сфера деятельности: интернет-зоомагазин
стартовые вложения: личные средства партнёров 200 тысяч рублей
Распространение интернета в крупных региональных центрах уже достигло того уровня, когда малый бизнес, работающий в традиционных офлайновых сегментах, может успешно развиваться с помощью инструментов, предлагаемых глобальной сетью. Это демонстрирует, в частности, краснодарский интернет-зоомагазин «ЗверЮга». Уже на старте проекта оказалось, что продажи товаров для животных через интернет могут быть гораздо эффективнее обычных розничных точек.
Поиск формулы
Проект «ЗверЮга» возник как некоммерческий информационный портал ещё в 2006 году. По утверждению его создателя Андрея Голубитченко (более известного в интернете как Андрей Помидорров), идея пришла к нему после того, как он безуспешно попытался найти в интернете информацию о ветеринарных клиниках Краснодара. Тогда он и решил создать ресурс, на котором можно будет найти информацию об уходе за животными и предоставляемых в городе услугах для домашних питомцев. Сайт, созданный по просьбе Андрея его знакомым программистом, со временем стал пополняться новыми разделами и превратился в полноценный информационный портал. Через несколько лет, когда портал в целом приобрёл сегодняшний вид интернет-площадки для общения краснодарских любителей животных, у его создателя появилась идея создания коммерческого продукта.
Замысел монетизировать форум оформлялся и претерпевал изменения в течение нескольких лет. Сначала Голубитченко останавливали отсутствие достаточных финансовых средств и возможные риски, а ещё одним сдерживающим фактором на момент создания сайта было недостаточное распространение интернета — это не позволяло охватить необходимую аудиторию. Однако создатель «ЗверЮги» предпринял несколько попыток запустить бизнес-проект ещё до того, как нашёл наиболее приемлемый вариант.
«Сначала я искал способы сделать что-то вроде eBay, только для зоомагазинов», — рассказывает Андрей о первом опыте организации бизнеса при помощи интернета. Основатель «ЗверЮги» вышел на нескольких владельцев зоомагазинов с предложением использовать созданную им интернет-площадку для проведения сделок в формате аукциона, но эта идея не встретила понимания. Главной отговоркой, по словам Андрея, было: «зачем мне это надо, мы и так прекрасно торгуем».
Торговля товарами для животных не является областью получения сверхприбылей, так что ещё одним сдерживающим фактором для предпринимателей был страх потерять прибыль из-за дополнительных расходов на содержание интернет-магазина. Но и в тех немногочисленных случаях, когда представители зоомагазинов соглашались на сотрудничество, необходимого результата достичь не получалось. «У предпринимателей либо заканчивался товар, а я об этом не знал, либо они просто не привозили товар клиентам, а я не мог проконтролировать ситуацию, и все шишки летели в мою сторону», — вспоминает владелец «ЗверЮги». Отсутствие обратной связи и небрежность поставщиков негативно влияли на доверие к «Живому сайту Юга», как назвал своё детище Андрей Голубитченко. Так что он решил отказаться от такого сотрудничества, поскольку понял, что будет только хуже, но к тому времени выход из ситуации уже представлялся очевидным.
Онлайн бьёт офлайн
К 2012 году представление создателя «ЗверЮги» о правильном формате коммерческого проекта окончательно сформировалось, а кроме того, у Андрея Голубитченко появился деловой партнёр — владелец специализированного зоомагазина Мирослав Валькович. Новый формат предполагал наличие стационарной точки распространения товара, необходимых помещений для хранения, а также объединение клиентских баз обоих партнёров — все это снижало возможные риски. Стартовые вложения были сделаны в закупку товара, оборудования и программного обеспечения. Одним из условий, обеспечивших успешный старт, стало то, что портал «ЗверЮга» был уже известен интернет-сообществу любителей животных в Краснодаре.
Результаты быстро превзошли ожидания партнёров. Количество заказов через интернет оказалось достаточным, чтобы отпали любые сомнения в успешности проекта. Оказалось, что страх перед возможными рисками был обусловлен отсутствием информации о востребованности услуги в этом сегменте. «Раньше у нас давали рекламу, например, питомники, но от них невозможно было добиться информации о том, каков её результат, — рассказывает Андрей Голубитченко. — Теперь, если я вывешиваю какую-то новинку на сайте, то быстро узнаю, как люди на это реагируют. Отдача довольно неплохая». По оценкам создателя «ЗверЮги», 20% выручки сейчас приходит через обычный офлайновый магазин и 80% — через интернет. Средний чек при покупке в магазине составляет около 300 рублей, а при заказе через интернет — около 3 тысяч.
Сейчас портал «ЗверЮга» продолжает пополняться информацией первоначальных разделов («Форум», «Доска объявлений», «Фотоотчёты»), но теперь к этому добавилось продвижение зоомагазина через социальные сети. Андрей регулярно публикует информацию об акциях и новинках в «Фейсбуке», «Вконтакте» и «Авито». Такая активность оказывается гораздо эффективнее, чем публикации в местной зоогазете, эффекта от которых партнёры не ощутили. К тому же аудитория социальных сетей изначально благосклонно настроена к домашним животным — тема котиков в «Фейсбуке» воистину неисчерпаема.
Андрей Голубитченко считает, что интернет дал ему значимое преимущество перед конкурентами: «Им нужно звонить, сайтов у них нет, а цены не слишком отличаются». Через интернет работают ещё несколько зоомагазинов в Краснодаре, но, как замечает владелец «ЗверЮги», мало кто из них с помощью онлайновых инструментов занимается привлечением новых клиентов. «К тому же город большой, а зоомагазинов не так много. Мне кажется, что эта ниша ещё не заполнена, есть куда расти», — считает г-н Голубитченко.
Пределы роста
«Сейчас мы становимся всё более востребованы, — делится своим видением ситуации Андрей. — Это связано со множеством факторов: наличием транспортных пробок, проникновением интернета, нежеланием потребителей ходить и искать определённый товар. И это нормально для немаленького города». Правда, все это создаёт и определённые проблемы для самого интернет-магазина, поскольку основатель «ЗверЮги», помимо административных задач, пока сам занимается доставкой товара. Пик доставок приходится на вечернее время, и партнёры всерьёз подумывают нанять ещё одного водителя.
Другая проблемная точка — это сам портал. Его интерфейс был разработан шесть лет назад и не имеет функциональных возможностей, необходимых для интернет-магазина. В частности, в него невозможно «встроить» возможность онлайн-оплаты заказа. Андрей Голубитченко планирует изменение сайта в качестве одного из шагов по развитию бизнеса, но пока не считает эту цель приоритетной. Есть и планы по расширению бизнеса, но, как признаётся основатель «ЗверЮги», сначала нужно закрепиться на рынке, а потом уже идти дальше. Партнёры пока не могут вкладывать средства в масштабирование бизнеса и нацелены на оптимизацию действующей модели.
Калькулятор
Ежемесячный оборот зоомагазина составляет около 1 млн рублей, прибыль — около 200 тысяч рублей. Большая часть расходов приходится на доставку (она бесплатна по городу при заказе от тысячи рублей), аренду помещения и налоги. У партнёров работает один продавец, заработная плата которого составляет 10 тысяч рублей. В остатке владельцы бизнеса имеют около 100 тысяч в месяц, так что окупаемость «ЗверЮги» как коммерческого предприятия произошла в течение двух месяцев с момента его старта.
Резюме
Умелое продвижение своих услуг в интернете позволило владельцам портала «ЗверЮга» в несколько раз повысить рентабельность зообизнеса. Главным фактором при работе в специализированном сегменте стала работа с клиентами, и сайт оказался удачным способом приблизить услуги к покупателю. Использование этого механизма само по себе давно не является новинкой, но применение онлайн-решения в узком сегменте малого бизнеса на фоне консерватизма конкурентов превратило интернет в серьёзное коммерческое преимущество. При этом не потребовалось вкладывать значительные средства в первоначальное продвижение проекта на рынке, поскольку портал в его некоммерческой версии давно был известен профильному сообществу.