Поделиться
Следующим шагом развития для республики станет реализация ряда крупных инвестпроектов, объём вложений в которые для Кабардино-Балкарии является беспрецедентным. Это прежде всего строительство завода чистых полимеров «Этана», вокруг которого планируется создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа, и развитие горнолыжных курортов в рамках туристического кластера Северного Кавказа. Эти два проекта должны стать теми «якорями», которые зададут векторы для республики на много лет вперёд. Но база для динамичного роста в трёх основных отраслях экономики — промышленности, АПК и туризме — уже создана. Об основных задачах, стоящих перед республикой в этих секторах, «Эксперту ЮГ» рассказал глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
Промышленный уклон
— В экономике республики уже довольно давно отчётливо прослеживается тенденция к повышению роли промышленности. Подтверждают ли количественные данные этот визуально наблюдаемый тренд? — По таким критериям, как количество работающих, доля в ВРП и налоговые отчисления, промышленность действительно можно назвать одной из ключевых отраслей экономики республики в целом. Положительная тенденция по увеличению объёмов выпускаемой промпредприятиями продукции наблюдается в течение пяти последних лет — с 7,6 миллиарда рублей в 2007 году до 13,2 миллиарда рублей в 2012 году, рост за этот период составил 173,6 процента. Только по итогам прошлого года индекс промпроизводства составил 118,6 процента, а по обрабатывающим видам деятельности превысил 120 процентов. Хотел бы отметить, что это один из самых высоких показателей по СКФО.
— Каковы сегодня основные приоритеты промышленной политики республики?
— Общая стратегия промышленной политики ориентирована на развитие обрабатывающих отраслей промышленности с применением современных технологий, на постепенный переход от трудоёмких к наукоёмким, инновационно направленным высокотехнологичным отраслям, обеспечивающим выпуск высококонкурентной продукции. В целях формирования долгосрочных стратегических направлений инновационного развития промышленного сектора республики приняты Стратегия развития промышленного комплекса на период до 2025 года и республиканская целевая программа «Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, лёгкой и деревообрабатывающей» на 2012–2016 годы. Главной целью является формирование промышленного комплекса в результате становления нового типа его отраслевой структуры, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра и новейшим технологическим укладом. На мой взгляд, перспектива и потенциал развития промышленного комплекса КБР заключаются в развитии конкурентоспособных научно-технологических направлений — именно на это сегодня направлены наши усилия. Задача коммерциализации технологий решается путём построения адекватной инновационной инфраструктуры и выбора приоритетов развития — не только научно-технологических, но и экономических. Именно за счёт достаточно разумной государственной промышленной политики, которая совмещает в себе различные инструменты поддержки инновационной деятельности, и были запущены механизмы инновационной экономики. При этом они вводились не прямыми жёсткими организационными мерами, а достаточно мягкими, эффективными «вливаниями» в те сектора, которые в соответствии с совместными рекомендациями представителей науки и бизнеса были определены наиболее перспективными для развития экономики.
— Ряд экспертов по Северному Кавказу утверждают, что в ряде республик СКФО, в том числе в Кабардино-Балкарии, существует проблема избыточного сельского населения — не в последнюю очередь в связи с растущей индустриализацией сельского хозяйства. Насколько масштабно, на ваш взгляд, это явление в республике?
— Я в корне не согласен с самой постановкой вопроса. Политика, проводимая государством в последние годы в области АПК, направлена в первую очередь на поддержку села, снижение оттока сельского населения, создание новых рабочих мест и привлечение молодых специалистов для работы и проживания в сельской местности, как следствие этого — на улучшение демографической ситуации. И почему это проживать в селе вдруг стало проблемой? Говоря о Кабардино-Балкарии, надо отметить, что количество сельских жителей у нас постепенно растёт — с 370 тысяч человек в 2006 году до 393 тысяч человек на начало 2012 года, что составляет 45 процентов от общей численности населения республики. В сельском хозяйстве у нас занято порядка 22 процентов от общего количества занятых в экономике — и это без учёта личных подсобных хозяйств населения. Другими словами, Кабардино-Балкария — аграрная республика, и основной акцент в развитии отрасли сделан на малых формах хозяйствования — они составляют свыше 90 процентов получателей всей господдержки, направленной на развитие сельхозпроизводства. У нас успешно реализуются Концепция массового развития и господдержки АПК, ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Показателем того, что в сельхозпроизводство внедряются инновационные технологии и современная техника, являются ежегодно растущие объёмы выпускаемой продукции, причём вполне конкурентоспособной. То есть, если подытожить сказанное, у нас нет «проблемы избыточного сельского населения». Мы стараемся поддерживать сельское население и создавать для проживания на селе необходимые условия — к 2020 году в рамках реализуемых в отрасли мероприятий планируется создать свыше 50 тысяч новых рабочих мест.
Туризм на подходе
— Верно ли предположение, что в связи с опережающим индустриальным ростом роль туризма в экономике республики снижается — в том числе потому, что пока не стартовали масштабные проекты в этой отрасли? — Нельзя говорить о снижении доли туризма в экономике республики — можно констатировать его незначительный вклад. Например, в тех европейских странах, где туризм развит наиболее сильно, его доля в экономике составляет около 10–15 процентов. А у нас в республике этот показатель около одного процента, число занятых в туристической отрасли — примерно два процента. То есть нынешнее положение нас никак не устраивает, и я уверен, что участие Кабардино-Балкарии в строительстве туркластера в СКФО позволит значительно повысить уровень туристического потока в республику. Приведу некоторые цифры. За 2012 год в республике отдохнуло почти 200 тысяч человек, из них 15 тысяч — иностранцы. Сейчас республика готова единовременно разместить около 15 тысяч туристов и отдыхающих, Реестр объектов курортно-рекреационного и туристического комплекса КБР насчитывает 221 предприятие, при этом в 2011-2012 годах происходил рост коечного фонда. Только в прошлом году в эксплуатацию введено 39 объектов туристской инфраструктуры, пока не завершено строительство ещё примерно 70 объектов. Теперь перейдём к прогнозным результатам. В рамках госпрограммы по развитию СКФО на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов КБР до 2025 года предполагается создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус-Безенги». Ожидается создание 18,5 тысячи койко-мест, обустройство горнолыжных трасс площадью почти 10 миллионов квадратных метров, строительство более 60 километров канатных дорог, а ресторанов, магазинов и развлекательных центров — общей площадью почти 60 тысяч квадратных метров. Для функционирования курорта необходимо также строительство ряда объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. В целом создание туристического кластера предполагает увеличение количества туристических посещений республики до 1–1,2 миллиона человек в год и создание 25 тысяч новых рабочих мест.
— Тем не менее, первый опыт вхождения на территорию республики компании «Курорты Северного Кавказа» вызвал протестную активность жителей селения Безенги, где было намечено строительство нового курорта. С чем, на ваш взгляд, это было связано?
— Причины этого носят как субъективный, так и объективный характер. Учитывая масштабы проекта, они давно уже вышли за рамки сугубо экономических и очень сильно политизированы. Население Черекского и Чегемского районов исторически занималось сельским хозяйством, и понятна реакция людей, когда им говорят о том, что придут неизвестные инвесторы и заберут у них землю, хотя это в корне неверно. Людям же надо объяснять, что и для чего делается, а главное — что землю у населения никто не забирает. С другой стороны, жители Эльбрусского района знают о преимуществах развития туризма в их районе, поэтому они активно поддерживают создание особой экономической зоны. Тем не менее, проблема, о которой вы говорите, есть. Поэтому сегодня совместно с «Курортами Северного Кавказа» мы прорабатываем вопрос внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению преимущественного права регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа юридических лиц, которые являются арендаторами земельных участков. Также ставится задача сохранения на территории особой экономической зоны традиционных форм хозяйствования для местного населения.
— Какие работы в рамках туркластера запланированы на нынешний год?
— В этом году планируется завершить землеустроительные и кадастровые работы для дальнейшего определения земельных участков, которые мы должны будем передать в управление Минэкономразвития России, а также для разработки концепции развития туркластера. Также сейчас мы прорабатываем вопрос с «Курортами Северного Кавказа» о завершении строительства третьей очереди канатной дороги на Эльбрус в 2013 году и запуске этого объекта к предстоящему горнолыжному сезону. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 годы)» ведётся строительство автомобильной дороги Кисловодск — Долина Нарзанов — Джилы-Су — Эльбрус протяжённостью почти 72 километра. Я уверен, что эта дорога позволит увеличить поток отдыхающих, и район Джилы-Су получит дальнейшее развитие.
Новая политическая повестка
— В начале 2013 года исполнилось три года с момента образования СКФО. Как бы вы оценили значение этого периода для Кабардино-Балкарии в контексте вхождения республики в состав нового федерального округа? Насколько, на ваш взгляд, оправдались первоначальные ожидания, связанные с этим? — Я уверен, что с точки зрения установления и развития межрегиональных связей решение о создании СКФО благотворно отразилось на взаимодействии регионов-соседей. В качестве примера могу привести совместную организацию конференции «Кавказ встречает Италию» Ставропольским краем, Кабардино-Балкарией и Северной Осетией — Аланией. Кроме того, совместно с Карачаево-Черкесией провели переговоры с делегацией британского финансово-инвестиционного консорциума Flame Group. В 2010 году в городе Магасе было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Ингушетией и Кабардино-Балкарией.
— Какова ваша позиция в идущей сегодня дискуссии о выборности либо назначаемости глав регионов? В каком порядке этот вопрос будет решаться в Кабардино-Балкарии?
— На каждом этапе политического развития применяется более подходящая процедура — либо избрание главы, либо его назначение. Процедура, когда кандидатуру на должность руководителя субъекта вносит президент Российской Федерации, продемонстрировала свою действенность и эффективность, я поддерживаю такой подход. Но вместе с тем я как глава субъекта могу сказать, что сегодня Кабардино-Балкария готова и к прямым выборам. Тем более что состояние и степень развития гражданского общества дают возможность проводить такие выборы. Что касается СКФО, не стоит делать никаких исключений — мы живём в едином правовом государстве. Субъекты СКФО — это часть нашего большого российского государства, и закон должен распространяться на все субъекты страны в равной степени. Какое бы решение ни принял глава государства, Кабардино-Балкария готова его исполнить. И вообще, я считаю более важным то, насколько руководитель субъекта ответственно будет исполнять свои обязанности, а не то, назначается он или избирается.
— Одним из основных направлений вашей работы во главе Кабардино-Балкарии изначально было снижение дотационности республиканского бюджета и увеличение доли в нём собственных доходов. На каком уровне сейчас находятся эти показатели?
— В республике сложилась устойчивая тенденция к снижению дотационности, и в 2012 году её уровень составил 50,2 процента. Кроме того, уже несколько лет наша республика не входит в число высокодотационных регионов России. Безусловно, такая ситуация достигнута благодаря существенному росту налоговых и неналоговых доходов, опережавшему динамику поступлений безвозмездной помощи из федерального бюджета. Например, в прошлом году объём налогов, перечисленных в республиканский бюджет КБР, возрос на 7,6 процента к уровню 2011 года, при этом безвозмездные поступления сократились на пять процентных пунктов. Параметры утверждённого республиканского бюджета на текущий год и двухлетнюю перспективу свидетельствуют о сохранении сложившейся динамики. Реализация намеченных прогнозов к концу 2015 года позволит обеспечить снижение дотационности республиканского бюджета КБР более чем на 10 процентных пунктов.
— Насколько сегодня велика долговая нагрузка на бюджет республики, в том числе в связи с общим трендом к увеличению социальной нагрузки на бюджеты субъектов федерации?
— Ежегодные расходы республиканского бюджета КБР на обслуживание государственного долга традиционно являются низкими и составляют менее одного процента всего объёма расходов. Вместе с тем бюджет республики имеет ярко выраженную социальную направленность — в прошлом году доля социально-культурных мероприятий составила порядка 67 процентов расходов бюджета, их объём возрос на семь процентов к уровню предыдущего года.
— Как вы оцениваете эффективность ведущейся в республике работы по борьбе с террористическим подпольем?
— Результаты этой работы в целом удовлетворительны. Только за прошлый год нейтрализовано 78 участников бандформирований, в их числе и основные главари. Но должен особо подчеркнуть, что это была крайне вынужденная мера. Органы власти Кабардино-Балкарии, правоохранительные структуры неоднократно обращались к членам бандитского подполья с призывом сложить оружие и вернуться к мирной жизни, с этой же целью проводилась разъяснительная работа с родителями боевиков. Кроме того, в 2012 году создана Комиссия при главе КБР по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, принявшим решение о прекращении террористической и экстремистской деятельности. Органы республиканской власти и местного самоуправления вместе с общественностью и духовенством прилагают немало усилий по стабилизации обстановки. На постоянной основе происходят выезды в населённые пункты с наиболее сложной криминогенной обстановкой для проведения с населением разъяснительных бесед. Кроме того, в конце прошлого года во всех общеобразовательных учреждениях республики состоялись расширенные родительские собрания с участием старшеклассников, депутатов, общественных деятелей, молодёжных организаций по вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся.
Вместе с тем большую угрозу сегодня представляет интернет. Именно сюда должны обратить свой взор и силовые структуры, и другие заинтересованные ведомства, поскольку экстремистские сайты не могут находиться в свободном доступе. И в этой работе, как я считаю, ещё сохраняются отдельные недостатки и упущения. В частности, на мой взгляд, требует совершенствования в первую очередь информационно-пропагандистская, профилактическая работа среди молодёжи по недопущению её вовлечения в экстремистскую деятельность и воспитанию в духе патриотизма, толерантности, а также работа по более активному привлечению населения к решению проблемы. Пропаганда — это же вопрос не одной отдельно взятой структуры. В первую очередь разъяснительную работу с детьми должны вести дома родители, как это было всегда, а уже затем к этой работе подключаются учителя, органы государственной власти и так далее. Поэтому мы так настойчиво говорим о необходимости проведения родовых сходов в населённых пунктах.