Среди лауреатов гостиничной нацпремии много южных отелей, но нет городов. Фото: Национальная гостиничная премия
Поделиться
Оргкомитет премии не проводит предварительную модерацию номинантов — для участия достаточно заполнить заявку на сайте и прислать материалы для размещения на сайте. В итоге в одних номинациях участников было много, а в других — единицы. Так получилось с городами: в номинации «Лучший город для ведения гостиничного бизнеса (население 100-500 тыс.)» оказался только Калининград, а населением свыше 1 млн — одна Казань. Они и победили.
Первый этап отбора номинантов производится путем народного голосования. В этом году, по словам организаторов, членами народного жюри стали почти 75 000 человек — это рекордное число за все годы проведения конкурса. В итоге в самых конкурентных номинациях число участников сократили до пяти. Экспертная коллегия Премии добавила в список финалистов еще по одному номинанту из оставшихся «за бортом» после первого этапа голосования, а затем жюри сделало выбор.
Чем Хабаровск лучше Севастополя
Из южных городов в финал вышел только Севастополь — в номинации «Лучший город для ведения гостиничного бизнеса (население от 500 тыс. до 1 млн)». Однако одновременно с этим номинация оказалась довольно конкурентной, и совсем некурортный Хабаровск обогнал черноморский город.«Курортные города, конечно, по умолчанию привлекают туристов. Но эти же регионы традиционно отличают более высокие издержки для гостиничной отрасли – начиная от стоимости земли и заканчивая расходами на оплату персонала. В результате порог входа в бизнес в курортных регионах выше. Это рыночные факторы, на которые местные органы управления не могут влиять, — пояснил руководитель организационного комитета Национальной гостиничной премии, член правления Российской гостиничной ассоциации Дмитрий Демидов. — Также не стоит забывать и о высокой конкуренции в южных городах. Может показаться, что 100-процентная загрузка в высокий сезон и очевидный дефицит средств размещения открывают неограниченные возможности для гостиничных девелоперов. Но это только на первый взгляд. Конкуренцию сегодня выигрывают качественные объекты, которые за высокий средний чек в состоянии предложить лучший уровень сервиса. Одним словом, понятия "лучший город для отдыха в летний сезон" и "лучший город для ведения гостиничного бизнеса" не тождественны».
Поделиться
Дмитрий Демидов: «Понятия "лучший город для отдыха в летний сезон" и "лучший город для ведения гостиничного бизнеса" не тождественны». Фото предоставлено собеседникомНапример, в Хабаровском крае ежегодно предоставляются субсидии предпринимателям в сфере туризма для возмещения фактических затрат на разработку и обустройство объектов туристской инфраструктуры. Возмещению подлежат расходы на модернизацию номерного фонда, обустройство турмашрутов, приобретение аудио-гидов, приведение гостиниц в соответствие с требованиями «доступной среды» и пр. В 2024 году общая сумма субсидий составит 50 млн рублей — это в 2,5 раза больше уровня 2023 года.
Кроме того, при министерстве туризма Хабаровского края действует добровольная рабочая группа по мониторингу гостиничных услуг. Она совместно с экспертами проводит осмотр гостиниц с учетом оценок качества выезжавших клиентов и дает рекомендации по повышению сервиса.
Севастополь смог похвастаться только госпрограммой «Развитие туризма» с довольно общими задачами — создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационного кластера и условий для системного продвижения туристского продукта Севастополя на внутреннем рынке, а также повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения сферы туризма.
«Участие Севастополя вполне объяснимо. По большому счету развитие гостиничной сферы там, да и в других городах Крыма, в самом начале. Многие процессы сейчас на паузе по понятным причинам, но инвесторы уже на низком старте. Руководство города, участвуя в Премии, логично обращает внимание предпринимательского сообщества на огромный потенциал для роста», — отметил Дмитрий Демидов.
Нужно изучать лучшие практики
Отсутствие мотивации участвовать в подобных конкурсах назвал основной причиной отсутствия южных городов в списках лучших и председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов.«Наши города пока не ставили цель стать самыми комфортными для ведения туристического бизнеса и, соответственно, не озадачивались формированием стратегии именно по этим критериям и параметрам. Зато мы пытаемся ставить себе целью привлечь в Сочи 15 миллионов туристов (об этом в июне 2024 года заявила бывшая замглавы города-курорта — и несколько дней спустя ушла в отставку — прим.ред.). Хотя любому адекватному человеку понятно, что даже текущая ситуация, когда электрички переполнены, на дорогах пробки, мусор не вывозится, нехороша для курорта, — считает Дмитрий Богданов. — Если власти с подачи предпринимателей и общественных организаций поставят цель сделать город комфортным для туристического, гостиничного, курортного бизнеса; если они вместе с экспертным сообществом проработают метрики и ключевые параметры, наметят план действий, привлекут грамотных специалистов; если выделят на это административный, информационный, а где-то и финансовый ресурс, мы точно можем претендовать на серьезные подвижки в лучшую сторону».
Поделиться
Дмитрий Богданов: «Наши города пока не ставили цель стать самыми комфортными для ведения туристического бизнеса». Фото предоставлено собеседникомОн также отметил, что в рамках премии полезно было бы изучить, что города — победители премии делают для развития туризма и в чем опережают курорты Юга:
«Я за то, чтобы мы как можно больше изучали лучшие практики и активно публиковали эту информацию в СМИ, которые тоже могли бы получать в этой части государственную поддержку. При правильном подходе мы каждый год имели бы прогресс, заметный и для жителей, для бизнеса, и для самих городов, в том числе и в плане экономического эффекта для бюджетов. Выиграли бы все».
Руководитель оргкомитета Дмитрий Демидов выразил пожелание, что в следующем году южные города попробуют принять участие в Национальной гостиничной премии и побороться за победу:
«Точно известно, что южные города ведут большую работу по развитию туризма. И, что важно, там налажена хорошая коммуникация между властями и предпринимательским сообществом. Было бы очень интересно увидеть на Премии одновременно и Сочи, и Анапу, и Минеральные воды – получилась бы очень конкурентная картина».
Много Сочи и чуть-чуть Геленджика
Если говорить об отельных номинациях, то среди победителей преобладает Сочи, а конкретно его горный кластер:- отель категории «четыре звезды» — панорама by Mercure Красная Поляна;
- малый отель — HILLS POLYANA Hotel & SPA;
- spa-отель — Поляна 1389 Отель и Спа;
- концепция отеля — Life Balance hotel Rosa Springs.
Поделиться
В 36 номинациях 17 побед отданы Югу. Фото: Национальная гостиничная премияВ прибрежном кластере Сочи лучшими признаны:
- апарт-отель— апартаменты Вальсет Центр от AZIMUT;
- бутик-отель — Ostrova SPA Hotel;
- отель категории «три звезды» — город-отель «Бархатные сезоны» (ФТ «Сириус»).
- лучший санаторий— Foros Wellness&Park;
- luxury отель — Mriya Resort & SPA;
- семейный отель — MORE SPA & RESORT (Алушта)
- отель категории «пять звезд» — Крымский Бриз Hotel & Villas (Ялта).
За лучшую концепцию здорового образа жизни наградили MAYRVEDA KISLOVODSK, а за лучший ландшафтный дизайн— геотермальный курорт «Машук Аква-Терм» в Железноводске. Там зеленые насаждения занимают более 35% из почти 20 га площади, есть зонирование на ботанический сад, сосновый бор и терренкур.
Наконец, лучший туристский центр по версии «Национальной гостиничной премии» — Центр винного туризма Абрау-Дюрсо, а лучший курортный отель — Метрополь Гранд Отель Геленджик.