У Сулеймана Керимова (слева) давняя история отношений с ММТП // Фото: flickr.com
Поделиться
Долгая дорога к приватизации
Вопрос о приватизации ММТП поднимался за последние более чем 10 лет неоднократно. Еще в 2015 году Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) планировало включить порт в программу приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы. Тогда же гендиректор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Ахмед Гаджиев сообщил журналистам, что приватизация предприятия планировалась еще в 2011-2013 годах, но возникли юридические сложности подготовки оформления документов перед приватизацией.Поделиться
Махачкалинский порт // Фото: https://e-cis.info/Прошло девять лет, в Дагестане сменились два главы республики, прежде чем Махачкалинский порт дозрел до приватизации. Нынешние власти Дагестана в лице главы республики Сергея Меликова с воодушевлением приняли новость о приватизации АО «Махачкалинский морской торговый порт». Республиканские власти уверены, что передача порта позволит привлечь в развитие порта инвестиции, создать здесь новые рабочие места.
Меликов заявил, что приватизация позволит запустить дорожную карту по модернизации и расширению порта. Так, с приходом инвестора связывают завершение строительства морского таможенного пункта пропуска «Махачкала», возведение сортировочного железнодорожного парка, способного обрабатывать до 100 вагонов в сутки. Речь также идет о строительстве в порту нового зернового терминала мощностью хранения 100 тыс. тонн и годовой мощностью перевалки 1,5 млн тонн. Скорее всего, в данном случае Меликов озвучивает уже некоторые согласованные позиции будущей инвестиционной программы порта.
«Затянувшаяся приватизация ММТП приводит к отсрочке крупных инвестиций, а собственных средств для реинвестирования в развитие у порта недостаточно, — говорит Руководитель Центра проектирования региональной экономики Маир Пашаев. — Устаревшие основные фонды ММТП являются серьезным ограничением его операционной деятельности: их состояние не позволяет справиться даже с текущими задачами. Например, обрабатывать грузы в установленные регламентные сроки практически невозможно. Имеющиеся мощности задействованы только на треть, прежде всего — по причине их морального устаревания и физического износа».
В чем важность этого порта
Резкое оживление международного транспортного коридора «Север-Юг», которое произошло за последние два года, привело к переоценке привлекательности главного порта в Дагестане.«Махачкалинский порт — ключевое звено транспортного коридора «Север – Юг», — говорит генеральный директор и экономический обозреватель «Махачкалинских известий» Тамерлан Магомедов. — Речь о переброске грузов через морской порт Махачкалы и железнодорожным путем через Дагестан в Иран. По железной дороге путь проходит через Азербайджан, а морской путь обеспечивает прямое торговое сообщение с Ираном. Из Ирана по железной дороге товары будут попадать в Персидский залив, а оттуда – в страны Персидского залива и в первую очередь в Индию. Индия – одна из самых растущих экономик мира и это одна из стран, которая продолжает сохранять с нами партнерские отношения. И в ответ, по такому же маршруту мы сможем получать индийские товары, и всё это в обход суэцко-средиземноморского маршрута.
Сегодня доля махачкалинского порта в совокупном портовом грузообороте России очень невелика — 0,3-0,4%. Но, по замечанию Маира Пашаева, именно приватизация и привлечение инвестиций способны в перспективе улучшить положение порта, чему благоприятствуют внешнеэкономические перемены.
Поделиться
Маир Пашаев считает, что у порта Махачкалы есть перспективы многократного роста грузооборота при реализации инвестпрограммы // Фото: предоставлено экспертом«При планомерной интеграции ММТП в международно-транспортный коридор «Север-Юг», с учетом возможностей сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь", роста сухогрузов и контейнерной торговли, целевыми параметрами ММТП в среднесрочном периоде деятельности могут быть определены объем грузооборота 10-12 млн тонн в год», - оценивает Пашаев.
Махачкалинский порт – это единственный российский незамерзающий порт на Каспии, подчеркивает Магомедов. Уже несколько лет прорабатывается проект строительства подъездной дороги к порту. Сегодня уже идет подготовка к строительству четырехполосной дороги в порт.
Маир Пашаев отмечает и риски для Махачкалинского порта. За последние годы наблюдается снижение уровня Каспийского моря, что «приведет к ограничению захода крупнотоннажных судов в порт». Такая ситуация, по замечанию экономиста, уже начала складываться для порта Астрахани, так как в северной зоне Каспия уже распространены глубины на уровне не более пяти метров.
Причем здесь Сулейман Керимов
100% акций АО «Махачкалинский морской торговый порт» все это время находились на балансе Росимущества. При этом ни для кого не было секретом, что директора предприятия были людьми, связанными со структурами Сулеймана Керимова. Он был негласным попечителем порта.Впрочем, не всегда негласным. В 2013 году Arolia Holdings, аффилированная с принадлежащей Сулейману Керимову «Нафта Москва», выкупила долги ММТП перед Сбербанком и продолжила за них судиться. К лету 2016 года общая задолженность порта перед Arolia составила 1,79 млрд рублей. Она включала в себя кредиты на 550 млн рублей, проценты на 273 млн рублей и неустойку на 962 млн рублей, сообщал Forbes со ссылкой на источники. Вычитая из этой суммы 487 млн рублей, которые порт вернул, Arolia считает суммой оставшегося долга 1,3 млрд рублей.
Нынешняя оценка стоимости 100% акций — 1,25 млрд рублей. Примерно такова сумму задолженности порта перед Arolia. Как поясняет Роман Домащенко, глава адвокатского бюро «Домащенко и партнеры», при оценке стоимости имущества компаний долг, как правило, вычитается. Иначе говоря, 1,25 млрд рублей — стоимость компании после вычета долга.
Источник в руководстве ММТП подтвердил корреспонденту «Эксперт Юг», что новое руководство также будет представлено людьми Сулеймана Керимова. «Процесс приватизации, смены руководства займет четыре месяца, на время этого процесса в порту действует «режим тишины», никаких официальных комментариев давать не будут», - пояснил источник.
Есть и еще один нюанс. Очевидно, что процесс приватизации идет не по классической схеме. Росимущества мог просто объявить торги на контрольный пакет АО «ММТП», а вместо этого создается новая структура. Домащенко считает, что тут может быть два сценария. Если все идет по плану, то усложненная схема, скорее всего, чтобы избежать процедуры торгов, предполагающей конкуренцию заявок. Если же не по плану, то эта схема может представлять собой попытку как раз увести актив у Керимова.