
Столкнувшись с пиком кризиса в 2022 году отрасль логистики не может оправиться от его последствий до сих пор // Фото сгенерировано freepik.com
Поделиться
Эксперты расходятся в оценке спроса
Пик кризиса в сфере грузоперевозок пришелся на 2022 год, говорит директор департамента активных продаж транспортной компании КИТ Гучеслав Шохин. Тогда отрасль столкнулась с острой нехваткой водителей и транспорта. К 2025 году старые трудности решились не в полной мере, при этом возникли новые.«Сейчас появились другие вызовы, более технологические: как эффективнее консолидировать грузы и как идеально отстроить «последнюю милю» на Юге России, – объясняет Шохин. – Макрорегион, к счастью, изначально подготовлен для этого: есть мощная сеть логистических центров в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Ставрополе. Но растущие объемы заставляют перевозчиков внедрять более сложные и «умные» решения, чтобы успевать за спросом».

Поделиться
Гучеслав Шохин уверен, что будущее логистики - за «умными» решениями // Фото из личного архива экспертаПо данным аналитической компании «ГидМаркет», объем рынка автомобильных грузоперевозок, непрерывно рос с 2020 по 2024 год. Спрос увеличивается на фоне дефицита качественных логистических мощностей, портовой инфраструктуры и крупных логистических центров, отмечает Гучеслав Шохин.
«Малый и средний бизнес очень активен — осваивает новые ниши, налаживает импорт из других стран, развивает местное производство, – подчеркивает он. – В такой ситуации именно сборные грузоперевозки становятся самым гибким и экономичным инструментом. Более того, мы сейчас отмечаем дефицит даже не объемов, а качественных мощностей. Клиенты сегодня смотрят не только на прайс. Им важен сервис, предсказуемость и четкое соблюдение сроков».
При этом эксперты по-разному оценивают текущую динамику спроса. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», осенью 2024 года рынок Юга начал ощущать падение объемов заказов на грузоперевозки. К концу первого полугодия 2025 года он рухнул на 30%.
Это подтверждают и участники рынка. Потребители уменьшили заказы на фоне повышения ключевой ставки. Чтобы не потерять клиентов, водители-собственники грузовых фур начали демпинговать. Крупные компании не смогли себе этого позволить и столкнулись с проблемами. Кому-то пришлось возвращать взятые в лизинг автомобили. Другие начали сокращать сотрудников или вовсе оказались на грани банкротства, рассказывает генеральный директор ростовского ООО «Адамант логистика» Светлана Плехова.
«Такая ситуация продолжалась примерно до апреля 2025 года. Отрасль к этому времени претерпела серьезные изменения. Некоторые, чтобы остаться на плаву, произвели ребрендинг, какие-то компании организовали слияние. Но были и те, кто попросту не выдержал трудностей», – отмечает собеседница.
Санкции и рост издержек давят на отрасль
На перевозчиков давит и значительный рост издержек. Это в первую очередь повышение цен на топливо, высокая стоимость использования платных дорог, у которых зачастую нет качественных бесплатных альтернатив, а также финансовое давление системы «Платон».«Эти расходы напрямую увеличивают себестоимость перевозок, что в конечном итоге сказывается как на производителях, так и на потребителях, снижая рентабельность целых отраслей, – подчеркивает руководитель краснодарского регионального отделения независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Тодоренко.
Отрасль продолжает ощущать и санкционное давление, говорит эксперт. По его словам, ограничения усугубили структурные проблемы, в частности, спровоцировали кризис парка грузовиков. Многие перевозчики до сих пор зависят от импортной техники и сталкиваются с серьёзными трудностями при замене запчастей. Кроме того, отрасль переживает острый дефицит квалифицированных кадров – водителей, грузчиков, логистов. Конкуренция за специалистов высока, а зарплатные ожидания растут быстрее, чем возможности многих компаний.
«Ситуация на Юге России, особенно в Краснодарском крае, остается сложной и требует системного внимания. Как важнейшая аграрная житница и курортный центр, край сильно зависит от бесперебойной работы транспортных маршрутов. На фоне санкций и экономических вызовов проблемы логистики стоят особенно остро», — резюмирует Алексей Тодоренко.
Отказ от доллара и новые схемы: на море тоже сокращение
Частичное сокращение грузооборота в 2025 году наблюдалось и в сегменте морских перевозок. В первом квартале оборот грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна сократился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. На это повлияло снижение мировых цен на энергоносители. Такой вывод в разговоре с «Экспертом Юг» делает директор направления МТК «Север-Юг» международной транспортной группы «Транзит» Василий Кучеренко.«В результате переориентации торговых маршрутов порт Новороссийск стал важнейшим логистическим хабом России, взяв на себя главную роль в обеспечении импорта и экспорта на южном направлении», — отмечает он.
Ключевыми трудностями, с которыми столкнулись операторы международных перевозок после февраля 2022 года, стали уход с отечественного рынка крупных мировых логистических компаний и переход на новые схемы валютных операций.
«Расплачиваться с иностранными подрядчиками стало сложно. Схемы постоянно меняются. Расчет перешел с долларов на рубли. С китайскими партнерами он производится в юанях. Появилось достаточно новых альтернативных вариантов и направлений. В первую очередь – это Китай, Турция, арабские государства. Многие компании из этих стран берут в аренду небольшие суда и организуют перевозки. Но вопросы документооборота это несколько усложнило»», — признает руководитель секции продаж новороссийской логистической компании «Винвэй Логистикс» Лейля Шестакова.

Поделиться
После февраля 2022 года операции по организации международных грузоперевозок заметно усложнились, отмечает Лейля Шестакова // Фото из личного архива экспертаПри этом, подчеркивает эксперт, организация международных контейнерных перевозок во времена ковида обходилась заказчикам дороже, чем сейчас.
«Как показывает практика, за последние 2-3 года ставки на морские грузоперевозки даже снизились. Так, в начале 2022 года они составляли 6 тысяч долларов за 20-футовый контейнер и 8 тысяч долларов за 40-футовый. Сейчас, в переводе на валюту, показатель варьируется от 3,5 тысяч до 4 тысяч долларов соответственно», — рассказывает представитель логистической компании.
Рынок ждет консолидация и рост цен
Рассуждая о перспективах развития ситуации в отрасли, Алексей Тодоренко говорит о возможном удорожании логистических услуг и снижении объемов грузоперевозок. По мнению эксперта, в обозримом будущем участникам рынка стоит готовиться к сохранению текущих тенденций: высоким издержкам, кадровому дефициту и необходимости выстраивать новые цепочки поставок.«Для стабилизации отрасли нужны не разовые меры, а комплексный подход с учётом региональной специфики. Это пересмотр дорожной инфраструктуры, снижение фискальной нагрузки на перевозчиков и развитие программ поддержки кадрового потенциала», — считает эксперт.
Главным последствием текущей ситуации станет заметное удорожание логистических услуг, что в первую очередь ударит по карману конечного потребителя, считает специалист в области международной логистики Наталья Комар. При этом эксперт считает, что называть ситуацию кризисной нельзя. Сложностей немало, но отрасль демонстрирует высокую динамику и способность к адаптации. Развитие новых логистических схем она видит скорее, как фактор роста.
«Считаю, что ключевым фактором успеха в обозримой перспективе станет развитие новых логистических схем, внедрение технологий и гибкость участников рынка».
Часть экспертов называют этот год поворотным и смотрят на будущее с осторожным оптимизмом. Как отмечает Светлана Плехова, определенные изменения на рынке наметились в конце августа текущего года.
«В конце лета началось определенное повышение спроса на перевозку продуктов питания, строительных материалов, бакалеи. Означает ли это, что кризис миновал? Не берусь судить. Нужно посмотреть, с какими результатами отрасль закончит текущий поворотный для нее год», — осторожна в прогнозах собеседница «Эксперта Юг».
В ближайшей перспективе рынок ждет консолидация игроков, укрупнение и поглощение небольших региональных операторов более крупными. Одним из быстрорастущих рынков в логистике станет сегмент сборных грузов, добавляет Гучеслав Шохин.
«Участникам рынка стоит готовиться к нескольким тенденциям. Конкуренция сместится в сторону сервиса. Борьба будет идти не за счет снижения цен, а за счет скорости, надежности и качества услуг. Давление на сроки возрастет. Клиенты хотят получать грузы все быстрее. Это подтолкнет нас к увеличению частоты регулярных отправок. Начнется консолидация игроков. Крупные компании будут укреплять свое присутствие, поглощая небольшие региональные операторы. При этом для многих игроков в отрасли растущая налоговая нагрузка и затраты на новые технологии станут серьезным испытанием. Кто-то может не выдержать давления и уйти с рынка», — не исключает эксперт.
Одним из ключевых направлений развития рынка станет освоение новых маршрутов с акцентом на страны Ближнего Востока, считает Василий Кучеренко. По его мнению, отрасли необходимы внедрение единых транспортных документов, упрощение таможенных процедур, а также активная цифровизация и автоматизация всех логистических процессов.