105 110 14

Мяч в помощь металлургам

ЭКСПЕРТ ЮГ №21-22 (311) 2014
1375
10 минут

Металлургическую отрасль юга России, давно пребывающую в стагнации, могут поддержать только крупные инфраструктурные проекты — подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, присоединение Крыма, активизация строительства дорог и трубопроводов. Дополнительным фактором роста станет украинский кризис, который вынуждает российскую промышленность отказываться от дешёвого соседского импорта

Мяч в помощь металлургам

Поделиться

В прошлом году в ЮФО выплавили 3,67 млн тонн стали — чуть больше 5% общего российского выпуска. Годом ранее объём выплавки был несколько ниже — 3,5 млн тонн: по оценке аналитиков, южные металлургические заводы сегодня недозагружены. Причина этого — сокращение внешнего спроса, на который в значительной степени ориентировались предприятия. В этих условиях на первый план выходят возможности внутреннего рынка, связанные в первую очередь с очередной «стройкой века» — грядущим футбольным мундиалем, который будут принимать три города ЮФО — Ростов-на-Дону, Волгоград и Сочи.

Экспортный штопор

Рецессионные явления в мировой металлургической отрасли формируют негативные экспортные ожидания для отечественных предприятий. За прошлый год европейский рынок металлургической продукции сократился в среднем на 3%. Рецессия сразу в нескольких крупных странах еврозоны вылилась в политику жёсткой экономии банковского сектора и отказ от вложений в сегменты с длительной оборачиваемостью кредитных ресурсов. Сложности с финансированием государственными и частными инвесторами строительного сектора и дефицит собственных ресурсов у промышленных предприятий привели к тому, что реальный сектор Евросоюза снизил закупки стали и проката из России.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), по категории «Металлы и изделия из них» убыль физического объёма экспорта в прошлом году составила 12,2%, а первые месяцы текущего года не добавили металлургам оптимизма. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые четыре месяца было отмечено падение экспортных отгрузок по сети железных дорог по цветным металлам (-15,6% за апрель 2014 года, -16,5% с начала 2014 года), лому чёрных металлов (-53,8%, -36,1%), железной и марганцевой руде (-11,0%, -5,4%).

Долгое время отечественные металлурги уповали на повышенный спрос на сталь со стороны растущей экономики Китая. Но в последние годы собственные металлургические мощности в Поднебесной выросли до 1 млрд тонн в год, а реальная выплавка стали в прошлом году достигла 775 млн тонн, и ради поддержания цен на конечную продукцию правительство Китая уже ставит вопрос о постепенном выводе из эксплуатации до 80 млн тонн к 2017 году. Однако уже запущенные проекты по строительству металлургических мощностей в этом году нарастят выплавку стали в КНР до 810 млн тонн, а это значит, что искать рынок сбыта в Юго-Восточной Азии, равно как и ожидать повышения мировых цен, российским металлургам в ближайшие годы бессмысленно.

Старший аналитик аналитического агентства Rusmet Алексей Чижиков объясняет рецессию в металлургии слишком быстрыми темпами выплавки стали, предшествующими олимпийским стройкам (в пример приводится Олимпиады 1980 года в Москве и 2008 года в Пекине с аналогичными темпами роста — 6% в год), за которыми неизбежно следует спад. Завершение металлоёмких олимпийских строек и отсутствие новых крупных заказов от ведущих экономик мира заставляло металлургов серьёзно корректировать свои инвестиционные планы.

Внутренний резерв

Однако именно антикризисный китайский опыт поддержания собственных отраслей промышленности путём стимулирования внутреннего спроса сегодня оказывается наиболее актуальным для российской экономики. Менеджер управления корпоративной стратегии «Северстали» Павел Воробьёв уверен, что реализация внутренних инфраструктурных проектов может обеспечить дополнительное увеличение потребления отечественной металлопродукции на 2 млн тонн в год (в 2013 году выплавлено 69,57 млн тонн). По его мнению, только подготовка к чемпионату мира по футболу даст металлургам ежегодный прирост в виде одного процентного пункта в год в течение ближайших пяти лет, причём это произойдёт не столько за счёт строительства собственно стадионов, сколько благодаря инфраструктурному строительству, возведению гостиниц и других необходимых для мундиаля объектов.

На юге России металлургия может рассчитывать на поддержку со стороны не только грядущего чемпионата, но и запланированного развития инфраструктуры Крыма, строительства нового ростовского аэропорта «Южный», прокладки трубопровода «Южный коридор», серьёзных планов в дорожном строительстве и других проектов. По словам Алексея Чижикова, металлургические мощности в ЮФО работают сегодня не на полную мощность, поэтому любые инфраструктурные проекты, влияющие на увеличение внутреннего металлопотребления, станут драйверами роста для отечественной металлургии в первую очередь в тех регионах, где эти проекты будут реализованы. Как отмечает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг, основное отличие нынешней ситуации на рынке в том, что если несколько лет назад строительство олимпийских объектов лишь отчасти обеспечило заказами металлургические заводы юга России, которые преимущественно ориентировались на экспорт, то в нынешних условиях им придётся изыскивать возможности для сбыта внутри страны. При этом важным стимулом для роста южнороссийской металлургии на внутреннем рынке уже выступило снижение курса рубля, благодаря которому стоимость импорта стали в России стала менее выгодной.

Сами металлурги оценивают перспективы внутреннего рынка довольно оптимистично. Президент Объединённой металлургической компании Владимир Маркин полагает, что за счёт строительства газопровода «Южного коридора» и его подводной части «Южный поток», проходящих по территории ЮФО, потребление труб большого диаметра в России установится на уровне 1,7–1,9 млн тонн. Это хорошая новость для производящего их Таганрогского металлургического завода, который в прошлом году завершил проект десятилетней модернизации предприятия с ликвидацией мартеновского производства. По утверждению представителя Трубной металлургической компании (собственника «Тагмета») Александра Клочкова, с запуском дуговой сталеплавильной печи ДСП-150 завод нарастил объём производимой стали до 1 млн тонн в год и организовал принципиально новое производство бесшовных труб, столь востребованных в жилищном строительстве. Именно в этом сегменте в число лидеров металлоёмкого отечественного стройкомплекса входят Ростовская область и Краснодарский край.

Признаки восстановления отечественной металлургии после затянувшегося кризиса уже есть. По данным ИПЕМ, в первые месяцы этого года в России отмечено восстановление внутреннего спроса на цветные металлы (+14,4% с начала года), лом чёрных металлов (+0,8%), железные и марганцевые руды (+0,4%). В Ростовской области металлургическая отрасль ещё раньше вышла на второе место по индексу производства среди всех сегментов донской промышленности, демонстрируя темпы роста выше среднероссийских. «В 2012 году этот сектор стал вторым после пищепрома по объёмам производства среди всех индустриальных отраслей области (рост на 9,2 процента), — сообщил “Эксперту ЮГ” заместитель министра промышленности и энергетики Ростовской области Андрей Савельев. — Это выше среднероссийских показателей как по объёмам, так и по суммам привлеченных инвестиций».

В подавляющем большинстве металлургические предприятия ЮФО — это заводы неполного цикла (без доменного цеха) или мини-миллы, выплавляющие сталь из металлошихты, до 90% состоящей из привозного металлолома. Основные металлургические активы юга России сосредоточены в Ростовской и Волгоградской областях и Краснодарском крае («Тагмет», НЭЗ, РЭМЗ, «Волга-ФЭСТ», «Новороссметалл», КТЗ и др.). Именно они и должны получить дополнительный стимул от реализации новых инфраструктурных проектов, под которые в последние годы в южных регионах началось строительство ряда металлургических предприятий. К примеру, ожидаемый запуск в эксплуатацию на территории регионального индустриального парка в Невинномысске метзавода «СтавСталь» (основная продукция — арматура и катанка) мощностью производства до 500 тысяч тонн в год позволит не только покрыть потребности в метизах растущего стройкомплекса СКФО, но и составить конкуренцию донскому РЭМЗу и кубанскому «Новоросметаллу». В Ростовской области в Новоалександровском индустриальном парке начато строительство завода по производству проката «Донэлектросталь» с суммой инвестиций 2,4 млрд рублей (100 млн рублей в 2013 году). Запуск первой очереди (электросталеплавильный комплекс) ожидается в нынешнем году, а ещё через год вступит в эксплуатацию вторая очередь — прокатный комплекс.

Бегом от соседей

Не последнюю роль в ожидаемом росте южнороссийской металлургии сыграет и «украинский фактор». Только за первые четыре месяца 2014 года, по данным ФТС, товарооборот между РФ и Украиной сократился на 20%. В частности, металлургический импорт на юг России, заметная часть которого приходится на Украину, заметно снизился. Так, по информации Южного таможенного управления, в Ростовскую область в I квартале этого года было ввезено изделий из чёрных металлов на 29,8 млн долларов, тогда как в I квартале прошлого года — на 67 млн долларов. «Без всякого сомнения, украинский кризис окажет влияние на отечественную металлургию уже хотя бы в том, что Россия собирается отказаться от поставок металлургической продукции для военно-промышленного комплекса с Украины и полностью перейти на самообеспечение, — считает Алексей Чижиков. — Скорее всего, так может произойти по многим импортируемым позициям, в первую очередь в тех сегментах, где российские мощности не загружены на сто процентов». Как отмечает Григорий Бирг, до недавних событий на Украине 20% её металлургического экспорта поставлялось на российский рынок, и теперь у предприятий Юга появляется возможность нарастить свои мощности (в частности, «Тагмет» может увеличить производство труб). Однако при этом, отмечает г-н Бирг, стоит учитывать негативную ценовую конъюнктуру на рынке стали и проката, которая снижает рентабельность производства в случае экспорта продукции, а также то, что крупнейшие потребители стали находятся в Сибири и на Урале.

Новые киевские власти уже заявили об отказе в дотировании собственной металлургической отрасли, основные предприятия которой находятся в мятежных восточных регионах Украины. Ранее именно это обстоятельство обеспечивало конкурентные преимущества соседских труб и метизов на российском рынке даже с учётом устаревшего оборудования их заводов, многие из которых работают по мартеновским технологиям.

Сегодня же, по признанию аналитиков агентства «Укртрубопром», трубные предприятия Украины отстают от мирового уровня по показателям энергетических затрат, которые в 1,5–2 раза больше из-за использования морально и физически устаревших печей. По мнению председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей Украины Дмитрия Кравченко, старение материальной базы горно-металлургического комплекса страны составляет 65–80%, по технологическому уровню предприятия отстают от мировых стандартов примерно на 60 лет. «Украинские металлурги производят низкотехнологичную и низкокачественную продукцию, при которой расход энергоносителей превышает западные показатели в три-пять раз. Также отмечается острая нехватка финансовых ресурсов и квалифицированного персонала», — считает г-н Кравченко.

С учётом разницы в себестоимости продукции между мартеновским и электросталелитейным производством, а также транспортной составляющей, в настоящее время продукция южнороссийских метзаводов на отечественном рынке будет иметь явное преимущество. Это крайне важное обстоятельство, поскольку 70% своих стальных труб Украина экспортирует. Одним из главных потребителей более дешёвой до последнего времени продукции соседей была как раз Россия (14–16%), объём рынка которой оценивается в 9–10 млн тонн. Причём на наращивании украинского импорта настаивали отечественные металлотрейдеры, для которых изделия соседей обходились на 10–15% дешевле, чем продукция российских заводов.

Зато металлурги, напротив, добивались от федерального правительства введения таможенных пошлин для Украины, дабы выравнять рыночные условия. «Большая конкуренция между российскими и украинскими предприятиями на рынке существует в сегменте строительного сортамента; прежде всего это арматурный прокат, уголок, швеллер, лист горячекатаный и холоднокатаный, оцинкованный и с полимерным покрытием, — отмечает президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. — Появление же новых мощностей в России усилит конкуренцию, что, соответственно, осложнит поставки на эти рынки украинского металлопроката».

Многое сегодня зависит от того, чем завершится внутреннее противостояние между Киевом и «металлургическими» регионами Украины. Если будут разрушены или повреждены крупные высокотехнологичные металлургические агрегаты, что может случиться как в результате боевых действий, так и в результате нарушения режимов эксплуатации, то на их восстановление может потребоваться так много времени и денег, что всякая конкуренция со стороны украинских производителей просто исчезнет.

Резкое падение производства (полную остановку на украинских метзаводах вряд ли допустят по технологическим соображениям) у соседей их южнороссийские коллеги могли бы только приветствовать. Ведь из-за этого поставки метизов в Крым, на «футбольные» стройки и прочие инфраструктурные проекты будут осуществляться только с близко расположенных предприятий ЮФО.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .