97 106 14

Моет пол и не уходит на больничный: как магазины и рестораны внедряют роботов

523
9 минут

Рестораны и торговые сети тестируют роботов-официантов и роботов-мойщиков. На Юге их уже можно встретить в Крыму и в Сочи. Бизнес делает ставку на железо на фоне колоссального дефицита кадров, однако многие эксперименты завершаются на этапе тестирования и не получают масштабного продолжения. Как лидеры рынка заменяют сотрудников роботами и почему иногда разочаровываются в них — в материале «Эксперта Юг».

Моет пол и не уходит на больничный: как магазины и рестораны внедряют роботов

Роботы вежливы с покупателями и значительно экономят время персонала, но их внедрение пока вызывает трудности, говорят ритейлеры // Фото: «Лента»
Поделиться
Об экспериментах по внедрению роботов объявил целый ряд крупных игроков ритейла и ресторанного бизнеса. Сред них — «Вкусно и точка», X5 Group, Metro и «Лента». При этом пока одни компании возлагают надежды на железо и вкладывают средства в роботизацию, другие игроки, уже протестировавшие роботов, не спешат масштабировать проекты и говорят о проблемах с поставками комплектующих для роботов и высокой стоимости их обслуживания.

За час успевает в 10 раз больше, чем человек

В июне X5 Group сообщила о запуске первых 10 роботов в гипермаркетах «Перекресток». Восемь из них начали работать Москве, один в Сочи и один в Санкт-Петербурге.

Аппарат заменяет поломоечную машину и сотрудника клининга. Его производительность в 10 раз больше, чем у человека. За час робот успевает убрать 1000 кв. м, в то время как человек только 100 кв. м. Механизм может выполнять как комплексную уборку, так и локальные задачи — например, очистить пол, если что-то упало. Робот обучен вежливости и не станет косо смотреть на покупателей, которые пошли по помытому.

«Он может поздороваться с покупателями или попросить пропустить его», — заявили в пресс-службе X5 Group на старте эксперимента.

photo_5222289424728056505_y.jpg
Поделиться
Робот может разговорить с покупателями во время работы // Фото: X5 Group

Правда, без помощи человека аппарат все же не обходится. Кто-то из сотрудников магазина должен менять фильтры и запускать машину.

Об итогах тестирования роботов-мойщиков торговая сеть не сообщала, хотя планировала подвести их к августу 2024 года. На запрос «Эксперта Юг» о масштабировании проекта в компании не ответили. Среди прогнозируемых результатов от применения роботов было улучшение качества уборки и перераспределение ресурсов сотрудников на другие задачи.

Отметим, что это не единственный эксперимент компании с роботами. В феврале «Перекрёсток» тестировал умную полку в виде роботов-кошек. Они несли на себе товары по акции и предлагали их покупателям. В X5 Group отметили, что эксперимент получил позитивную реакцию покупателей, но не прошёл пилотные испытания из-за экономических факторов.

В сентябре X5 Group запустила в нескольких районах Москвы собственную доставку онлайн-заказов роверами. Роботов ритейлер арендует у Яндекса, который в свою очередь берет на себя их техническое обслуживание и создание высокоточных карт. После завершения пилотного периода штат роботов обещают увеличить.

Компания заявляет и о масштабных планах по роботизации логистики. В марте X5 Group открыла на базе распредцентра в Подольске инновационную лабораторию-полигон для испытаний автономных мобильных роботов и вилочных погрузчиков.

Внедрение роботизированных решений позволит в перспективе оптимизировать в среднем до 20% персонала на каждом распредцентре. В ближайшие годы торговая сеть намерена построить полностью роботизированный распределительный центр, а уже в этом году автоматизировать часть процессов на действующих складах.

«Рост стоимости линейного персонала позволил нам иначе посмотреть на проекты роботизации логистики, которые еще недавно выглядели непривлекательной инвестицией. Сегодня мы видим здесь реальные возможности повышения эффективности бизнеса и смещаем наши приоритеты в сторону замещения как линейных, так и офисных сотрудников современными технологическими решениями», — приводит пресс-служба слова директора по стратегии и развитию бизнеса X5 Group Владимира Салахутдинова.

Любому роботу все равно нужен человек

О тестировании роботов-мойщиков сообщает также торговая сеть METRO. Сейчас у нее на службе 3 робота-мойщика в двух торговых центрах Москвы.

Компания тестирует роботов от разных производителей и меняет магазины, где они применяются. Это позволяет оценить эффективность машин на разных поверхностях и площадях, сравнить аппараты в управлении, качестве уборки и обслуживании. Для компании важна производительность робота, поскольку площадь METRO значительно больше классических гипермаркетов, рассказала «Эксперту Юг» руководитель дивизиона технической эксплуатации METRO Оксана Желнова.

Среди плюсов ритейлер выделяет дополнительную уборку торговых центров, сокращение затрат на клининг и экономию рабочего времени сотрудников. При этом представитель METRO подчеркивает: любому роботу все равно нужен человек.

«Мы оцениваем этот инструмент как сокращение затрат на клининг. Роботы-мойщики обходятся дешевле, чем обслуживание поломоечных машин, но важно учитывать, что его все равно нужно мыть и настраивать. Любому роботу нужен человек».

Для крупных магазинов важна производительность машины, поскольку роботу предстоит большая площадь уборки // Фото: METRO
Поделиться
Для крупных магазинов важна производительность машины, поскольку роботу предстоит большая площадь уборки // Фото: METRO

К минусам Оксана Желнова относит медленное развитие рынка в направлении роботизации.
Сейчас компания находится на этапе оценки результатов эксперимента и пока не приняла решение о его дальнейшем масштабировании.

«Мы рассматриваем варианты, но видим, что, к сожалению, рынок не готов предложить модели, которые будут полностью удовлетворять наши запросы. У нас на полу в ТЦ не плитка, поэтому мыть поверхности сложнее. У одного производителя мы выделяем качество уборки больших площадей и покрытия, но минус в том, что робот не русифицирован. У другого производителя отмечаем удобное управление и маневренность за счет небольшого размера, но из-за значительных объемов уборки это нельзя называть однозначным плюсом».

Робот не уходит в отпуск и на больничный

Единственный ритейлер, кто заявил о масштабном трудоустройстве роботов в торговые залы гипермаркетов — сеть «Лента». В мае компания протестировала робота-уборщика в Москве и теперь хочет нанять на работу более 100 аналогичных машин.

«Мы планируем использовать роботов-уборщиков во всех новых супермаркетах и сейчас формируем план «трудоустройства» более 100 роботов в действующие магазины формата "супермаркет"», — сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе «Ленты», отметив, что в магазинах Юга роботы пока не представлены.

По расчетам сети, срок окупаемости аппарата составляет не более трех лет. Непрерывно работающий робот освобождает до 50% времени одного сотрудника, уточнили в компании:

За время эксперимента робот не получил нареканий и выговоров. Он безопасен для покупателей и не сталкивается с торговыми полками, отметили в пресс-службе:

«Он всегда на службе, не уходит в отпуск, на «больничный», качественно моет пол и, если им правильно научиться пользоваться, становится незаменимым помощником. Робот не требует постоянного управления и контроля со стороны человека. Достаточно провести его по периметру, чтобы он составил и запомнил карту, либо провести по всем зонам, чтобы он запомнил нужный маршрут. Компьютерное зрение позволяет уходить от препятствий, не сталкиваться с полками и не наезжать на людей».
На эту тему
Никаких продавцов и консультантов: в Ростове открылся первый магазин без кассиров
Поделиться

Примечательно, что роботов внедряют не только федеральные торговые сети, но и региональные. Например, продуктовая сеть «Яблоко» в Крыму еще в 2023 году провела испытание роботов и приобрела их для работы на постоянной основе. Об этом в интервью отраслевому порталу Retail.ru заявил основатель компании-дистрибьютора роботов SPI robotics Дмитрий Жуков. В самом «Яблоке» не стали раскрывать детали проекта.

Внедрение роботов связано в том числе с дефицитом кадров. По данным Forbes, рознице не хватает более 1 млн сотрудников. При этом спрос на персонал в отрасли ежегодно увеличивается на треть. В пресс-службе «Ленты» отметили, что, как и другие игроки рынка, компания ощущает нехватку персонала. Сеть испытывает трудности с закрытием вакансий основных линейных массовых профессий в розничном и онлайн-бизнесе: продавцы, кассиры, повара и пекари, сборщики заказов, работники склада, а также водители категории С и E.

Проблемы с комплектующими и высокая стоимость обслуживания

Рестораторы тоже экспериментируют с роботами. В начале октября их начала тестировать «Вкусно и точка» — самая крупная в России сеть фастфуда. Роботы появились в двух заведениях Москвы. Один развозит подносы с блюдами, другой убирает зал. Решение о масштабировании проекта по всей России будет принято по итогам тестирования.

Важно отметить, что рестораторы начали внедрять роботов раньше ритейлеров. К этому их подтолкнула пандемия. В октябре 2020 года федеральная сеть кофеен «Шоколадница» приняла на работу роботов-официантов с лицом котиков. Они вызвали ВАУ-эффект у гостей и значительно ускорили обслуживание, но масштабирование проекта было временно приостановлено. Проблемы с логистикой и поставками комплектующих для роботов, высокая стоимость их обслуживания и технического сопровождения — все эти факторы оказались критическими и сделали проект труднореализуемым. Пандемия, как подтолкнута, так и ограничила внедрение роботов.

Внедрение робокошек требует значительных инвестиций, включая покупку, обслуживание и обновление технологий, говорит представитель ГК «Шоколадница» // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Внедрение робокошек требует значительных инвестиций, включая покупку, обслуживание и обновление технологий, говорит представитель ГК «Шоколадница» // Фото: «Эксперт Юг»

«Мы были полны энтузиазма и ожидали, что технологии значительно улучшат качество обслуживания и повысят эффективность работы. Однако, как вы знаете, 2020 год принес глобальную эпидемию и множество непредвиденных обстоятельств, которые оказали значительное влияние на все сферы бизнеса. В условиях ограничений и изменившихся потребительских привычек мы столкнулись с рядом критических факторов, проблемами с логистикой и поставками комплектующих для роботов. Это создало определенные трудности в масштабировании проекта», — рассказывает руководитель направления коммуникаций ГК «Шоколадница» Александра Старкова.

Представитель компании отмечает, что внедрение роботов требует значительных инвестиций, включая покупку, обслуживание и обновление технологий. Стоимость технического сопровождения роботов также достаточно высока. По данным Forbes, средняя цена одного робота, приобретенного «Шоколадницей», составляет $12 000.

Несмотря на сложности, официанты-котороботы остаются на службе «Шоколадницы». Сейчас их трое в Москве и четверо в Воронеже. Внедрение таких машин все же имеет и свои плюсы, подчеркивает Александра Старкова. Среди очевидных преимуществ компания выделяет ВАУ-эффект у гостей и ускорение работы. Котороботы способны эффективно обслуживать большое количество заказов, что позволяет быстрее доставлять блюда к столикам. Они освобождают официантов от рутинных задач и дают им возможность сосредоточиться на более персонализированном обслуживании клиентов. Еще одно преимущество роботов —они значительно сокращают время, необходимое для контроля чистоты столов. Это помогает поддерживать высокий уровень гигиены и комфорт гостей.

При этом сеть пришла к выводу, что робот все же не сможет заменить ту атмосферу, которую создают сотрудники заведения:

«Представьте: вы приходите в свою любимую кофейню. Бариста приветствует вас по имени, уже зная, какое именно кофе вы любите. Это не просто обслуживание — это создание связи, атмосферы уюта и доверия. Мы стремимся к гармонии, где технологии помогают оптимизировать процессы, но не заменяют уникальную человеческую составляющую, которая делает ресторан особенным. Внедрение роботов-официантов — это шаг вперед, который, безусловно, приносит много преимуществ, но требует тщательного анализа и взвешенного подхода к его реализации», — говорит Александра Старкова.

Помимо «Шоколадницы», в 2022 году робо-котиков тестировала сеть пиццерий «Додо Пицца». Машины развозили заказы к столикам гостей в одном из ресторанов Санкт-Петербурга. В компании не сообщали о планах масштабирования проекта и не ответили на запрос о его развитии.

Китайские роботы заняли рынок ритейла

Ключевым поставщиком роботов на российский рынок выступает упомянутая выше компания SPI robotics — официальный дистрибьютор китайских роботов Pudu в России. В 2023 году ее основатель Дмитрий Жуков рассказывал, что средняя стоимость робота составляет 790 тыс. рублей. Клиенты из ритейла и HoReCa в основном приобретают машины в лизинг. По словам предпринимателя, ежемесячный лизинговый платеж за робота составляет 30 тыс. рублей.

Среди российских производителей одной из крупнейших робокомпаний считается пермская Promobot. Она предлагает сервисных роботов для бизнеса — промоутеров, консультантов, консьержей, администраторов, диагностов, однако официанта и мойщика в каталоге пока нет.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .