Ситуация с нелегальным табаком на Северном Кавказе постепенно улучшается, но все еще остается острой // Фото: стопнелегальныйтабак.рф
Северный Кавказ остается в топе по проблемам с контрафактом
В 2023 году сумма потерь российского бюджета из-за нелегальной продажи табака составила более 99 млрд рублей. За первую половину 2024 года этот показатель перевалил за 50 млрд рублей. Из них 8,9 млрд рублей ущерба принесла продажа незаконного табака в ЮФО и 1,5 млрд в СКФО. Таковы данные исследования «Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК).Среди регионов ЮФО наибольший урон бюджету принес незаконный оборот сигарет в Ростовской области (2,635 млрд рублей) и Краснодарском крае (2,592 млрд рублей), наименьший — в Республике Калмыкия —133 млн рублей.
Лидерами по количеству изъятого из оборота нелегального табака в ЮФО стали в I квартале 2024 года Волгоградская область, а во II квартале – Крым. Уполномоченные органы конфисковали в этих регионах 6,01 млн штук и 7,01 млн штук табачной продукции соответственно.
Ситуация остается сложной и на Северном Кавказе. В I квартале этого года Ставропольский край оказался на пятом месте в стране по количеству изъятой табачной продукции. На регион приходится 96% от всего объема конфискованных сигарет в СКФО. Во II квартале лидирующую позицию в России заняла Северная Осетия.
«Из-за незаконного оборота на Северном Кавказе ущерб федеральному бюджету составил 1,58 млрд рублей. Это недополученные акцизы и НДС. Среди рассматриваемых регионов наибольший урон бюджету принес незаконный оборот [табака] в Ставропольском крае — 871 млн рублей. Минимум – в республике Ингушетия — 6 млн рублей», — говорит директор АНО ННЦК Ирина Бушина.
Наметилась тенденция обеления
Проблеме огромных потоков контрафакта на Юг и Северный Кавказ не один год. Например, по итогам 2022 года в топ-7 регионов России с наибольшей концентрацией нелегального табака вошли три республики СКФО — Чеченская (доля — 36,3%, самая высокая в РФ), Дагестан (29,1%) и Кабардино-Балкария (25,6%). Среди субъектов Южного федерального округа (ЮФО) в этой семерке была только Ростовская область, где доля нелегального оборота составила почти 35%, из-за чего регион оказался в стране на «почетном» втором месте.
В последнее время ситуация улучшилась, говорят эксперты. В СКФО в первом полугодии 2024 года фиксируется заметное снижение доли незаконного оборота — с 22,3% до 13,9 %, рассказывает первый заместитель директора ННЦК Яха Эльмурзаева. По результатам II квартала 2024 года, большинство республик Кавказа, где раньше отмечалась высокая концентрация нелегальной продукции, улучшили свое положение в рейтинге. Так, Чечня находится на 70 строчке в списке, Ингушетия на 72, Дагестан на 74, а Кабардино-Балкария на 83.В ННЦК подчеркивают, что при составлении рейтинга учитываются не только доля незаконного оборота, но и объем изъятой продукции, количество внеплановых проверок легальных точек, возбужденных дел, выявленных нелегальных точек продаж, а также влияние общественного контроля. Доля незаконного оборота в этих субъектах СКФО все еще остается высокой и колеблется в пределах от 17,8% до 22,9%.
Руководитель Межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков считает, что на Кавказе намечается тенденция обеления рынка.
«Мы работаем на Северном Кавказе с 2021 года. Когда приезжали туда три года назад, полки были усыпаны контрафактом. Его продавали в открытую. Сейчас в ряде регионов либо вообще перестали торговать нелегальной продукцией, либо продают только местным, боясь проверок, либо тихо достают из-под прилавка в небольших объемах. Это говорит о том, что работа идет и есть тенденция на обеление рынка. Могу сказать, что ситуация там улучшается и в связи с тем, что многие регионы, не все, конечно, но приняли правильное решение и проводят мероприятия по выявлению контрафакта как вместе с нашей организацией, так и самостоятельно. Это заметно».
При этом эксперт подчеркивает: позитивные изменения есть в тех субъектах Кавказа, где правоохранительные органы сфокусированы на борьбе с контрафактом, но так происходит не везде.
«В Кабардино-Балкария сотрудник ОБЭБ очень хорошо работают в этом направлении и обрабатывают 100% наших заявлений. Именно там я вижу изменения. Во многих магазинах с полок убрали контракт. А вот в Северной Осетии работа идет тяжелее».
Менее выражена тенденция к сокращению теневого рынка в Южном федеральном округе — с 20,3% до 17,1%). Уровень незаконного оборота в ЮФО и СКФО продолжает оставаться выше среднероссийского, говорят в ННЦК.
Отметим, что в целом по России за первое полугодие 2024 года доля незаконного оборота снизилась с 12,6% до 11,3% .
«В решении проблемы нелегального оборота табачной продукции работает только комплексный подход. Речь идет о совершенствовании федерального законодательства, контроле на региональном уровне, более активном использовании возможностей системы цифровой маркировки продукции и усилении правоприменения на местах», — говорит Яха Эльмурзаева.
Как писал «Эксперты Юг» ранее, участники рынка называют несколько причин сложившейся ситуации. Первая — увеличение поставок контрабандной и контрафактной продукции из ближнего зарубежья — Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Украины. Субъекты Юга, которые возглавляют антирейтинг, это — приграничные регионы, которые находятся в повышенной зоне риска ввиду своего географического положения.
Вторая причина — несовершенство законодательства, которое оставляло лазейки для развития криминального бизнеса. Довольно долго наказание за нелегальный оборот было несущественным, штрафы — мизерные, в сравнении с получаемыми прибылями.
Третья причина — свободный доступ несовершеннолетних к такой продукции, который, по мнению председателя НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Светланы Чернышовой, серьезно обостряет и без того непростую ситуацию. Мониторинг, который организация провела в 2022 году, показал, что, например, в Ставрополе 80% продавцов розничных точек отпустили табак подросткам.
Минздрав предлагает радикальный подход
Эксперты опасаются, что новые законодательные инициативы могут вызывать еще больший рост контрафакта. В конце октября Минздрав направил профильным ведомствам проект заключения правительства РФ на законопроект, запрещающий продажу табачных изделий и никотиносодержащей продукции, устройств для ее потребления и кальянов тем, кто родился позже 31 декабря 2009 года, сообщает «Коммерсант». Сейчас правительство готовит отзыв на этот законопроект.
В проекте документа отмечается, что он соответствует основам госполитики по противодействию потребления табака и никотиносодержащей продукции.
«Минздрав России поддерживает инициативы, направленные на сокращение потребления никотина, в том числе электронных сигарет, вейпов, систем нагревания табака», — заявили в пресс-службе ведомства.
В случае принятия законопроекта бюджет страны может потерять около 7 млрд рублей акцизов в 2028 году. Тогда появятся первые совершеннолетние покупатели сигарет, родившиеся после 2009 года. Этот эффект должно сгладить снижение расходов на лечение заболеваний, связанных курением, и непрямых экономических потерь, пишет «Коммерсант» со ссылкой на текст законопроекта.
В пояснительной записке к документу приводятся данные опроса ВЦИОМа, согласно которому 25% граждан в возрасте 18–24 лет курят хотя бы несколько сигарет в день. На долю 14-летних курильщиков в 2024 году приходится 1%.
Инициативу поддерживают далеко не все ведомства. Минфин считает, что законопроект противоречит положениям Конституции РФ, согласно которым гражданин с 18 лет не ограничивается в правах и свободах.
Кроме того, ограничения продажи сигарет могут стимулировать потребление нелегальной продукции, что в итоге «вместо защиты здоровья граждан приведет к увеличению рисков для их жизни и здоровья», считают в ведомстве. О риске роста теневого сегмента табачного рынка предупреждает и Росалкогольтабакконтроль. Там законопроект тоже не поддерживают. Минпромторг и Минсельхоз пока изучают документ.
Потреблять будет разрешено, а покупать нет
Один из крупных представителей табачной индустрии на условиях анонимности в разговоре с «Экспертом Юг» указал на то, что подобные ограничения с высокой долей вероятности способны вызвать обратный эффект и подстегнуть интерес к запретной продукции со стороны части ущемленных в правах граждан. По мнению источника, инициатива с поколенческим запретом на приобретение табачной продукции противоречит основополагающему правовому принципу равенства всех граждан перед законом.
«В случае ее реализации в стране появятся две категории взрослых людей с полной дееспособностью, обладающих одинаковыми обязанностями, но разными правами. Трудно представить, как человек, который может трудиться, заводить семью, распоряжаться своим имуществом, должен платить налоги или, к примеру, служить в армии, будет лишен возможности приобрести какой-либо товар только потому, что он родился позже определенной даты. Причем употреблять этот товар ему законодательно не запрещено. В этих условиях контролировать соблюдение запрета будет очень трудно. Не зря многие страны, которые первыми рассматривали возможность введения подобной меры в рамках борьбы с курением, в итоге после длительных дискуссий были вынуждены отказаться от нее», — заявил собеседник издания.
Закон может стимулировать нелегальный сегмент рынка
По словам экспертов, у проекта действительно немало юридических барьеров и подводных камней. Ключевые из них — вероятность ущемления прав граждан и риск роста нелегального рынка.«Законопроект может вызвать споры о его законности. С одной стороны, государство имеет право ограничивать доступ к вредным продуктам в интересах общественного здоровья. С другой стороны, ограничение прав на покупку табачной продукции для определенной группы граждан может быть воспринято как нарушение прав и свобод. Закон может быть признан ущемляющим права граждан старше 18 лет, что потребует тщательной юридической оценки и аргументации в поддержку законопроекта», — говорит управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита», практикующий судебный юрист Юрий Митин.
Кроме того, запрет может способствовать увеличению объемов нелегальной торговли табаком, что не решит проблему, а лишь усугубит ее. Молодежь будет искать способы приобретения табака через нелегальные каналы. Это создаст дополнительные риски для здоровья и безопасности, отмечает юрист.
«Эффективность такой меры будет зависеть от комплексных подходов в области здравоохранения и образования. Принятие закона может на короткий срок снизить потребление табачной продукции среди молодежи, однако наиболее успешные результаты достигаются в сочетании с образовательными программами и кампаниями против курения», — отмечает Юрий Митин.
Вопрос о том, получится нивелировать поступления в бюджет от акцизов снижением расходов на здравоохранение, спорный. Сокращение потребления табака может привести к уменьшению расходов на здравоохранение, однако прогнозировать точные цифры сложно, отмечает эксперт. Долгосрочные последствия могут проявиться через 10-15 лет, когда станет заметно снижение заболеваний, связанных с курением. А краткосрочные последствия станут видны уже в ближайшей перспективе.
«Табачная продукция является значительным источником налоговых поступлений, сокращение объема продаж может привести к уменьшению налогов и акцизов», — подчеркивает Юрий Митин.
Законопроект затронет табачный бизнес и вероятнее всего приведет к значительному снижению объемов производства и выручки, добавляет юрист:
«Ожидается, что предприятия будут вынуждены адаптироваться к новым условиям, что может включать сокращение штата и изменение производственных процессов».
Среди плюсов эксперт все же называет возможное снижение потребления табака и прогнозируемое снижение нагрузки на систему здравоохранения в будущем, сокращение заболеваемости и смертности от заболеваний, связанных с курением, формирование здорового образа жизни и негативного отношения к курению у молодежи.