102 107 14

Лизинг пробил тревогу

ЭКСПЕРТ ЮГ №49-50 (338) 2014
996
9 минут

Лизинг на юге России в 1 полугодии продемонстрировал значительное падение – участники рынка уже вспоминают 2008 год. Негативная макроэкономическая ситуация быстро спровоцировала удорожание финансирования и отказ потенциальных клиентов лизинговых компаний от намеченных проектов. В результате динамика заключения новых договоров на Юге оказалась хуже, чем в среднем по России

Лизинг пробил тревогу

Поделиться
По итогам шести месяцев объём нового бизнеса лизинговых компаний в ЮФО и СКФО, по нашим данным, составил порядка 22,8 млрд рублей (см. график). В сравнении с 1 полугодием 2013 года падение составило около 5%, тогда как в целом по стране, по оценке «Эксперт РА», сокращение объёма нового бизнеса зафиксировано на уровне около 3%. При этом доля южных регионов в федеральной «копилке» новых договоров лизинга сравнительно невелика: на ЮФО в 1 полугодии пришлось 4,3% от их общего объёма, а доля СКФО вообще микроскопическая – 0,7%.

В сравнении с прошлым годом ситуация на рынке финансовой аренды куда более тяжелая. Если к концу 2013 года рынок вышел в плюс, несмотря на временный спад в связи с завершением строительства олимпийских объектов, то теперь негативную динамику определяют более фундаментальные факторы. Нестабильность курса рубля и «санкционная война» заставили многих бизнесменов повременить с планами по реализации инвестпроектов и модернизации парка техники.

«Наиболее значимыми событиями для рынка в целом стали девальвация российской валюты и продолжающий уменьшаться объём инвестиций в экономике, — констатирует генеральный директор ООО "МСБ-Лизинг" Роман Трубачёв. — Нашей компании пока удаётся опережать рынок и показывать по объёму бизнеса прирост в 20-25 процентов, но эта тенденция обусловлена скорее внутренними процессами, нежели движением рынка. В целом спрос на лизинг снижается, причём во всех сегментах примерно одинаково. В настоящее время мы наблюдаем более или менее живой спрос на оборудование и бывшую в употреблении технику».

Во 2 полугодии влияние этих факторов лишь усилилось, поэтому по итогам года южный лизинг, скорее всего, останется в минусе. Дальнейшее развитие ситуации напрямую зависит от того, насколько оперативно будут воплощаться в жизнь планы государства по импортозамещению. Ряд лизинговых компаний уже сейчас переориентируется на работу с теми сегментами бизнеса, которые рассчитывают сказать своё слово в этой сфере.

Рост уходит в ниши

Практически все опрошенные нами представители рынка финансовой аренды ЮФО и СКФО признали, что ситуация непростая. Падение курса рубля быстро привело к тому, что многие лизингополучатели не просто отложили, но вовсе отказались от приобретения иностранной техники и оборудования. Такие клиенты, намереваясь инвестировать в развитие бизнеса, обычно рассматривают два сценария дальнейшего хода событий: либо переориентация на бывшие в употреблении иностранные машины и оборудование, либо поиск отечественных аналогов. Как отмечает генеральный директор лизинговой компании «Пруссия» Радий Кейсель, на рынке ЮФО сложилась неоднозначная ситуация: после окончания строительства олимпийских объектов регион насыщен подержанной техникой, однако многие клиенты испытывают дефицит заказов.

В то же время в структуре спроса по предметам лизинга наметились определённые изменения, в которых можно разглядеть робкие задатки положительных тенденций. «В этом году мы наблюдаем некоторое сжатие рынка лизинга в ЮФО, были даже случаи отказа от уже одобренных проектов, — характеризует ситуацию заместитель генерального директора “Сименс Финанс” по южному региону Роман Албагачиев. — Но при этом падение в сегменте грузового транспорта и дорожно-строительной техники компенсировалось ростом крупных проектов по оборудованию в различных отраслях экономики – пищевой промышленности, металлообработке, медицине, сельском хозяйстве. Этот фактор в значительной степени диверсифицировал кредитный портфель нашей компании в регионе. В настоящее время мы ориентируемся на отрасли, менее зависимые и чувствительные к глобальным экономическим изменениям, нашими целевыми клиентами остаются компании малого и среднего бизнеса».

Поделиться

Южный лизинг уже второй год существует в режиме «около нуля»

Как отмечает директор краснодарского филиала компании «Балтийский лизинг» Александр Демидов, если в предыдущие годы клиенты в больших объёмах приобретали дорожно-строительную и строительную технику, то в этом году портфель стал активно наполняться оборудованием для различных отраслей промышленности. «Мы готовимся к бурному росту спроса в сельскохозяйственном секторе, а также перерабатывающей и легкой промышленности. Предприятия, занятые в этих отраслях – это наша целевая группа для развития бизнеса в 2015 году», — говорит о планах компании г-н Демидов.

В компании CARCADE также признают, что в течение года наблюдаются снижение деловой активности, рост уровня просроченной задолженности, а лизинговым компаниям становится всё труднее находить источники финансирования. В то же время генеральный директоркомпании Алексей Смирнов отмечает, что объём нового бизнеса в сегменте лизинга легкового и грузового транспорта не только не сократился, но и показал довольно убедительный рост. По его мнению, это объясняется тем, что в изменившихся экономических условиях автомобили, ввиду высокой ликвидности, стали одним из самых востребованных видов лизингового имущества. В этом контексте г-н Смирнов называет важным для рынка событием недавнийзапуск госпрограммы, стимулирующей обновление автопарков за счёт скидок по утилизации и схемы trade-in: «Эта программа, об участии в которой заявили ведущие автопроизводители, способна активизировать продажи автомобилей. Она становится всё более популярной среди наших клиентов, так как суммарная экономия за счёт скидок автопроизводителей и налоговых преференций для лизингополучателя может составить до двух третей от стоимости автомобиля».

А на Северном Кавказе рынок лизинга стимулирует реализуемая Минэкономразвития программа субсидирования, в действующая Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. По словам директора ставропольского филиала ООО «РЕСО-Лизинг» Вячеслава Суворова, в этом году в том числе благодаря этой программе в портфеле его компании значительно возрастает доля грузовой и специальной техники.

Новая кровь

Резкой смены нынешних тенденций многие лизингодатели не ожидают и в следующем году, хотя надеются, что по традиции Юг и в лизинге будет выручать самая устойчивая отрасль региональной экономики – сельское хозяйство. Дополнительным драйвером здесь может стать реализация политики импортозамещения. «Мы видим, что у ряда предприятий пищевой промышленности и АПК в ЮФО и СКФО мощности недозагружены, а вывод таких предприятий на полную мощность не потребует новых инвестиционных вложений и может быть осуществлён в достаточно короткий срок», — говорит начальник управления макроэкономического анализа и исследований ЮниКредитБанка Артём Архипов. По его мнению, именно такие предприятия смогут формировать спрос на услуги и продукцию предприятий смежных отраслей, в первую очередь – транспортные и сервисные, а также спрос на финансирование. Вместе с тем, отмечает г-н Архипов , многие компании, планировавшие привлечение финансирования и даже получившие одобрение на получение кредитов, в настоящее время опасаются реализовывать инвестиционные проекты, пока откладывая их на неопределённый срок.

Новой точкой роста рынка финансовой аренды может стать и развитие экономики Крыма, где производственные мощности практически во всех отраслях уже давно требуют обновления. Среди первых лизинговых компаний, пришедших в Крым ещё весной, значится российский лидер в сегменте аграрного лизинга госкомпания «Росагролизинг», а осенью на полуострове начала работу универсальная лизинговая компания «ГенЛизинг». По нашей информации, ещё несколько крупных частных лизинговых компаний в настоящее время присматриваются к новой российской территории и уже в следующем году будут принимать решение о стратегическом развитии бизнеса в Крыму. В связи с этим в наших следующих исследованиях южного рынка лизинга к ЮФО и СКФО добавится и Крымский федеральный округ.

Не теряют актуальности для лизинговых компаний и такие внутренние источники спроса в экономике юга России, как сфера ЖКХ, требующая неотложной модернизации, и нефтегазовая промышленность. В последней отрасли на Юге реализуются многомиллиардные инвестиционные проекты, которые вряд ли будут свёрнуты в связи с падением мировых цен на нефть.

Замкнутый круг долгов

Ещё одним актуальным для рынка риском является увеличение проблемной задолженности. Уже опыт предшествующего кризиса показал, что, снижая требования к лизингополучателям, компании могут быстро получить рост просроченных платежей, а при негативном сценарии и вовсе столкнуться с неплатёжеспособностью своих контрагентов. По оценкам «Эксперт РА», в 1 полугодии доля просроченных платежей по российскому рынку составила не менее 4%, хотя годом ранее этот показатель находился на уровне около 2,5%. А у некоторых лизинговых компаний по состоянию на 1 июля проблемная задолженность уже превысила 10% от портфеля.

Падение качества клиентов влечёт за собой ухудшение ситуации и у лизингодателей. Как отмечает Александр Демидов, уже сейчас ситуация сильно напоминает события 2008 года, когда все «по кругу» оказались должны друг другу. «Ситуация останется плачевной, пока не произойдёт вливание бюджетных средств, что, к сожалению, является особенностью нашей экономики», — констатирует г-н Демидов.

Некоторым игрокам рынка уже пришлось столкнуться с участившимися случаями мошенничества. «Растёт финансовая грамотность не только честных предпринимателей, но и мошенников, — отмечает Вячеслав Суворов. — Продумываются всё новые схемы, существенно учащаются случаи приобретения автотранспорта и строительной техники на имя фирм-пустышек. Мошенники обращаются с заявкой на приобретение предмета лизинга при минимальном авансе, а после получения техники производить лизинговые платежи не планируют. Чаще всего это происходит в искусственной спешке, при виртуальном создании конкуренции». Всё это ведёт к тому, что во главу угла стратегий развития лизингодателей опять становится политика управления рисками.

Лизинг на распутье

Несмотря на неблагоприятные условия, ряд лизинговых компаний продолжают демонстрировать высокую динамику развития. Например, по итогам 1 полугодия в первой десятке рэнкинга уверенный рост показали «ВЭБ-Лизинг», «Сименс Финанс», «МТЕ Финанс» и «ВТБ Лизинг», а четыре участника исследования продемонстрировали за полугодие объём нового бизнеса свыше миллиарда рублей (без НДС).

Но удержать такие темпы роста смогут далеко не все. Согласно оптимистичному сценарию «Эксперт РА», падение рынка лизинга в стране по итогам 2014 года составит около 5%, а в случае пессимистичного прогноза рынок сократится на 20%. Оценки лизингодателей по южному рынку не так уж отличаются от этих прогнозов, хотя многие компании ставят перед собой амбициозную цель роста на стагнирующем рынке. Например, в 2015 году в «МСБ-Лизинг» планируют увеличить лизинговый портфель на 20-40%, в ставропольскомфилиале ООО «РЕСО-Лизинг» ожидают рост нового бизнеса минимум на 15-25%, а в филиале компании «Пруссия» в ЮФО вообще всегда ставят целью рост ежегодно на 15-20%.

Однако далеко не все лизингодатели склонны к подобному оптимизму. «Говорить о росте бизнеса в нынешних условиях, связанных с введением санкций против нашей страны и их последствиями, очень сложно, — рассуждает Александр Демидов. — Есть как минимум два сценария развития событий. Первый: отмена санкций, рост стоимости нефти, стабилизация курса национальной валюты, и тогда можно ожидать, что в экономике в течение полугодия произойдут положительные изменения, можно будет говорить о росте нового бизнеса, в том числе и с учётом отложенного спроса. Если же ничего не изменится (второй сценарий), то говорить о росте нового бизнеса не приходится, предприятия в своей деятельности продолжат пользоваться имеющейся у них материально-технической базой».

Рэнкинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 1 полугодия 2014 года

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .