
Фото: оперативный штаб Краснодарского края
Поделиться
«100% от прошлогодней загрузки мы не достигнем в любом случае, потому что первый квартал уже потерян, — уверен Сергей Ромашкин. — Если пляжи откроются и все будет благополучно, может выйти 80−85% от прошлогоднего результата».
Как отрасль выбирается из мазутного кризиса и оперативно меняет инфраструктуру под потребности клиентов, и в чем источник оптимизма для отельеров — в материале «Эксперта Юг».
В декабре пошла волна отказов
Исполнительный директор санатория «Родник» Карина Ватьян рассказала, что загрузка на лето 2025 года составляет 50%, тогда как обычно в это время номера забронированы уже на 80%. Она считает, что даже если пляжи будут открыты, санаторию вряд ли удастся распродать путевки.«Основное бронирование на лето идет в марте и апреле. Люди заранее выкупают билеты на поезд, потому что авиасообщения у нас нет. Судя по тому, что билеты на курортный сезон есть в свободной продаже, бронирование конкретно на Анапу идет слабо», — говорит Карина Ватьян.
Финансовые потери, которые понес санаторий, пока не посчитаны, но уже понятно, что они очень высоки. По словам директора, около двух миллионов пришлось вернуть за отмену бронирований. Еще порядка 30 миллионов санаторий недополучит от предприятий, которые обычно направляли на лечение своих работников, а в этом году не стали этого делать. На начало апреля план не выполнен почти на 50%.

Поделиться
Карина Ватьян: «Даже если пляжи будут открыты, санаторию вряд ли удастся распродать путевки». Фото предоставлено собеседницейВ пансионате «Соловей» спрос на отдых по сравнению с прошлым сезоном упал почти на 100%, сообщил его директор Дмитрий Шевченко. При этом ранее год от года число бронирований росло по мере того, как в пансионате улучшались условия отдыха.
«В декабре, сразу же после аварии, пошла волна отказов. В основном, на июнь, а брони на июль и август остались, практически никто не отказался. Сейчас пляжи активно чистят, и я более чем уверен, что уже в мае ситуация нормализуется, — уверен он. — Однако большинство предприятий не имеет финансирования или отложенных средств, мы работаем от сезона до сезона. Мы просто физически не успеем подготовиться, если продажи начнутся в мае».
Председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов считает, что как само восприятие последствия выброса мазута для черноморского побережья в целом, так и продажи в каждом конкретном отеле связаны в том числе с медийным эффектом:
«Падение продаж случилось, и оно оказалось весьма серьезным. Часть ранее полученных предоплат пришлось вернуть. Многие контракты были отменены. Значительная часть туристов все же переориентировалась на другие направления либо приняла решение остаться в своем регионе, — отметил Богданов. — На деле это очень плохо, ведь даже зимой и сейчас, в марте-апреле, прекрасно работают санатории Анапы , курорты с бассейнами (есть такие, где 25 бассейнов) работают, spa, рестораны. Но об этом практически не говорят в медиа, что формирует образ тотальной катастрофы у жителей других регионов. Сами отели и курорты тоже не смогли должным образом обеспечить информационное сопровождение – многие проблемы и потери связаны уже и с этой стороной дела».
Бассейн как конкурентное преимущество
Главная угроза туристическому сезону — это загрязненные пляжи и риск «искупаться» в мазуте, окунувшись в морские волны. Однако конкретно для Анапы невозможность морских купаний может и не оказаться неразрешимой проблемой. Есть достаточно большая категория отдыхающих, которая летом предпочитает не море, а бассейны, тем более что в Анапе часто цветут водоросли.В попытке привлечь клиентов многие отели пытаются построить к сезону нестационарные бассейны, и среди них пансионат «Соловей».
«Я подал запрос на выделение средств, чтобы мы могли сделать бассейн, — поделился планами директор пансионата Дмитрий Шевченко. — Отели, у которых есть бассейн, оказались в более выигрышном положении. Там гораздо меньше отмен бронирований, чем, например, у нас».

Поделиться
Отели с бассейном получили решающее преимущество. Фото: санаторий «Родник» Пансионат «Соловей» принадлежит Курской области и обязан выполнять госзадание по отдыху для льготников. В этом году, как сообщается на сайте организации, пансионат с 15 июняпосетят около 400 детей и родителей — это приемные и многодетные семьи, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом более 3000 человек за сезон составляют коммерческие туристы, поэтому предприятие по большей части находится на самообеспечении и привлекает клиентов самостоятельно.
«Конечно, я запускаю акции, но не могу сильно разгуляться, потому что наши цены утверждает министерство перед началом нового сезона, — рассказал Дмитрий Шевченко. — Разговора о согласовании новой цены не было, но мы практически самый дешевый пансионат в районе, особенно с учетом того, что у нас свой пляж и трехразовое питание по типу шведского стола. Поэтому делать большие скидки сложно».
На бассейн сделал ставку и санаторий «Родник», рассказала Карина Ватьян:
«У нас два бассейна: один круглогодичный с минеральной водой из наших источников, а второй — открытый, сезонный. Мы его всегда запускаем с 1 мая, и раньше не подогревали. В этом году провели определенные работы, и бассейн у нас теперь будет с подогревом. Мы выставим большую зону для лежаков, чтобы аккумулировать гостей именно возле бассейна. Территория у нас большая, около четырёх гектаров, огороженная, с парковой зоной. То есть мы можем предоставить хорошие условия, даже не выходя за пределы санатория».
Как отметил Сергей Ромашкин, цены пока никто не снижает, так как скидка не влияет значительно на спрос, когда речь идет о здоровье. Зато если Роспотребнадзор разрешит купание, продажи оживятся, и тогда уже отели и туроператоры начнут конкурировать за счет предоставления более выгодных условий.
Поддержка государства не покрывает убытков
Власти предлагают поддержку бизнесу, оказавшемуся в сложной ситуации. Так, в фонде микрофинансирования Краснодарского края разработали микрозаем «Специальный Анапа» для предпринимателей в зоне ЧС, у которых выручка снизилась на 30% и более по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Сумма займа — от 100 тысяч до 5 млн рублей на срок до 3 лет под 2% годовых. Губернатор Вениамин Кондратьев отрапортовал, что представители бизнеса уже получили более 5 млн рублей, еще 16 заявок на общую сумму свыше 60 млн в работе.Кроме того, Минэкономразвития предложило перенести сроки уплаты страховых взносов и имущественных налогов для пострадавших предприятий на конец 2025 года, а возможно, и до 2026 года. Однако игроки отрасли считают эти меры недостаточными.

Поделиться
Анапа теряет десятки миллиардов из-за аварии в Керченском проливе. Фото: оперативный штаб Краснодарского края
«В прошлом году Анапа приняла 4,5 млн человек, средний чек составил около 35 000. То есть это порядка 150 млрд выручки только в отельном сегменте. А есть еще рестораны, аквапарк, экскурсионные услуги, поэтому масштабы не сопоставимы с 65 миллионами, — говорит Сергей Ромашкин. — На мой взгляд, мера неплохая, но просто она, видимо, не заинтересовала бизнес. Неопределенность не позволяет брать даже беспроцентные кредиты, потому что непонятно, сможешь ты их отдать или нет. Если сезон состоится, так и кредит не нужен. А если нет — тогда надо просто закрывать отель».
Представители отельного бизнеса рассказали «Эксперту Юг», что все же готовы воспользоваться предложением, чтобы закрыть хотя бы часть затрат.
«Мы собираемся взять микрозаем, — сказала Карина Ватьян. — Это небыстро, нужно собрать кучу документов, пройти через бюрократическую волокиту, но хоть какая-то компенсация».
С тем, что даже несовершенная поддержка лучше, чем совсем никакой, согласен и Дмитрий Богданов:
«Дело даже не в размере, а в том, что помощь пришла достаточно быстро. Далее уже можно совершенствовать механизмы поддержки, доработать по цифрам, по условиям. Но и для этого я рекомендую отельерам Анапы объединять усилия и действовать сообща – так вероятность успеха будет значительно выше».
«Анапские» туристы выжидают
Но есть и хорошие новости. Как сами отельеры, так и эксперты отрасли сходятся во мнении, что Анапе нужно пережить лишь один тяжелый сезон. В 2026 году (если больше ничего не случится) экологический фактор уже не будет оказывать на туристическую отрасль такого влияния.«Я более чем уверен, что и этот сезон должен быть нормальным, — сказал директор пансионата «Соловей» Дмитрий Шевченко. — Потому что очень много людей приехало помогать, самую страшную катастрофу оперативно ликвидировали. Сейчас морем выбрасывается мазут только во время сильного шторма, и, по мне, это очень маленькое количество. Я всю детство прожил в Новороссийске у бабушки с дедушкой, где также люди купаются в море, и там этого мазута было ровно, столько сколько сейчас в Анапе. Да и в Туапсе всю жизнь пахнет мазутом. Но почему-то в Анапу все ехать боятся, а в Туапсе с Новороссийском — нет».

Поделиться
Туристы, привыкшие к отдыху в Анапе, пока не меняют любимый курорт на другие локации. Фото: администрация Краснодарского краяКарина Ватьян из санатория «Родник» тоже считает, что нет никаких предпосылок к тому, чтобы последствия катастрофы имели долговременный характер. Тот загрязненный песок, который не успеют очистить к этому сезону, очистят или заменят к следующему.
«Я не думаю, что люди не пойдут купаться. У нас и сейчас купаются. Нашего человека ничто не останавливает», — делится она наблюдениями.
Хотя именно в начале 2025 года появились слухи о заморозке проекта Новая Анапа, позднее опровергнутые Минэкономразвития, эксперты считают, что с мазутной катастрофой это не связано.
«Я не вижу влияния на Новую Анапу, потому что там чистое поле, там надо начинать хотя бы строить фундамент. Конечно, успеть к 2030 году, как планировалось, уже нереально, потому что как-то они очень долго занимались проведением конкурсов и рисованием красивых картинок. Надо уже хотя бы одну сваю забить в землю, чтобы люди поняли, что это реально, говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. — В общем, я думаю, что на Новую Анапу разлив мазута никак не повлияет. В следующем году, я уверен, пляжи будут чистые и все вернется на круги своя».
Оптимизма добавляет и то, что традиционно анапские туристы пока не решили, чем заместить любимый курорт, добавляет Ромашкин.
«Интрига этого сезона заключается даже не в том, сколько потеряет Анапа, а куда переместятся эти туристы, которые не поедут на этот курорт. Как ни странно, мы не видим перетока пока никуда. Все соседние курорты демонстрируют прошлогодние показатели, за исключением двух направлений: это Азовское побережье и Ейск, а также каспийское побережье. В Азовское море мазут не зашел, однако там очень ограниченная отельная база, на 100−150 тысяч туристов, не более. На Каспии мест чуть побольше, чем в Ейске, но все равно анапские туристы туда не перемещаются. Почему они не едут в Геленджик, в Сочи, в Адлер — совершенно непонятно. Может быть, все-таки ждут, когда будет ясность с Анапой».