Развитие креативных индустрий — мировой тренд//Фото: lightfest.ru
Развитие креативной индустрии — мировой тренд. 2021 год ООН объявила Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Стандартная классификация отраслей экономики при этом не выделяет креативные отрасли. В Великобритании министерство культуры, информации и спорта отнесло к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно: реклама, архитектура, кинематография, дизайн, пресса, программное обеспечение и вычислительные системы.
На тематической сессии форума «Умный город здесь и сейчас», которую Аналитический центр «Эксперт Юг» провел в Краснодаре, эксперты оценили перспективы развития креативной экономики на Юге страны.
Как и во всем мире, в России чаще всего креативные индустрии развивается в городах-мегаполисах. Лидерами России по доле креативных индустрий в экономике являются Москва и Петербург (примерно 18,5% от общего ВРП). Это вполне сопоставимо с мировыми лидерами — Нью-Йорком, Лондоном, Барселоной, Токио. Но в провинции ситуация иная. Если в развитых экономиках планеты креативные индустрии занимают в среднем около 8%, то в России их удельный вес не достигает и 4,5%. Кроме двух столиц среди лидеров по развитости креативных индустрий числятся Якутия и Ханты-Мансийский округ, последний стал первым в России регионом, принявшим закон о креативных индустриях, сообщила на форуме Анна Ефремова, эксперт Консорциума Леонтьевский центр — AV Group.
В Краснодаре тоже начата разработка аналогичного регионального нормативного акта. Представители властей Краснодарского края выказывают серьезную заинтересованность в развитии кластера креативных индустрий. Министр экономики региона Алексей Юртаев предположил, что объем креативных индустрий до 2025 года вырастет на Кубани вдвое. По его мнению, сегодняшнее отставание Краснодара от двух российских столиц — Москвы и Санкт-Петербурга неизбежно приведет к росту креативного кластера в ближайшие годы и объективно сработает на эффективность инвестиций в этот сектор экономики. В подтверждение оптимистического прогноза министр привел такой факт: один из самых авторитетных российских рейтингов вывел наивысшую долю креативных граждан по сравнению со всеми регионами именно среди жителей Краснодарского края.
Однако, по мнению Анны Ефремовой, главная проблема развития креативной индустрии в регионе — низкий уровень поддержки властей и на уровне края, и на уровне местного самоуправления.
Это мнение поддержала и Татьяна Обабко, начальник отдела градостроительного развития курортных территорий краевого департамента по архитектуре и строительству. С одной стороны, Краснодарский край, находящийся на берегу двух южных морей, имеет преимущества благодаря своему географическому положению, большому потоку мигрантов и туристов. С другой стороны, из-за недостаточной поддержки властей, не удается добиться круглогодичного функционирования туриндустрии в крае, в которой и кроется значительный потенциал креативного развития региона.
По мнению Дениса Кузенкова, генерального директора НАО «Корпорация развития Краснодарского края», субсидирование новых проектов не может быть эффективным методом стимулирования роста креативных инициатив: «Художник должен быть голодным, сытые перестают творить». Резерв развития креативных индустрий Кузенков видит во внедрении в экономику, бизнес и социум новейших, высоких технологий. По его мнению, креатив плохо развивается сверху, источник роста — в местных сообществах.
Возвращая дискуссию в тему реального взаимодействия носителей общественных инициатив и властных структур, Владимир Козлов, генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг», заявил о том, что некоммерческие инициативы требуют к себе особого внимания.
«Сейчас с новой идеей, проектом его авторам некуда пойти. Катастрофически не хватает площадок, общественных пространств. Но и только наличие общих пространств, не обеспечит функционирования креативной индустрии. Главное — это формирование сообщества и создание команды, которая сможет двигать идею и превращать общественные инициативы в культурный и материальный продукт». Поэтому как в культуре, так и в экономике реально нужны две системы поддержки: площадки, пространства и конкурсы идей, инициатив, на базе которых и будут развиваться и расти креативные индустрии.