Махачкалинский порт начал инвестиционный проект на фоне снижения урожайности зерновых в ЮФО. // Фото: fripik.com/
Поделиться
Инвестиции на фоне обмеления Каспия
Терминал разместят непосредственно на территории порта. Для этого используют два причала и прилегающую к ним территорию. Проектирование терминала завершено, начало строительно-монтажных работ намечено на следующий год. Средства в проект вкладывает частный инвестор. Объемы инвестиций и имя инвестора представители порта не раскрывают. Один из источников «Эксперта Юг» в экспортной отрасли оценил возможный объем вложений в 4 млрд – 5 млрд рублей без учета затрат на создание или модернизацию инфраструктуры.Отметим, что в прошлом году в ходе приватизации Махачкалинского порта 51% акций компании приобрела структура бизнесмена Сулеймана Керимова.
Справка:
Махачкалинский морской торговый порт – единственная глубоководная российская гавань в каспийской акватории. Работающий в порту зерновой терминал позволяет экспортировать до 500 тыс. тонн аграрной продукции в год. Мощность комплексов по перевалке сухих грузов в порту достигает 3 млн тонн в год, мощность нефтеперевалочного комплекса – 7,9 млн тонн в год. Также порт обладает контейнерным, железнодорожным и автомобильным терминалами. Чистая прибыль порта в 2024 году, по информации Seldon.Basis составила 556,6 млн рублей, в сравнении с предыдущим годом показатель вырос в 3,5 раза. Выручка выросла на 42,2% и составила 1,7 млрд рублей.
По данным Ассоциации морских торговых портов, в прошлом году объем перевалки грузов в Махачкалинском порту составил 3,2 млн тонн при общем грузообороте российских портов в Каспийском бассейне в 8,1 млн тонн.
Перевалка зерновых в 2024 году была на уровне 260 тыс. тонн, что на 18% меньше, чем годом ранее. Причем за первые семь месяцев порт экспортировал всего 104 тыс. тонн. В порту объяснили это, в том числе, снижением уровня Каспийского моря, которое ограничило подход судов к существующим терминальным мощностям. В августе в порту установили дополнительное мобильное зернопогрузочное оборудование, которое позволило сгладить негативный эффект. В нынешнем году с января по июнь порт не поставлял ячмень и кукурузу в Иран из-за введенных государством ограничений на экспорт. После снятия запрета в течение трех месяцев порт отгрузил в Иран 151 тыс. тонн зерновых, отметила Саидат Лугуева.
Зерно для Ирана
В целом экспорт из портов Каспия растет несколько лет подряд, поэтому интерес инвесторов к новым перевалочным мощностям вполне объясним. Экспорт к началу нынешнего года стал доминирующим направлением, заняв более 50% грузооборота. Четыре года назад на транзитные грузы приходилось более половины грузооборота через российские порты в каспийской акватории. В прошлом году доля транзита составляла уже менее четверти, а физические объемы транзита снизились в два раза, следует из данных доклада информационно-аналитического агентства Seanews.В Махачкалинском порту, по оценке агентства, на экспорт зерновых приходится более 70% грузооборота. Схожие показатели в порту Астрахани и порту Оля в Астраханской области. В Астрахани зерно и пищевые наливные грузы занимали, по данным на начало года, 70% грузооборота. Порт Оля экспортировал только зерновые.
Спрос на российские зерновые со стороны Северного Ирана будет в ближайшие годы только расти, рассказал «Эксперту Юг» генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. В стране наблюдается рост населения, а собственное сельское хозяйство сталкивается с трудностями из-за усиливающихся засух.
«Новый зерновой терминал в Махачкале, в принципе, очень нужен. Существующий терминал маломощный и устарел. Можно делать и прямую перевалку, но это кустарщина. А новый терминал позволил бы существенно поднять эффективность экспорта зерна из Ставропольского края и соседних регионов, придал бы новый импульс производству», – отметил Дмитрий Рылько.
Рисками проекта эксперты назвали нестабильный урожай зерновых в ЮФО и СКФО и возможную конкуренцию со стороны железнодорожного транспорта. В порту Астрахани в начале нынешнего года ставки на перевалку зерновых снизились на 40%, рассказала «Эксперту Юг» директор по маркетингу Seanews Елена Шелеметьева. На уровень цен, помимо умеренного урожая, повлияли введение квот, низкие мировые цены на зерновые и как следствие снижение рентабельности экспорта. Кроме того, у экспортеров выросли логистические издержки.
Экспорт зерновых железнодорожным транспортом может начаться в отдаленной перспективе после завершения инфраструктурных проектов в рамках создания транспортного коридора «Север - Юг». В пользу того, что для экспорта могут использовать железнодорожный транспорт говорит и подписанное год назад соглашение о потенциальном расширении поставок продовольствия в Иран, отметили в Seanews.

