Поделиться
В сравнении с прошлым годом ситуация на рынке финансовой аренды куда более тяжелая. Если к концу 2013 года рынок вышел в плюс, несмотря на временный спад в связи с завершением строительства олимпийских объектов, то теперь негативную динамику определяют более фундаментальные факторы. Нестабильность курса рубля и «санкционная война» заставили многих бизнесменов повременить с планами по реализации инвестпроектов и модернизации парка техники.
«Наиболее значимыми событиями для рынка в целом стали девальвация российской валюты и продолжающий уменьшаться объём инвестиций в экономике, — констатирует генеральный директор ООО "МСБ-Лизинг" Роман Трубачёв. — Нашей компании пока удаётся опережать рынок и показывать по объёму бизнеса прирост в 20-25 процентов, но эта тенденция обусловлена скорее внутренними процессами, нежели движением рынка. В целом спрос на лизинг снижается, причём во всех сегментах примерно одинаково. В настоящее время мы наблюдаем более или менее живой спрос на оборудование и бывшую в употреблении технику».
Во 2 полугодии влияние этих факторов лишь усилилось, поэтому по итогам года южный лизинг, скорее всего, останется в минусе. Дальнейшее развитие ситуации напрямую зависит от того, насколько оперативно будут воплощаться в жизнь планы государства по импортозамещению. Ряд лизинговых компаний уже сейчас переориентируется на работу с теми сегментами бизнеса, которые рассчитывают сказать своё слово в этой сфере.
Рост уходит в ниши
Практически все опрошенные нами представители рынка финансовой аренды ЮФО и СКФО признали, что ситуация непростая. Падение курса рубля быстро привело к тому, что многие лизингополучатели не просто отложили, но вовсе отказались от приобретения иностранной техники и оборудования. Такие клиенты, намереваясь инвестировать в развитие бизнеса, обычно рассматривают два сценария дальнейшего хода событий: либо переориентация на бывшие в употреблении иностранные машины и оборудование, либо поиск отечественных аналогов. Как отмечает генеральный директор лизинговой компании «Пруссия» Радий Кейсель, на рынке ЮФО сложилась неоднозначная ситуация: после окончания строительства олимпийских объектов регион насыщен подержанной техникой, однако многие клиенты испытывают дефицит заказов.В то же время в структуре спроса по предметам лизинга наметились определённые изменения, в которых можно разглядеть робкие задатки положительных тенденций. «В этом году мы наблюдаем некоторое сжатие рынка лизинга в ЮФО, были даже случаи отказа от уже одобренных проектов, — характеризует ситуацию заместитель генерального директора “Сименс Финанс” по южному региону Роман Албагачиев. — Но при этом падение в сегменте грузового транспорта и дорожно-строительной техники компенсировалось ростом крупных проектов по оборудованию в различных отраслях экономики – пищевой промышленности, металлообработке, медицине, сельском хозяйстве. Этот фактор в значительной степени диверсифицировал кредитный портфель нашей компании в регионе. В настоящее время мы ориентируемся на отрасли, менее зависимые и чувствительные к глобальным экономическим изменениям, нашими целевыми клиентами остаются компании малого и среднего бизнеса».
Поделиться
Южный лизинг уже второй год существует в режиме «около нуля»
Как отмечает директор краснодарского филиала компании «Балтийский лизинг» Александр Демидов, если в предыдущие годы клиенты в больших объёмах приобретали дорожно-строительную и строительную технику, то в этом году портфель стал активно наполняться оборудованием для различных отраслей промышленности. «Мы готовимся к бурному росту спроса в сельскохозяйственном секторе, а также перерабатывающей и легкой промышленности. Предприятия, занятые в этих отраслях – это наша целевая группа для развития бизнеса в 2015 году», — говорит о планах компании г-н Демидов.
В компании CARCADE также признают, что в течение года наблюдаются снижение деловой активности, рост уровня просроченной задолженности, а лизинговым компаниям становится всё труднее находить источники финансирования. В то же время генеральный директоркомпании Алексей Смирнов отмечает, что объём нового бизнеса в сегменте лизинга легкового и грузового транспорта не только не сократился, но и показал довольно убедительный рост. По его мнению, это объясняется тем, что в изменившихся экономических условиях автомобили, ввиду высокой ликвидности, стали одним из самых востребованных видов лизингового имущества. В этом контексте г-н Смирнов называет важным для рынка событием недавнийзапуск госпрограммы, стимулирующей обновление автопарков за счёт скидок по утилизации и схемы trade-in: «Эта программа, об участии в которой заявили ведущие автопроизводители, способна активизировать продажи автомобилей. Она становится всё более популярной среди наших клиентов, так как суммарная экономия за счёт скидок автопроизводителей и налоговых преференций для лизингополучателя может составить до двух третей от стоимости автомобиля».
А на Северном Кавказе рынок лизинга стимулирует реализуемая Минэкономразвития программа субсидирования, в действующая Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. По словам директора ставропольского филиала ООО «РЕСО-Лизинг» Вячеслава Суворова, в этом году в том числе благодаря этой программе в портфеле его компании значительно возрастает доля грузовой и специальной техники.
Новая кровь
Резкой смены нынешних тенденций многие лизингодатели не ожидают и в следующем году, хотя надеются, что по традиции Юг и в лизинге будет выручать самая устойчивая отрасль региональной экономики – сельское хозяйство. Дополнительным драйвером здесь может стать реализация политики импортозамещения. «Мы видим, что у ряда предприятий пищевой промышленности и АПК в ЮФО и СКФО мощности недозагружены, а вывод таких предприятий на полную мощность не потребует новых инвестиционных вложений и может быть осуществлён в достаточно короткий срок», — говорит начальник управления макроэкономического анализа и исследований ЮниКредитБанка Артём Архипов. По его мнению, именно такие предприятия смогут формировать спрос на услуги и продукцию предприятий смежных отраслей, в первую очередь – транспортные и сервисные, а также спрос на финансирование. Вместе с тем, отмечает г-н Архипов , многие компании, планировавшие привлечение финансирования и даже получившие одобрение на получение кредитов, в настоящее время опасаются реализовывать инвестиционные проекты, пока откладывая их на неопределённый срок.Новой точкой роста рынка финансовой аренды может стать и развитие экономики Крыма, где производственные мощности практически во всех отраслях уже давно требуют обновления. Среди первых лизинговых компаний, пришедших в Крым ещё весной, значится российский лидер в сегменте аграрного лизинга госкомпания «Росагролизинг», а осенью на полуострове начала работу универсальная лизинговая компания «ГенЛизинг». По нашей информации, ещё несколько крупных частных лизинговых компаний в настоящее время присматриваются к новой российской территории и уже в следующем году будут принимать решение о стратегическом развитии бизнеса в Крыму. В связи с этим в наших следующих исследованиях южного рынка лизинга к ЮФО и СКФО добавится и Крымский федеральный округ.
Не теряют актуальности для лизинговых компаний и такие внутренние источники спроса в экономике юга России, как сфера ЖКХ, требующая неотложной модернизации, и нефтегазовая промышленность. В последней отрасли на Юге реализуются многомиллиардные инвестиционные проекты, которые вряд ли будут свёрнуты в связи с падением мировых цен на нефть.
Замкнутый круг долгов
Ещё одним актуальным для рынка риском является увеличение проблемной задолженности. Уже опыт предшествующего кризиса показал, что, снижая требования к лизингополучателям, компании могут быстро получить рост просроченных платежей, а при негативном сценарии и вовсе столкнуться с неплатёжеспособностью своих контрагентов. По оценкам «Эксперт РА», в 1 полугодии доля просроченных платежей по российскому рынку составила не менее 4%, хотя годом ранее этот показатель находился на уровне около 2,5%. А у некоторых лизинговых компаний по состоянию на 1 июля проблемная задолженность уже превысила 10% от портфеля.Падение качества клиентов влечёт за собой ухудшение ситуации и у лизингодателей. Как отмечает Александр Демидов, уже сейчас ситуация сильно напоминает события 2008 года, когда все «по кругу» оказались должны друг другу. «Ситуация останется плачевной, пока не произойдёт вливание бюджетных средств, что, к сожалению, является особенностью нашей экономики», — констатирует г-н Демидов.
Некоторым игрокам рынка уже пришлось столкнуться с участившимися случаями мошенничества. «Растёт финансовая грамотность не только честных предпринимателей, но и мошенников, — отмечает Вячеслав Суворов. — Продумываются всё новые схемы, существенно учащаются случаи приобретения автотранспорта и строительной техники на имя фирм-пустышек. Мошенники обращаются с заявкой на приобретение предмета лизинга при минимальном авансе, а после получения техники производить лизинговые платежи не планируют. Чаще всего это происходит в искусственной спешке, при виртуальном создании конкуренции». Всё это ведёт к тому, что во главу угла стратегий развития лизингодателей опять становится политика управления рисками.
Лизинг на распутье
Несмотря на неблагоприятные условия, ряд лизинговых компаний продолжают демонстрировать высокую динамику развития. Например, по итогам 1 полугодия в первой десятке рэнкинга уверенный рост показали «ВЭБ-Лизинг», «Сименс Финанс», «МТЕ Финанс» и «ВТБ Лизинг», а четыре участника исследования продемонстрировали за полугодие объём нового бизнеса свыше миллиарда рублей (без НДС).Но удержать такие темпы роста смогут далеко не все. Согласно оптимистичному сценарию «Эксперт РА», падение рынка лизинга в стране по итогам 2014 года составит около 5%, а в случае пессимистичного прогноза рынок сократится на 20%. Оценки лизингодателей по южному рынку не так уж отличаются от этих прогнозов, хотя многие компании ставят перед собой амбициозную цель роста на стагнирующем рынке. Например, в 2015 году в «МСБ-Лизинг» планируют увеличить лизинговый портфель на 20-40%, в ставропольскомфилиале ООО «РЕСО-Лизинг» ожидают рост нового бизнеса минимум на 15-25%, а в филиале компании «Пруссия» в ЮФО вообще всегда ставят целью рост ежегодно на 15-20%.
Однако далеко не все лизингодатели склонны к подобному оптимизму. «Говорить о росте бизнеса в нынешних условиях, связанных с введением санкций против нашей страны и их последствиями, очень сложно, — рассуждает Александр Демидов. — Есть как минимум два сценария развития событий. Первый: отмена санкций, рост стоимости нефти, стабилизация курса национальной валюты, и тогда можно ожидать, что в экономике в течение полугодия произойдут положительные изменения, можно будет говорить о росте нового бизнеса, в том числе и с учётом отложенного спроса. Если же ничего не изменится (второй сценарий), то говорить о росте нового бизнеса не приходится, предприятия в своей деятельности продолжат пользоваться имеющейся у них материально-технической базой».