Химическая промышленность в России сегодня формирует около 11% обрабатывающего сектора и обеспечивает сырьём 70% смежных отраслей //Фото: freepik.com
Поделиться
Именно в ЮФО и СКФО сосредоточены логистические мощности, а также уникальные месторождения редкоземельных металлов, что обеспечивает дополнительный потенциал роста для химической отрасли. Однако развитие компаний данного сектора ограничивается зависимостью от импортных компонентов, нехваткой рабочих рук, а также инфраструктурными ограничениями. Эти и другие вызовы должен помочь решить нацпроект «Новые материалы и химия», запущенный в РФ в начале 2025 года. Своим мнением о том, как нацпроект влияет на предприятия Юга и Северного Кавказа, а также планами на 2026 год игроки рынка поделились с «Экспертом Юг».
Зависимость от импорта – вызов для российской химии
Сегодня химическая промышленность в России формирует около 11% обрабатывающего сектора и обеспечивает сырьём 70% смежных отраслей, рассказал помощник депутата Государственной Думы ФС РФ, член Русского географического общества Герман Барух. После 2022 года отрасль встала на пороге глубокой структурной трансформации, в связи с санкциями. Временным решением проблемы стал параллельный импорт и переориентация логистики на Восток.«В 2023–2024 годах отрасль демонстрировала восстановительный рост: объёмы производства увеличивались в среднем на 3-5% в год, прежде всего в сегментах базовой химии, удобрений и нефтехимии. Одновременно сохраняется высокая зависимость от импорта в тонкой и специальной химии. В структуре потребления доля импортной химической продукции в последние годы составляет около 30–35%», — рассказал Барух.
Нацпроект «Новые материалы и химия» — не просто инициатива, а фактически инструкция по выживанию отрасли, уверен директор по производству многопрофильного холдинга «ХимМед» Дмитрий Сахаров. По словам эксперта, в 2024 году стало ясно, что параллельный импорт для отечественных компаний лишь временное решение.
«В секторе крупнотоннажной химии — включая производство удобрений и базовых полимеров (полиэтилена, полипропилена и других) — Россия продолжает удерживать прочные позиции. Страна сохраняет существенную долю на рынке удобрений, одновременно успешно осуществляя экспорт в различные страны мира. Но в высокомаржинальном сегменте малой и средней тоннажной химии (МСТХ) — дефицит. Сюда входят: катализаторы, добавки к краскам и полимерам, высокочистые вещества для микроэлектроники, химпродукция для фармы и активные субстанции», — пояснил Сахаров.

Поделиться
В России сегодня наблюдается серьезный дефицит производств в сфере малотоннажной химии, считает Дмитрий Сахаров //Фото: пресс-служба «ХимМед» По словам эксперта, проблемы с поставками особенно ощутимы в нефтехимии, так как предприятиям не хватает катализаторов, которые производятся по лицензии и под конкретные установки и заводы. Схожая ситуация и с добавками к полимерам — стабилизаторами и пластификаторами. А самый чувствительным моментом для российской промышленности стала нехватка высокочистых веществ для микроэлектроники.
Как предприятия ЮФО и СКФО оценивают нацпроект
Национальный проект предусматривает формирование более 20 технологических цепочек и запуск производства свыше 700 критически важных химических продуктов, что должно обеспечить устойчивое импортозамещение к 2030 году, отметил Герман Барух.Для Юга России и Северного Кавказа нацпроект важен с точки зрения расширения общих возможностей предприятий. Все опрошенные игроки рынка отмечают важность проекта. А донской производитель защитных покрытий и красок «Компания О3» не исключает и возможности участия в проекте, поделился с «Экспертом Юг» генеральный директор предприятия Григорий Шифрин.
«Для нас, как производителя, особенно важны вопросы локализации производства смол, пигментов, добавок и базовых полимеров. Это наиболее уязвимые позиции для лакокрасочной отрасли, и их замещение — реальный шаг к технологическому суверенитету. Мы внимательно следим за развитием и открыты к партнёрству — прежде всего, в части НИОКР, стандартизации и интеграции новых компонентов в производственные схемы. Как потребитель химического сырья и компонентов «Компания О3» напрямую зависит от результатов нацпроекта. Снижение зависимости от импорта в цепочке поставок — стратегически важный для нас вопрос», — рассказал Шифрин.

Поделиться
Снижение зависимости от импорта в цепочке поставок — стратегически важный вопрос для предприятий Юга, уверен Григорий Шифрин //Фото: пресс-служба «Компания О3»Российский рынок кормовых добавок характеризуется высоким уровнем импортозависимости, говорят в пресс-службе АО «Росхим». В связи с этим компания приступила к реализации двух биотехнологических кластеров, в основе которых глубокая переработка и производство важнейших кормовых добавок – незаменимых аминокислот. Так в рамках предприятия «Донбиотех» в Ростовской области планируется производить сульфат и моногидрохлорид лизина в объеме 90 тыс. тонн — завершение строительства запланировано на 2027 год. А на предприятии «Волжский оргсинтез» «Росхим» создает производство метионина мощностью 100 тыс. тонн, срок запуска – 2030 год.
«Стратегическая задача — расширение продуктовой линейки мало- и среднетоннажной химии, — поясняют в пресс-службе предприятия. — Идет работа над проектами по производству 23 продуктов из перечня химической продукции для импортозамещения, в том числе метионин, другие аминокислоты, малотоннажные смолы, муравьиная кислота, формиаты калия и натрия, антиоксиданты. Еще порядка 60 продуктов из указанного перечня рассматриваются компанией для включения в портфель проектов. Прежде всего, это ферменты, витамины, гликоли, органические кислоты, некоторые виды спиртов», — отметили в компании.
Нацпроект «Новые материалы и химия» — востребованная и своевременная инициатива, соответствующая стратегическим целям развития отечественной промышленности, считает председатель Совета директоров АО «Арнест» Владимир Гурьянов.
«Его основная задача — достижение технологического суверенитета — напрямую перекликается с многолетней практикой нашей компании. Вот уже более 25 лет мы успешно развиваем контрактное производство, локализуя и адаптируя международные технологии, а также создавая собственные эффективные рецептуры. Эта деятельность является практическим вкладом в снижение импортозависимости отрасли и укрепление технологической базы страны», — отметил Гурьянов.
Месторождения и логистика: значение Юга для химической отрасли
Ключевой особенностью Юга является выгодная логистика: выход к портам Черноморского и Каспийского бассейнов открывает прямые маршруты поставок в Турцию, Иран, Индию, страны Африки и Ближнего Востока, а также интеграцию в международный транспортный коридор «Север — Юг», пояснил Дмитрий Сахаров«Важным преимуществом является наличие собственной сырьевой базы в виде месторождений нефти, газа и минеральных ресурсов в Ставропольском крае, Волгоградской области и других регионах, что снижает зависимость от внешних поставок. Дополнительным экономическим бонусом является более мягкий климат, который позволяет существенно сократить капитальные затраты на строительство, а также операционные расходы на отопление объектов по сравнению, например, с районами Крайнего Севера. Еще одно важное преимущество — близость к крупному потребителю — агропромышленному комплексу», — отметил эксперт.
С точки зрения реализации нацпроекта, который является ключевым ориентиром для отрасли, ЮФО и СКФО также обладает важными сырьевыми ресурсами. Так, в рамках нацпроекта, планируется увеличение объема выпуска продукции редких и редкоземельных металлов в РФ к 2030 году почти в 3,5 раза, с 29 млрд до 100 млрд руб. Сейчас, в основном, их поставки ведутся из Китая. Однако, в перспективе закрыть потребность в этих компонентах может разработка отечественных месторождений.
«На юге страны выделяется Тырныаузское месторождение в Кабардино-Балкарии, которое уже функционирует как действующий объект добычи. В Дагестане обнаружены значительные запасы литиевых пластовых вод — ресурс с высоким потенциалом, хотя его освоение сопряжено с техническими сложностями. Кроме того, перспективными считаются предполагаемые месторождения вольфрама и молибдена», — отметил Дмитрий Сахаров.

Поделиться
АО «Арнест» делает ставку на долгосрочные программы подготовки кадров, что соответствует задачам нацпроекта, отметил председатель Совета директоров компании Владимир Гурьянов //Фото: пресс-служба АО «Арнест» Кроме того, важной задачей нацпроекта является сокращение дефицита кадров в отрасли. Для ЮФО и СКФО проблема актуальна, считают эксперты. В таких промышленных центрах, как Волгоград и Ростов-на-Дону, где сохранилась сильная инженерная школа, происходит отток наиболее талантливых выпускников в столичные регионы. Впрочем, сейчас уже крупные компании занимаются решением этой проблемы.
«АО «Арнест» делает ставку на долгосрочные программы подготовки кадров: более десяти лет на базе предприятия успешно работает кафедра технологических процессов и оборудования аэрозольного производства Невинномысского технологического института (филиал СКФУ). Федеральный проект по опережающей подготовке кадров в рамках национального проекта «Новые материалы и химия» мы рассматриваем как важнейшую государственную инициативу, способную создать системную основу для восполнения кадрового дефицита в масштабах всей отрасли», — рассказал Владимир Гурьянов.
Планы роста химиков Юга и Кавказа в 2026 году
В целом, 2025 год для предприятий ЮФО и СКФО был продуктивным. Например, в Краснодарском крае АО «Краснодарский завод промышленных минералов» (АО «КЗПМ») запустил первое в России производство органобентонита — универсального структурообразователя для различных масляных сред. Также компания разрабатывала новые рецептуры добавки с применением отечественных компонентов, пояснила директор завода по финансам, экономике и организации управления Ольга Рикузова.«На 2026 год у нас запланировано увеличение отгрузки органобентонита более чем на 50% относительно 2025 года, также продолжается строительство и монтаж новой производственной линии, которая позволит довести технологический процесс до уровня мировых стандартов и позволит производить еще более высококачественную продукцию», — рассказала Рикузова.

Поделиться
АО «КЗПМ» в 2026 году рассчитывает увеличить отгрузки органобентонита, рассказала Ольга Рикузова //Фото: предоставлено спикеромПроизводственные итоги 2025 года АО «Арнест» можно охарактеризовать стабильным ростом, обеспеченным высокой загрузкой производственных площадок, отметили в компании. Кроме того, в 2025 году осуществлялись поставки продуктов, полностью разработанных и произведенных в России с учетом требований зарубежных рынков — аэрозольных дезодорантов на рынки Нигерии и Объединённых Арабских Эмиратов.
«В 2026 году мы рассчитываем на дальнейший рост выпуска продукции, сосредоточившись на расширении контрактного производства, внедрении новых рецептур и увеличении экспортного портфеля. Инвестиционная программа предприятия нацелена на укрепление технологической базы для реализации этих планов», — отметил Владимир Гурьянов.
В «Компании О3» прошлый год охарактеризовали как «насыщенный». Производителю удалось увеличить выручку до 5 млрд рублей. Также компания завершила строительство корпуса нового завода в Новочеркасске, открыла бизнес в Казахстане, а команда выросла на 36%.
«В 2026 году мы планируем дальнейший рост объёмов — как за счёт запуска площадки в Новочеркасске, так и за счёт расширения продуктовой линейки. Новый завод позволит увеличить мощности на 12 тыс. тонн. Мы продолжим инвестировать в расширение производства и инфраструктуры. Помимо нового завода, средства будут направлены на развитие НИОКР: продолжение исследований в центре «Сколково», разработку новых рецептур под запросы рынка», — рассказал Григорий Шифрин.
Как отметил Дмитрий Сахаров, для более динамичного развития химической отрасли в регионах Юга и Северного необходим комплексный, кластерный подход, поддерживаемый государством и бизнесом.
«Требуется целенаправленное создание специализированных промышленно-химических кластеров в локациях, удаленных от курортных зон, но с развитой инфраструктурой: готовыми инженерными сетями, очистными сооружениями, транспортной логистикой. Это позволит распределить высокие капитальные затраты между несколькими резидентами и снизить нагрузку на экосистему. Также критически важны специальные финансовые механизмы — льготное финансирование и субсидирование процентных ставок в условиях высокой ключевой ставки, учитывающее долгий срок окупаемости капиталоемких химических проектов», — резюмировал Сахаров.


