраструктурных строек в Краснодарском крае велика вероятность того, что и в сфере лизинга Юг по традиции будет выручать самая устойчивая отрасль региональной экономики — сельское хозяйство. Есть надежды и на реформируемое ЖКХ, требующее значительных вложений, в том числе в технику и оборудование. Кроме того, у некоторых лизингодателей появляются программы по развитию сегмента газомоторной техники, так как до 2020 года весь городской муниципальный транспорт в России должен перейти на газомоторное топливо в целях экономии и улучшения экологической обстановки.
Первые признаки того, что лизинговые компании стали больше внимание уделять развитию сегмента ЖКХ и смежных областей, уже есть. Помимо упомянутой выше крупной сделки «Сбербанк лизинг» и сочинских транспортных предприятий, можно также назвать муниципальный контракт «Интерлизинга» с департаментом городского хозяйства Волгограда на поставку 50 троллейбусов на общую сумму в 438 млн рублей.
Существуют и другие точки роста. Виталий Синявский полагает, что в 2014 году драйвером роста рынка финансовой аренды на Юге, вполне вероятно, окажется лизинг оборудования и недвижимости. В нынешней ситуации у лизинга недвижимости, ранее представленного редкими единичными сделками, появляются шансы заявить о своём существовании, а может быть, и о развитии. Зачастую компания, которая продаёт объект недвижимости, настолько завышает цену, что лизингодатель не готов финансировать сделку на таких условиях.
Клиентами этого сегмента, как правило, является устойчивый крупный и средний бизнес. Нередко сделки с недвижимостью оформляются как возвратный лизинг, когда продавцом является то же лицо, что и лизингополучатель. И на Юге появились сделки в этом сегменте. Так, в ростовском филиале «Балтийского лизинга»отмечают, что в прошлом году уже было заключено три сделки по лизингу недвижимости и столько же не дошли до завершения. А в 2014 году работа в этом направлении продолжится.
Хотят работать все
С ухудшением экономической конъюнктуры традиционно снижается и финансовая дисциплина предприятий: некоторые из них перестают вовремя платить партнёрам, в том числе лизинговым компаниям и банкам. Генеральный директор компании CARCADE Лизинг Алексей Смирнов подчёркивает, что одним из ситуационных факторов, сдерживающих рост лизинга в ЮФО и СКФО, уже является рост количества просроченных платежей по договорам лизинга. Эта тенденция наблюдается с середины прошлого года.
В то же время замедление развития рынка, его падение в ряде сегментов и территорий, снижение платёжной дисциплины происходят на Юге параллельно с ростом и ужесточением конкурентной борьбы; лизингодатели вместе с поставщиками и дилерами постоянно разрабатывают новые специальные предложения и партнёрские программы. Алексей Смирнов уверен, что уровень конкуренции на лизинговом рынке Юга страны можно определить как достаточно высокий, при этом особенно остро конкуренция проявляется в ценовой плоскости.
Директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Краснодаре Александр Демидов говорит, что за последние пару лет в городе открылись филиалы и представительства практически всех федеральных лизинговых компаний, и если раньше крупные игроки отдавали предпочтение большим проектам, то сейчас основной упор сделан на розницу. «Конкуренция с каждым годом становится сильнее, — считает г-н Демидов. — Раньше мы сталкивались с интересными предложениями конкурентов по крупным сделкам, а сейчас всё чаще подобные предложения по ставке лизингового процента можно увидеть и по небольшим сделкам. Плюс постоянно растущий уровень сервиса и компетенции сотрудников лизинговых компаний. Уже сегодня потенциальный клиент хочет получить не просто услугу, а консультанта, который с учётом особенностей его бизнеса и компании подберёт и предложит наиболее выгодный для клиента вариант». По оценке Александра Демидова, на Юге хотят работать все, и по объёму присутствия лизинговых компаний регион уступает только Москве и Петербургу.
В поисках новых рынков всё больше игроков выходят в республики СКФО, которые ранее тактично обходили стороной. Ещё года три-четыре назад можно было по пальцам пересчитать тех лизингодателей, которые работают в этом округе, но сейчас ситуация изменилась. По наблюдениямНиколая Кубликова, на Северном Кавказе уровень конкуренции в сфере лизинговых услуг с каждым годом становится острее, в том числе за счёт предложения своих финансовых услуг производителями техники. В частности, большинство ключевых производителей иностранной сельхозтехники (John Deer, New Holland и пр.) имеют интересные предложения по финансированию за счёт валютного фондирования. «В условиях растущей конкуренции многие компании будут развиваться за счёт союзов, кооперации с крупными производителями техники путём создания специальных и гибких предложений», — предполагает НиколайКубликов.
Единодушно скромный прогноз
Мало кто поспорит с тем, что потенциал южного рынка лизинга ещё очень далёк от исчерпания, а по сравнению с европейскими показателями потенциальный рост измеряется десятками, а то и сотнями раз. Однако его развитие будет сильно зависеть от стоимости привлечённых ресурсов и макроэкономической конъюнктуры, причём у государственных и частных лизингодателей сценарии дальнейшего поведения на рынке далеко не одинаковы. А если к завершению олимпийского строительства добавить рецессию и падение курса национальной валюты, то перспективы роста могут ещё не один год так и оставаться нереализованными.
Наши предыдущие исследования показали, что лизингодатели чаще всего значительно расходятся в оценках будущей динамики рынка. Однако сейчас они дают на редкость близкие прогнозы в зоне «около нуля» — хорошим результатом будет сохранение объёмов нового бизнеса на прошлогоднем уровне, но приходится настраиваться на худшее. «По предварительным оценкам, лизинговый рынок в ЮФО и СКФО в 2014 году покажет отрицательную динамику на уровне пяти процентов», — прогнозирует Алексей Смирнов. В приоритетном для себя сегменте финансовой аренды легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта компания рассчитывает примерно на 10-процентный рост за счёт повышения средней стоимости договора лизинга (из-за растущей популярности финансовой аренды автомобилей премиум-сегмента) и аграрного профиля экономики южных регионов.
По мнению Александра Демидова, рост рынка лизинговых услуг на Юге можно прогнозировать только при условии реализации крупных проектов, связанных с дорожно-строительной отраслью и созданием инфраструктуры для проведения этапа «Формулы 1» в Сочи, матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Должно поддержать лизинг и сохранение планов по строительству жилой недвижимости.
Впрочем, есть и оптимисты, ставящие целью расти выше рынка. Так, перед филиалом компании «Балтийский лизинг» в Краснодаре поставлена задача в 2014 году увеличить объём нового бизнеса на 10–20%. ГК «ЛК “Пруссия”» планирует рост на 15–20% по отношению к 2013 году. В Северо-Кавказском филиале ЗАО «Сбербанк Лизинг» в целях увеличения консолидированного объёма сделок, помимо развития специальных программ, собираются активнее работать с предприятиями и организациями Ингушетии, Чечни и Дагестана.
Методология
Рэнкинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА». В рэнкинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории ЮФО и СКФО, а также компании, зарегистрированные за пределами регионов, но ведущие здесь деятельность.
Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключённым компанией на территории ЮФО и СКФО в 2013 году. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе. Отсутствие определённых компаний может быть обусловлено тем, что они не раскрыли данные.
Основным критерием ранжирования участников в списке является объём нового бизнеса (реальные новые сделки) — объём сделок, по которым наиболее раннее из двух событий (первое — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, второе — получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой) наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Текущий портфель оценивается по объёму лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок. Под объёмом лизинговых платежей к получению мы понимаем объём задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца. Объём полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчётный счёт организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя). Все показатели по компаниям указываются с учётом НДС.