Самым свежим индикатором состояния дел в малом и среднем бизнесе является статистика развития регионального банковского сектора. Совокупный портфель кредитов МСБ, выданных 50 крупнейшими банками Юга за 1 полугодие 2015 года, вырос на 7%. Объём выданных кредитов МСБ в 1 полугодии 2015 года в целом по стране сократился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным RAEX. По итогам года ожидается снижение объёма кредитования на 11-12%. Но никакого повода для оптимизма южные показатели давать не должны: председатель правления Донкомбанка Владимир Герасименко в интервью «Эксперту ЮГ» отмечал, что подавляющее число заявок, поступающих в региональный банк, связаны с пролонгацией уже имеющихся ссуд. Ни о каким развитии сектора речи не идёт, не говоря уже о новых проектах.
Крупнейшие банки, чьи объёмы кредитования действительно значимы в масштабах региона, в какой-то момент, после декабрьского дефолта 2014 года, попросту заморозили любое кредитование. Для местных банков такой шаг был бы немыслим: малый и мелкий бизнес всегда был и будет их основным хлебом, поэтому в отчаянной ситуации они не отказывали клиентам, продлевая кредиты.
Советы вместо денег
О том, как сегодня выглядит господдержка малого и среднего бизнеса, куда больше говорит высказывание другого федерального чиновника, сделанное на Сочинском форуме в этом году. В выступлении на панельной дискуссии, посвящённой проблемам кредитования этого сектора, заместитель министра экономического развития Николай Подгузов сообщил, что ежегодная денежная сумма, которую ведомство выделяет на поддержку МСБ, составляет 2,5% от общего объёма кредитного портфеля данного сегмента. Более того, по словам замминистра, интенсифицировать этот процесс государство вряд ли будет, сосредоточив усилия на так называемой консультативной и информационной помощи.
Осенью «Эксперт ЮГ» провёл конференцию, посвящённую проблемам региональных производителей, работающих в сфере МСБ. Получилась острейшая дискуссия, из которой стало ясно, что малый бизнес и власти находятся на разных полюсах. Например, Наталья Крайнова, директор НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (РРАПП), заявила, что те объёмы средств, которые выделяются на прямую поддержку бизнеса или субсидирование кредитных ставок, являются ничем иным, как имитацией господдержки: «Все мы понимаем, что бюджетная ситуация такова, что даже эти минимальные средства увеличены быть не могут. И это ещё большой вопрос, смогут ли муниципальные и областные власти сформировать условия, которые позволят малым и средним предприятиям развиваться, не претендуя на меры прямой поддержки».
Большим шагом вперёд была бы активизация уже существующих механизмов поддержки и развития, ряд которых годами работает с низкой эффективностью: прежде всего, имеются в виду региональные гарантийные фонды. На недавнем банковском форуме в Краснодаре, проведённом «Экспертом ЮГ», Павел Самиев, исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования», управляющий партнёр НАФИ, в своём выступлении подчеркнул печальный факт: «Уже в первом полугодии прошлого года, когда объём выдачи кредитов малому бизнесу вырос на шесть процентов, объём кредитов, выданных под поручительство гарантийных фондов, упал на четверть. Это произошло ещё до наступления тяжёлого периода во втором полугодии».
Банкиры, которых это ведомство касается непосредственно, тоже порой не в восторге от работы соответствующих учреждений. Евгений Смирнов, директор управления кредитования краснодарского отделения Сбербанка, отметил, что механизм получения средств по поручительству гарантфонда в случае невозврата кредита заёмщиков оставляет желать много лучшего: «Это невозможно сделать без обращения в суд, без того, чтобы довести заёмщика до банкротства. Я бы предложил ввести такую форму поручительства, как безотзывная гарантия, чтобы банки более охотно сотрудничали с этим институтом». Впрочем, по отзывам банкиров, работа с Гарантийным фондом Ростовской области, например, комфортна и эффективна — другое дело, что он располагает ограниченным объёмом средств, которых на регион явно недостаточно.
Надежда на региональные банки
Сегодня региональные банки — это единственный дееспособный воин в поле кредитования МСБ. По данным Павла Самиева, банки, не входящие в Топ-30, в том числе региональные, показали прирост 9%. А если исключить из статистики ещё и все банки, работающие в московском регионе, то прирост составляет 15%.
Игорь Славинский, руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку администрации Краснодарского края, отдаёт должное местным кредитным организациям: «Подъём экономики сегодня зависит в равной степени как от реального сектора и спроса на его продукцию, так и от заинтересованности инвесторов в том, чтобы вкладывать свои средства в производства в сложных условиях. Хочется отметить роль региональных банков, которым непросто вдвойне, потому что им всегда было сложно выдерживать конкуренцию с крупными представителями банковского бизнеса. Сегодня как раз настал тот момент, когда можно и нужно вести работу с малым бизнесом в части кредитования». Г-н Славинский призвал банкиров сосредотачивать свои усилия не на торговом, а на производственном секторе, чья доля в структуре кредитного портфеля достигает 50%, тогда как в экономике — лишь 20%.
Выступая на конференции, организованной РРАПП и банком «Центр-инвест» по следам нашумевшего высказывания главы ВТБ Андрея Костина об опасности кредитования малого бизнеса, генеральный директор журнала «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов подчеркнул, что характеризовать сектор МСБ неким одним показателем нельзя: «Это неровная среда, в которой есть предприятия, не способные грамотно вести бухучёт, и предприятия, работающие по мировым стандартам. Есть два пути выхода из ситуации упадка динамики развития МСБ. Долгосрочный — вкладываться в подготовку будущих предпринимателей, условно краткосрочный — развивать промышленную политику, инструменты взаимодействия малых и средних предприятий с крупными промышленными компаниями».
Банкирам придётся научиться более пристально смотреть на бизнес, принимая решение не по формальным признакам работы компании, а основываясь на интегральном подходе, который будет учитывать много факторов. С одной стороны, у банков всегда есть аргумент «у нас требует ЦБ», которым они объясняют свою предельную осторожность в оценке рисков. С другой — налицо примеры того, как с этими же рисками можно успешно работать, не раздражая Центробанк. На краснодарской банковской конференции, куда по традиции мы пригласили представителей бизнеса, с репликой выступил Сергей Суслов, генеральный директор ООО «Сеть хосписов Кубани “Платан”», которое не могло добиться внимания от одного из крупнейших банков страны, даже обладая ликвидными залогами в виде здания больницы. «В здание были вложены большие средства, проведён ремонт, закуплено дорогостоящее оборудование. Это реально работающее и востребованное предприятие, не имеющее проблем со спросом. Тем не менее, когда я сделал запрос на овердрафт, банк одобрил мне смехотворную сумму в 100 тысяч рублей», — рассказал г-н Суслов. Стоит ли говорить, что когда речь шла о поиске средств на ремонт и оборудование больницы, тот же банк даже не рассматривал возможность кредитования? «Да, я понимаю, что, когда мне задавали вопрос о том, занимался ли я медицинским бизнесом, и ответ был отрицательным, доверия это не внушало, — продолжал Сергей Суслов. — Но были же и другие показатели: рыночные характеристики спроса, наличие госзаказа в крае. В конце концов, местный Крайинвестбанк не побоялся дать кредит, и мы продолжаем наше плодотворное сотрудничество до сих пор».
Помочь можно и нематериально
Представители бизнеса, выступая на наших мероприятиях, нередко констатируют, что на прямую помощь государства они не рассчитывают, — настолько она мизерна. При этом, если уж денег на МСБ нет, от местных властей они ждут отнюдь не консультаций, а конкретных законодательных решений. Первое пожелание лежит в области прогнозирования и обеспечения спроса на производимую продукцию. «Не надо системно поддерживать любых региональных производителей, — призывала в своём эмоциональном выступлении в Ростове Наталья Крайнова. — Надо понять, какие товары мы по-прежнему планируем завозить из Китая, а какие сможем производить собственными силами. И, определившись с ассортиментом этой продукции, надо обеспечить компаниям возможность сбыта». Речь идёт как о государственных закупках, так и о развитии товаропроводящих цепочек. В противном случае программа импортозамещения не оправдает возложенных на неё надежд.
Имея на руках обоснованные аргументы об обеспеченном спросе, малые и средние компании будут более желанными гостями в банках. Ведь сказать, что банки наотрез отказываются рассматривать инвестиционные проекты, нельзя: они просто боятся их кредитовать. Сергей Черномаз, заместитель директора представительства ВЭБ в ЮФО, отмечает, что МСП Банк, дочерняя структура ВЭБа, наблюдает повышенный спрос на свои кредитные продукты со стороны банков-партнёров. Ими интересуются даже крупнейшие федеральные банки, которые раньше обходились без помощи этого института. «На мой взгляд, сегодня лишь не хватает площадки, на которой можно было бы оценивать и дорабатывать проекты совместно и рекомендовать их органам власти для оказания поддержки», — рассуждает г-н Черномаз. Выделяя деньги на проекты, прошедшие компетентную экспертизу, государственные институты развития смогут повысить эффективность имеющихся средств поддержки.
Вторая системная мера, направленная на развитие МСБ, состоит в том, чтобы гарантировать малому и среднему бизнесу оплату его услуг. Не секрет, что многие предприятия этого сектора специализируются на подрядных работах, оказываемых государству или крупным компаниям с госучастием. Не является секретом и то, что госзаказчики — самый недисциплинированный и непредсказуемый плательщик. «Сегодня расчёты с малыми предпринимателями по госконтрактам в регионах ведутся в ручном режиме, — подчеркнул Сергей Черномаз. — Это системная проблема, которая не позволяет решать вопросы развития сегмента». Выхода как минимум два: первый — попросту обязать госзаказчиков оперативно и в сроки расплачиваться с подрядчиками. Второй — привлечь к этому процессу третью сторону, государственные банки, которые могли бы исполнять обязательства по госконтрактам перед МСБ, а с госкомпаний получать деньги тогда, когда те будут готовы к расплате.
Правда, и самим компаниям стоит более активно себя вести. Юрий Авдеев, управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Ростове-на-Дону, отмечает, что компаниям необходимо проявлять инициативу, изучать рынок. «Многие крупные предприятия, в особенности работающие в рамках госзаказа, в оборонном секторе, сегодня находятся в неплохой форме, — полагает г-н Авдеев. — И они готовы размещать большие заказы малым предприятиям — на хороших условиях, обеспечивая стабильную прибыль. Необходимо приходить с качественной продукцией, с высокими стандартами производства. Но над поиском таких заказов надо же работать! Даже если посмотреть сайт госзакупок Ростовской области, то объективно доля малых предприятий, участвующих в них, очень низка. Не потому, что нет заказов — инициативы не хватает, я считаю».