100 106 14

«Мы за умный подход к земледелию на всех этапах»

2912
9 минут

Действующие программы поддержки АПК затрагивают далеко не все направления, нуждающиеся в модернизации, что существенно тормозит развитие отрасли. Для усиления модернизационных процессов необходима комплексная стратегии развития агропрома, говорит глава агропредприятия «Белозёрное» Сергей Громаков

«Мы за умный подход к земледелию на всех этапах»

Поделиться

ООО «Белозерное» было создано в Сальском районе Ростовской области в 2007 году на землях ФГУ СП «Северное». Основная специализация хозяйства — растениеводство и племенное овцеводство. Общая площадь земельного банка превышает 7,2 тысячи гектаров, из которых более 5,3 тысячи га — это пашни, а оставшиеся 1863 гектара — пастбища. Предприятие занимается растение­водством и животноводством. Основные культуры — это озимая пшеница, ячмень озимый и яровой, горох, подсолнечник. Животноводство представлено племенным разведением овец сальской породы. «Белозерное» получило статус «Племенной завод» и имеет соответствующее Свидетельство о регистрации в госрегистре.

В хозяйстве за основу взята влаго-­энергосберегающая система обработки почвы. Регулярно производятся агрохимические обследования, на основе которых ведутся работы по повышению плодородия. В хозяйстве внедрена электронная система «Агро­офис», благодаря которой бизнес стал более прозрачным и эффективным. Внедренный здесь спутниковый мониторинг техники позволяет контролировать расход топлива и работу механизаторов.

О том, как внедрение передовых технологий влияет на эффективность агробизнеса гендиректор ООО «Белозёрное» Сергей Громаков рассказал в интервью в рамах специального проекта «Устойчивый АПК: стимулы модернизации», который аналитический центр «Эксперт ЮГ» проводит в партнерстве с ГК «Прогресс Агро»*.

Как не перекормить землю

— Каковы для Вашей компании приоритетные направления модернизации? Каких объемов инвестиций они требуют?

— Это приобретение новой, более производительной техники (только в это мы ежегодно инвестируем 45-50 миллионов рублей), внедрение технологий, способствующих повышению качества почв, в приобретение пахотных земель (выкупаем у пайщиков), а также в мероприятия по мелиорации и влагосберегающие технологии. Мы находимся в Сальском районе — зоне рискованного земледелия. С одной стороны, для нее характерно жаркое и засушливое лето, с минимумом осадков, с другой стороны вода в расположенных рядом природных источниках соленая, для полива не годится. Для того, чтобы «закачать соль» на поля, много ума не надо. А вот попробуй потом ее с этих полей выкачай. Мы за умный подход к земледелию на всех этапах. Это касается не только влаги, но и агрохимии, удобрений. Перекормить землю также вредно, как и не докормить. В этом и бережное отношение к природным ресурсам, и залог успеха агробизнеса. Ведь высоких результатов можно добиваться только на хорошей земле. Ты относишься бережно к земле, улучшаешь ее, и она отвечает тебе взаимностью в виде более высоких и стабильных урожаев. При хорошо отработанной технологии даже в плохой по погодным условиям год не будет больших провалов по валу. Максимум 10 процентов.

Кроме того, мы будем модернизировать складские площади – под хранение зерна. Часть средств направим и на эти работы.

— Каков средний износ сельхозтехники в компании?

— Скажу честно: у нас все машины в автопарке возрастные, но они в хорошее состоянии. Будут работать еще не один год. Если говорить о парке сельхозтехники, то у нас 60 процентов машин для АПК в пределах сроков амортизации (например, средний возраст тракторов — восемь лет). 40 процентов сельхозтехники у нас – за пределами этих сроков, но подчеркиваю, она в хорошем состоянии. Например, у нас есть тракторы, которым 20 лет, но они еще вполне хорошо работают.   

Дефицит кадров и нестабильность правил 

— Насколько остро стоит вопрос о обеспеченности квалифицированными кадрами?

— Главное на селе — это люди. Поэтому проблема кадров, квалифицированного персонала, для АПК всегда актуальна. Для привлечения и удержания специалистов на селе надо создавать и развивать необходимую инфраструктуру: социальную, спортивную, развлекательную. Чтобы, в итоге, и в деревне было как в городе. Ведь невозможно удержать человека с хорошим образованием там, где нет, не только спортивных школ и художественных секций, но даже порой газа и интернета. Я сам этого не сделаю — нужна государственная программа по комплексному и эффективному развитию села.

— Какие ключевые узкие места для развития компании можете выделить?

— Самое серьезное узкое место — нестабильность действующих в стране правил игры. Постоянно меняются векторы развития сельского хозяйства. Сложно ориентироваться. Сегодня говорят, что поддерживают растениеводов, завтра — животноводов уже, а потом говорят, давайте развивать переработку. И непонятно, что в приоритете.

Самое серьезное узкое место — нестабильность действующих в стране правил игры. Постоянно меняются векторы развития сельского хозяйства. Сложно ориентироватьсяЭкспорт? Так его одной рукой государство поддерживает, а другой — сдерживает. Это мы видели в начале 2021 года, когда были введены ограничения на экспорт зерновых.

— Можете оценить привлекательность текущих условий для более масштабной модернизации в АПК? Что мотивирует предприятия заниматься модернизацией?

— Условия привлекательные. Мотивирует желание аграриев сделать бизнес более устойчивым. И не только в плане приобретения новой техники, но и технологий, способствующих развитию производства нишевых культур (например, нута, пивоваренного ячменя), а также развития переработки. В частности, производства различных круп, которые пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. И не обязательно самим в хозяйстве развивать эту переработку. Можно кооперироваться. Например, мы выращиваем культуры, а наши партнеры производят из этого сырья крупы. У нас есть стабильный сбыт, а у наших партнеров — надежный поставщик. С рядом переработчиков на Юге стараемся наладить такое сотрудничество.  

— В каких направлениях агробизнеса Вы видите наибольший потенциал для модернизации и почему?

— В производстве вкусной и здоровой пищи. Без химии, ГМО и прочей «дряни». Надо внедрять технологии, позволяющие выпускать такие продукты. Это потребует более совершенной техники и технологий на всех этапах: от селекции семян до выхода готовой продукции. А значит, надо развивать науку, производство сельхозтехники, биологические средства защиты растений и так далее. Только так, технологически, мы можем прийцтик «зелеому» чистому земледелию и аналогичной экологически чистой продукции.

«Плюсы» и «минусы» господдержки для модернизации

— Как Вы оцениваете существующую государственную политику в сфере развития сельского хозяйства в России? Считаете ли Вы, что у России сегодня есть полноценная стратегия развития агропромышленного комплекса?

— С одной стороны, есть программы субсидирования покупки отечественной сельхозтехники, есть программы льготного лизинга и льготного кредитования. Все это, безусловно, работает. Но все это — лишь отдельные элементы поддержки аграриев. Комплексной, единой и долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса в нашей стране нет. Иначе, не было бы таких перекосов, о которых я говорил выше, когда у нас декларируют поддержку неэнергеического несырьевого экспорта и при этом этот же экспорт серьезно ограничивают.

— На какие документы долгосрочного стратегического планирования Вы ориентируетесь?

— Мы сегодня в большей степени ориентируемся на здравый смысл и существующий успешный опыт применения тех или иных технологий. На какие-то документы нам сложно ориентироваться.

— Насколько существующая система поддержки сельского хозяйства стимулирует процессы модернизации в АПК? Укажите плюсы и минуты системы государственной поддержки сельского хозяйства на данном этапе.

— Очень хороший вид поддержки — льготное кредитование. Оно позволяет решить такую острую проблему, как дефицит средств. Ранее, до этой меры, банковские кредиты были дорогими, что существенно тормозило процесс обновления технических парков. Теперь у аграриев есть выход на доступные дешевые финансовые ресурсы. И если ты хорошо ведешь бизнес, у тебя понятная экономика и хорошая кредитная история, то проблем нет. Но, с другой стороны, льготные кредиты, как и субсидии Минсельхоза, действуют на приобретение отечественных тракторов, комбайнов и прочих необходимых «орудий»и не распространяются на импортную технику, которая стоит дорого. И ее стоимость повышается: из-за роста валютного курса, введения утилизационного сбора. Надо либо распространить действие программ господдержки и на импортную технику, либо способствовать тому, чтобы развивать производство таких машин и оборудования в России. Однако на это могут уйти годы, а хорошая техника нужна аграриям прямо сейчас. К сожалению, в России заводов по производству качественной техники для АПК пока очень мало.    

— Какие направления АПК, на Ваш взгляд, сегодня в наибольшей степени нуждаются в модернизации, но при этом не получают достаточного внимания со стороны государства и предприятий?

— Прежде всего, мелиорация. Действующие в стране и регионах программы поддержки этого направления, на мой взгляд, пока слабо стимулируют реализацию таких проектов. Объемы поддержки несравнимо меньше, чем были при Советском Союзе и есть сейчас в развитых зарубежных странах. На порядок меньше. А в сравнении с отдельными развитыми странами, то и на несколько порядков меньше.

Нам сложно планировать в среднесрочной, а те более долгосрочной перспективе. Очень часто меняются правила игры и это реально тормозит все бизнес-процессы, в том числе и модернизационные. Мы не видим картины в целом, не понимаем, как и куда нам двигаться. Найдем ли мы понимание и поддержку со стороны местной, региональной и федеральной власти. Понятно, что любые проекты должны быть окупаемыми независимо от того будет господдержка или нет. Но с господдержкой, все же, как-то более уверенно себя чувствуешь, делая те или иные технологические шаги, позволяющие нам выпускать более качественную и чистую продукцию. Такие техника и технологии стоят дорого. Для их приобретения мы чаще используем собственные средства. Но при этом итоговая задача, которую мы решаем (повышение продовольственной безопасности страны) — это государственная задача. Один из национальных приоритетов. Это — серьезная задача. Значит, и господдержка всех, кто работает над ее решением, тоже должна быть соответствующей.   

— Кто в текущей ситуации должен сыграть роль локомотива модернизационных процессов? Кто выполняет эту роль сегодня?

— Сегодня таким локомотивом являются сами сельхозпредприятия, хозяйства, холдинги, которые своими силами и по собственной инициативе двигают модернизационные процессы у себя, что, безусловно, позитивно сказывается на картине в целом.

Однако, на мой взгляд, стратегом и ключевым двигателем такого процесса должно быть государство в лице Минсельхоза России. Оно должно стать силой, объединяющей всех заинтересованных участников – власти, аграриев, науку, образование, производителей сельхозтехники и оборудования, IT-разработчиков. Пока же, участники самостоятельно стараются взаимодействовать друг с другом, руководствуясь собственными стратегиями (заводы — своими, хозяйства — своими, наука — своими и так далее), но в условиях отсутствия Единой долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса. Поскольку сейчас нет большого стратега, то нет и единой стратегии развития отечественного агропрома. Так чему удивляться?!

_____________________________________________________________________________________________________________

* ГК «Прогресс Агро» — одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний юга России. Штаб-квартира расположена в Усть-Лабинском районе Кубани. 18 лет назад с подачи уроженца здешних мест Олега Дерипаски было выкуплено несколько колхозов. Он же заложил в основу агробизнеса стратегию постоянных улучшений, которая вывела «Прогресс Агро» в лидеры южного АПК. Несколько лет назад Олег Дерипаска вышел из владения компанией, но она продолжает развиваться как бизнес с большими амбициями.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .