
У саранчи две фазы развития, урожаю насекомые угрожают в стадной фазе. Фото: botanichka.ru/
Поделиться
Также заблаговременно были приняты меры по защите полей. Как заявил замдиректора Россельхозцентра Андрей Живых, из региональных бюджетов были выделены крупные средства из на приобретение инсектицидов. Например, в Ставропольском крае — 10 млн руб., а в Республике Дагестан — 15 млн руб.
Гром грянул в июне. В начале этого месяца ЧС по саранче объявили в трех районах Астраханской области. В конце июля режим повышенной готовности введен на территории девяти муниципальных образований в Калмыкии. Тогда же с нашествием азиатской саранчи столкнулись Ставрополье и Дагестан, где было снято вирусное видео с автомобилем, проезжающем сквозь тучу саранчи.
Впрочем, ничего экстраординарного в атаках саранчи на поля нет. Если посмотреть новости Россельхозцентра за минувшие годы, можно убедиться в том, что нашествия случаются практически каждый год, и критического ущерба урожаю они не наносят. Однако сдерживание вредителя требует массовой обработки полей химическими инсектицидами, в чем нет ничего хорошего для экологии. Кто же такая саранча и есть ли альтернативные методы борьбы с ней, разбирался «Эксперт Юг».
Превращение кобылки
«На юге России, особенно в лесостепной зоне (это Ставропольский край, север Краснодарского края, Астраханская и Волгоградская области, республика Калмыкия) проблема саранчовых вредителей периодически остро встает последние лет шестьдесят,— говорит основатель компании «Летай и Смотри Агро» Василий Птицын. — Статистические данные говорят о том, что раз в пять лет возникает эффект, как выражаются ученые, энтомологической волны. Однако прогнозировать распространение саранчовых вредителей крайне сложно, так механизмы перехода от одиночной фазы в стадную до конца не изучены».
Поделиться
Василий Птицын: «По статистике, раз в пять лет возникает эффект энтомологической волны». Фото предоставлено собеседникомУ саранчи две фазы развития. В одиночной фазе это кобылка, зеленое или бурое насекомое, которое стрекочет в траве и в народе часто называется «кузнечиком» (хотя к настоящим кузнечикам отношения не имеет). Кстати, этих насекомых легко различить по усикам. Усы у кузнечика длинные и тонкие, иногда длиннее тела, а у саранчи — короткие и толстые.
При определенных условиях некоторые виды кобылок, в частности, азиатская и мароккская саранча, могут переходить в стадную фазу. У них меняется поведение и даже внешность, из-за чего их долгое время не могли связать в единый вид. Например, азиатская или перелетная саранча из буро-зеленой становится желтой с черными пятнами. Вместо того, чтобы мирно скакать по полянкам и есть одну лишь травку, насекомые сбиваются в огромные тучные стаи — армады, которые уничтожают все на своем пути.
«Научно зафиксированы случаи, когда стаи саранчи достигали площади тысячи квадратных километров с общей массой до пяти тысяч тонн насекомых, — говорит Василий Птицын. — Например, в 2019—2022 годах армады саранчи опустошали Восточную Африку, создавая угрозу голода в регионе».
Мониторинг и защита
России катастрофическое нашествие саранчи пока не грозит, так как у нас действуют алгоритмы действий при обнаружении вредителя, разработаны методы защиты.Россельхозцентр ведет постоянный мониторинг саранчовых на территории отдельных регионов и публикует информацию на своем сайте.
К примеру, в Краснодарском крае на 31 июля обследования по саранчовым проведены на площади 223,92 тыс. га, в Дагестане — 286,858 тыс. га, на Ставрополье — 530 тыс. га. Возникновение очагов окрыленной саранчи или залет стай из соседних регионов фиксируется, приводятся данные о принятых мерах.
Как власти регионов, так и крупные хозяйства заявляют о том, что ситуация не выходит из-под контроля.
«Сегодня проблемы саранчовых вредителей в хозяйствах агрокомплекса «Лабинский» нет. В прошлом году ущерба от данного вредителя также не зафиксировано, — рассказал Алексей Скоробогатов, генеральный директор ООО «Агрокомплекс «Лабинский», предприятия которого расположены в 17 районах Краснодарского края. — Но, конечно, нашествие может случиться в любой момент. Саранча угрожает всем культурам на своем пути. Уничтожает в основном кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, сою».

Поделиться
Александр Ендовицкий: «Основная причина распространения саранчи — это наличие залежных земель и пастбищ». Фото предоставлено собеседникомГлавный агроном ГК «Прогресс Агро» Александр Ендовицкий также подтвердил, что проблемы с саранчой в хозяйстве нет.
«В районах присутствия компании в Краснодарским крае мы не сталкиваемся с проблемами лёта саранчи. В первую очередь, это связано с географическими условиями, — пояснил Ендовицкий. — Основная причина распространения саранчи — это наличие залежных земель и пастбищ. В зоне присутствия наших хозяйств все земли в севообороте, и поэтому проблем с саранчой нет. В Краснодарском крае с такими проблемами сталкиваются сельхозпроизводители в Славянске-на-Кубани. Там географические условия для появления саранчи оптимальные».
Химия: эффективно, но опасно
Зимуют и размножаются саранчовые в плавнях — это заболоченные поймы рек, поросшие камышом, которых так много в Астраханской области и Краснодарском крае.«В последние три года в зоне плавней в Приморско-Ахтарском, Каневском, Брюховецком районах Краснодарского края отмечались массовые зимовки и откладки кубышек саранчи (это плотные капсулы с яйцами). Были случаи массового уничтожения пропашных культур и не только пропашных саранчевыми вредителями. Сказать, что это глобально повлияло на урожай, нельзя. Но если с этим ничего не делать, то проблема в дальнейшем будет только усугубляться», — предупреждает Птицын.
Как пояснил Алексей Скоробогатов, спрогнозировать появление насекомых можно, если отслеживать сумму эффективных температур и влажности воздуха:
«В основном, саранча появляется в плавневых местах и массивах камыша. К сожалению, уничтожать ее в местах отрождения нельзя. Обработку проводят инсектицидами, а это нанесет ущерб экосистеме водоемов. А когда насекомое становится на крыло, увы, сделать уже ничего невозможно. Химическую обработку проводят силами муниципалитетов – по прилегающим территориям сельхозпредприятий, обочинам дорог».

Поделиться
Алексей Скоробогатов: «Когда насекомое становится на крыло, сделать уже ничего невозможно». Фото предоставлено собеседникомОсновные препараты для борьбы с саранчой — Альфа-Ципи, Фаскорд, Имидашанс и другие. Эти препараты поражают центральную нервную систему насекомых, что привозит к их гибели. Однако действуют они неизбирательно на насекомых самых разных видов, включая пчел.
«Инсектицидные методы борьбы с саранчой, на мой взгляд, неэффективны, особенно в условиях борьбы с армадами саранчовых, — считает Василий Птицын. — Огромный объем внесения химических препаратов вреден для экосистем и человека».
При этом у саранчи быстро формируется резистентность, пояснил эксперт. Саранча живет от нескольких недель до двух лет, и у подвидов с коротким жизненным циклом формирование резистентности также происходит достаточно быстро. Приходится наращивать силу действующего вещества и дозировку объема внесения, что, кроме отрицательного эффекта, не даст ничего. Нужны превентивные биологические методы защиты».
Кордицепс против саранчи
На самом деле, у саранчи довольно много естественных врагов. Ей любят полакомиться ежи, жабы и многие виды птиц, — в частности, копчик, небольшой сокол. Конечно, армия из ежей и соколов выглядит забавной утопией, но есть у саранчи и другие, менее заметные враги. Например, «зомби-гриб» из игры и сериала The Last of Us кордицепс и его менее раскрученный «коллега» метаризиум.«Эти хищные грибы эффективно поражают хитиновый покров двукрылых насекомых, в том числе кубышек, образуя на поверхности отложения мицелия, — говорит Василий Птицын. — Зимующая кубышка, у которой гриб уничтожает оболочку, нежизнеспособна. Грибы питаются гемолимфой насекомого, упрощенно говоря, это аналог крови у человека. Таким образом, они сильно ослабляют взрослую саранчу».
Среди врагов саранчи есть и другие насекомые — некоторые виды хищных мух, клещи-краснотелки, паразитические черви мерметиды и другие. Исследования биометодов для борьбы с саранчовыми ведутся во многих странах, включая Россию, а в некоторых государствах биопрепараты успешно применяют на практике. По данным «Казахского НИИ защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева», сегодня порядка 40% подобных препаратов выпускаются в США, на Европу приходится 35%, а на все другие страны — 25%. В Китае доля применяемых биологических средств против саранчовых превышает 60%.
В России направление биозащиты «является перспективным», как осторожно говорится на сайте филиала «Россельхозцентра» по Краснодарскому краю:
«Учеными постоянно проводятся научные исследования и разработки. Биотические факторы окружающей среды играют существенную роль в жизни саранчовых. Наиболее изучены их взаимоотношения с естественными врагами — паразитами, хищниками и возбудителями болезней». Однако массово эти методы пока не применяются.