Группа Арнест была включена в список системо-образующих предприятий страны, утверждённый пра-вительственной комиссией, и смогла продолжить работу в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией. Компания прочно удерживает позиции в тройке крупнейших предприятий химической отрасли СКФО и в десятке крупнейших компаний округа.
Ключевые активы группы находятся в Невинномысске и Новомосковске, причём именно в Ставропольском крае за последние десять лет вырос промышленный кластер, получивший название Национального аэрозольного. «Арнест» позиционирует себя как контрактного производителя — среди его ключевых заказчиков практически все крупные мировые производители косметики и бытовой химии, российские брендовые компании и торговые сети. В 2019 году его выручка составила 23,6 млрд рублей и выросла на 16%. Сегодня на долю предприятий Группы Арнест приходится более 53% всей аэрозольной продукции, выпускаемой в России, 2,6% — мирового производства.
Взрывной рост дезинфекторов
— Мы видели сообщения о том, что «Арнест» в период борьбы в коронавирусом стал активным поставщиком дезинфекторов. Можно подробнее рассказать о том, как на предприятии отразились особенности текущего момента в экономике?
— Начну с того, что «Арнест» является активным участником борьбы с коронавирусом. В марте на производственных мощностях предприятия был организован массовый выпуск аэрозольных дезинфицирующих средств, в сотрудничестве с фармацевтическим производителем АО «Алтайвитамины» освоено несколько принципиально новых рецептур. Дезинфекторы входили в ассортимент «Арнеста» и в прошлые годы, но если за 2019 год их выпущено около 15 тысяч, то за март-апрель 2020 года — более 14 миллионов штук. И это не предел: производственные возможности компании сегодня позволяют выпускать до 20 миллионов дезинфекторов ежемесячно, если в этом будет необходимость. Мы последние годы активно инвестировали в производство, создавая задел на будущее — только в 2019 году было вложено 2,1 миллиарда рублей, — и сейчас мы этот задел использовали, оперативно отреагировав на потребности потребителей и государства.
В условиях борьбы с эпидемией мы с самого начала участвовали во всех мероприятиях Министерства промышленности и торговли, направленных на координацию действий предприятий химической отрасли по обеспечению внутреннего рынка средствами дезинфекции. Одними из первых в России мы смогли воспользоваться целевым займом Фонда развития промышленности, ориентированным на быстрое и массовое производство подобной продукции.
Важно и то, что работа в рамках кластера в Невинномысске позволила избежать разрыва производственных цепочек — это та проблема, с которой столкнулись сегодня очень многие производители. Существенная часть комплектующих производится в рамках кластера — это позволило гибко отреагировать на изменение ассортимента, вызванное ростом спроса на дезинфекторы. Нам пришлось даже набирать дополнительных сотрудников.
— Получается, для вас кризис обернётся бурным ростом?
— Не думаю. Сейчас за счёт роста одного из сегментов в нашем ассортименте скорее произошло замещение другой продукции. Мы, как контрактный производитель, зависим от стратегий своих заказчиков. В целом их реакция на ситуацию пока достаточно спокойна.
Во время предыдущих кризисов благодаря тому, что существенная часть нашего ассортимента находится в сегменте, ориентированном на массовый спрос, мы росли на спаде. Но сейчас говорить рано — пока на рынке не чувствуется ярко выраженного тренда.
Перспективы — в экспорте и повышении производительности
— Наше исследование инвестпортфеля СКФО в 2019 году показало снижение количества проектов и их стоимости. Как вы оцениваете в целом инвестиционный процесс на Ставрополье и достаточность мер господдержки?
— На инвестиционную активность на Ставрополье влияют, прежде всего, факторы, общие для всей российской экономики, и в меньшей степени региональные особенности. Некоторое снижение инвестиционной активности зависит от достижения баланса между платёжеспособным спросом и предложением на большинстве внутренних товарных рынков. Оживление инвестиционной активности может быть связано либо с нахождением ещё не занятых ниш на внутреннем рынке, либо с географическим расширением деятельности: выходом на новые экспортные рынки. Предприятия Национального аэрозольного кластера видят перспективу роста продаж именно в экспорте, этим и объясняется то, что мы последние годы стабильно наращивали инвестиции.
Относительно государственной поддержки: в прошлом году была принята нормативная база и подписаны соглашения по ряду ключевых мер поддержки, связанных с экспортом. 2020 год покажет, насколько они будут эффективны и востребованы. На мой взгляд, как субсидирование транспортных расходов экспортёра, так и субсидирование процентных ставок по кредитам, привлечённым на развитие экспортных проектов, дадут импульс для развития промышленности. Но он коснётся, прежде всего, той части бизнеса, которая готова работать с иностранными клиентами, обладает для этого необходимым кадровым потенциалом. Я думаю, необходимы меры поддержки именно для расширения круга вовлечённых в экспортную активность предприятий. Это может быть субсидирование кластерных проектов, хорошо зарекомендовавшее себя в прошлом. Кроме того, настало время более масштабно взглянуть на отраслевые задачи развития с горизонтом планирования 10–15 лет. Я поддерживаю инициативу Конгресса деловых кругов Ставрополья по созданию региональных отраслевых групп из представителей бизнеса и органов власти для разработки отраслевых стратегических планов развития. Подобная деятельность должна поддерживаться государством как финансовыми, так и нефинансовыми мерами, так как, по сути, позволяет сформировать ясное видение перспектив развития региона через консолидацию бизнес-целей предпринимателей и целей социально-экономического развития региона.
— Наибольшие инвестиции в регионе, согласно нашему исследованию, идут в энергетику и туризм. Как вы считаете, какие ещё отрасли сегодня имеют высокий инвестиционный потенциал?
— На мой взгляд, наибольший эффект для Ставрополья дало бы углубление степени переработки сельскохозяйственной продукции. Причём современное производство — это только первая стадия, а вторая — это производство субстанций и компонентов для пищевых, фармацевтических, косметических и иных производств. Но глубокая переработка сельхозпродукции — это очень капиталоёмкий бизнес, ориентированный на импортозамещение и экспорт. Реализация подобных проектов должна производиться в рамках объединения усилия бизнеса и государства. В инвестиционной подпитке нуждаются проекты в области того, что ранее называлось «местной промышленностью». Сейчас этот сегмент находится под давлением импорта, но задача государства — не только создать условия для обеспечения российских потребителей доступными товарами, но и создать условия для внутреннего спроса и социального развития. А это недостижимо без предприятий, сохраняющих и создающих рабочие места, платящих налоги. Такие предприятия нужно посредством целенаправленных мер поддержки выводить к оптимальному соотношению конкурентоспособности и обеспечения достаточной местной занятости. Это достаточно сложная задача на стыке социальной и промышленной политики, формат которой ещё предстоит осознать как предпринимателям, так и чиновникам, отвечающим за экономическое развитие.
Коллективный результат
— Уже понятно, с каким результатом предприятия Группы Арнест закончили 2019 год?
— Суммарный рост выручки предприятий, входящих в состав кластера, составил в 2019 году порядка 15 процентов по сравнению с аналогичными показателями 2018 года. Основные факторы роста — органический рост продаж на российском рынке, увеличение экспортных объёмов, развитие внутрикластерной кооперации и интеграции.
— Сегодня в реестре инвестиционных проектов Ставропольского края присутствует сразу несколько проектов, реализуемых участниками Национального аэрозольного кластера. Среди них увеличение мощностей по производству алюминиевого баллона («Арнест»), обеспечение производства косметических продуктов («Арнест»), организация производства ронделей («Алюмар»), создание производства алюминиевых баллонов («Аэробалл»). Что даст реализация этих проектов?
— Реализация этих проектов способствует не только импортозамещению, но и росту экспорта высокотехнологичной продукции, к которой относятся как аэрозольные алюминиевые баллоны, так и готовые аэрозоли. Все проекты реализуются в соответствии с программой развития кластера. Промышленный кластер по определению имеет открытую архитектуру, и его состав определяется сложившимися кооперационными связями. Те ниши, которые не заполнены участниками кластера, открыты для любого инвестора. Так, предприятия кластера заинтересованы в том, чтобы на территории Ставропольского края появились производители промышленных газов, используемых при наполнении аэрозолей, производители пластиковых комплектующих.
— Для реализации проекта завода «Алюмар» была привлечена греческая компания Aluman. Какие ещё иностранные компании сотрудничают с «Арнестом» по производству комплектующих в Невинномысске?
— Партнёрство с греческой Aluman позволило создать импортозамещающее производство алюминиевых ронделей — основы для выпуска аэрозольных алюминиевых баллонов. При первоначально созданной в 2013 году мощности производства 5000 тонн в год завод «Алюмар» при поддержке Фонда развития промышленности в 2017–2018 годах реализовал проект увеличения мощностей до 7500 тонн в год. Сегодня все мощности полностью загружены. В целях дальнейшего наращивания возможностей производства ведётся проектирование строительства второй очереди завода с увеличением потенциала выпуска до 14–15 тысяч тонн ронделей в год.
Мы также успешно реализовали совместные проекты с немецкой компанией Lindal (ООО «Линар» — ныне часть французской Группы Massilly) и турецкой Sarten (ООО «Сарпак»), которые развивают бизнес по производству металлической упаковки в Невинномысске.
— А как сам «Арнест» планирует развиваться в 2020 году?
— Основной потенциал роста предприятий Национального аэрозольного кластера в текущем году — это развитие экспорта и расширение проектов импортозамещения. Основной акцент программ развития — повышение производительности труда. АО «Арнест» планирует установку ещё одной линии наполнения аэрозолей сопоставимой мощности. В июне-июле намечен запуск производства собственных многосоставных аэрозольных активаторов и горизонтальных спрей-колпаков, которые пока на сто процентов импортируются. Это даст дополнительный импульс для экспорта. А в прошлом году стартовал проект экспорта пластиковых аэрозольных комплектующих: мы экспортируем в Великобританию аэрозольные триггеры — пластиковые курковые распылители, производство которых было организовано предприятием в 2018–2019 годах «с нуля». В 2020 году планируется довести объём экспорта до 20 процентов в общем объёме выручки от реализации.
— «Арнест» является участником национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Какая работа была проделана по этому направлению?
— В течение полугода удалось добиться значительного снижения издержек и повышения операционной эффективности цеха клапанов. Производительность труда увеличилась на 22 процента, время протекания процесса снизилось на 79 процентов, незавершённое производство — на 58 процентов, перемещение полуфабрикатов и готовой продукции — на 36 процентов. Кроме того, удалось освободить производственные площади под реализацию будущих проектов.
Партнёрский материал.