106 112 15

Нет цели быть лучшими: города Юга остались без Национальной гостиничной премии

197
7 минут

Лауреатами Национальной гостиничной премии 2024 года в разных номинациях стали 36 отелей, санаториев и глэмпингов, из них 16 расположены в ЮФО и СКФО. Однако среди четырёх лучших городов для ведения гостиничного бизнеса южных нет. Как так вышло, разбирался «Эксперт Юг».

Нет цели быть лучшими: города Юга остались без Национальной гостиничной премии

Среди лауреатов гостиничной нацпремии много южных отелей, но нет городов. Фото: Национальная гостиничная премия
Поделиться
В финал самого масштабного профессионального конкурса страны вышло более 170 участников из 36 городов России. Краснодарский край наряду с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом стал лидером по количеству как номинантов, так и победителей.

Оргкомитет премии не проводит предварительную модерацию номинантов — для участия достаточно заполнить заявку на сайте и прислать материалы для размещения на сайте. В итоге в одних номинациях участников было много, а в других — единицы. Так получилось с городами: в номинации «Лучший город для ведения гостиничного бизнеса (население 100-500 тыс.)» оказался только Калининград, а населением свыше 1 млн — одна Казань. Они и победили.

Первый этап отбора номинантов производится путем народного голосования. В этом году, по словам организаторов, членами народного жюри стали почти 75 000 человек — это рекордное число за все годы проведения конкурса. В итоге в самых конкурентных номинациях число участников сократили до пяти. Экспертная коллегия Премии добавила в список финалистов еще по одному номинанту из оставшихся «за бортом» после первого этапа голосования, а затем жюри сделало выбор.

Чем Хабаровск лучше Севастополя

Из южных городов в финал вышел только Севастополь — в номинации «Лучший город для ведения гостиничного бизнеса (население от 500 тыс. до 1 млн)». Однако одновременно с этим номинация оказалась довольно конкурентной, и совсем некурортный Хабаровск обогнал черноморский город.

«Курортные города, конечно, по умолчанию привлекают туристов. Но эти же регионы традиционно отличают более высокие издержки для гостиничной отрасли – начиная от стоимости земли и заканчивая расходами на оплату персонала. В результате порог входа в бизнес в курортных регионах выше. Это рыночные факторы, на которые местные органы управления не могут влиять, — пояснил руководитель организационного комитета Национальной гостиничной премии, член правления Российской гостиничной ассоциации Дмитрий Демидов. — Также не стоит забывать и о высокой конкуренции в южных городах. Может показаться, что 100-процентная загрузка в высокий сезон и очевидный дефицит средств размещения открывают неограниченные возможности для гостиничных девелоперов. Но это только на первый взгляд. Конкуренцию сегодня выигрывают качественные объекты, которые за высокий средний чек в состоянии предложить лучший уровень сервиса. Одним словом, понятия "лучший город для отдыха в летний сезон" и "лучший город для ведения гостиничного бизнеса" не тождественны».

02a00f9149a54b588903fc91ece52b6fEDjsmuGyjlw2UvZ9-0.jpg
Поделиться
Дмитрий Демидов: «Понятия "лучший город для отдыха в летний сезон" и "лучший город для ведения гостиничного бизнеса" не тождественны».  Фото предоставлено собеседником

Например, в Хабаровском крае ежегодно предоставляются субсидии предпринимателям в сфере туризма для возмещения фактических затрат на разработку и обустройство объектов туристской инфраструктуры. Возмещению подлежат расходы на модернизацию номерного фонда, обустройство турмашрутов, приобретение аудио-гидов, приведение гостиниц в соответствие с требованиями «доступной среды» и пр. В 2024 году общая сумма субсидий составит 50 млн рублей — это в 2,5 раза больше уровня 2023 года.

Кроме того, при министерстве туризма Хабаровского края действует добровольная рабочая группа по мониторингу гостиничных услуг. Она совместно с экспертами проводит осмотр гостиниц с учетом оценок качества выезжавших клиентов и дает рекомендации по повышению сервиса.
На эту тему
Нехватка номерного фонда сдерживает поток туристов на Северный Кавказ
Поделиться

Севастополь смог похвастаться только госпрограммой «Развитие туризма» с довольно общими задачами — создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационного кластера и условий для системного продвижения туристского продукта Севастополя на внутреннем рынке, а также повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения сферы туризма.

«Участие Севастополя вполне объяснимо. По большому счету развитие гостиничной сферы там, да и в других городах Крыма, в самом начале. Многие процессы сейчас на паузе по понятным причинам, но инвесторы уже на низком старте. Руководство города, участвуя в Премии, логично обращает внимание предпринимательского сообщества на огромный потенциал для роста», — отметил Дмитрий Демидов.

Нужно изучать лучшие практики

Отсутствие мотивации участвовать в подобных конкурсах назвал основной причиной отсутствия южных городов в списках лучших и председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

«Наши города пока не ставили цель стать самыми комфортными для ведения туристического бизнеса и, соответственно, не озадачивались формированием стратегии именно по этим критериям и параметрам. Зато мы пытаемся ставить себе целью привлечь в Сочи 15 миллионов туристов (об этом в июне 2024 года заявила бывшая замглавы города-курорта — и несколько дней спустя ушла в отставку — прим.ред.). Хотя любому адекватному человеку понятно, что даже текущая ситуация, когда электрички переполнены, на дорогах пробки, мусор не вывозится, нехороша для курорта, — считает Дмитрий Богданов. — Если власти с подачи предпринимателей и общественных организаций поставят цель сделать город комфортным для туристического, гостиничного, курортного бизнеса; если они вместе с экспертным сообществом проработают метрики и ключевые параметры, наметят план действий, привлекут грамотных специалистов; если выделят на это административный, информационный, а где-то и финансовый ресурс, мы точно можем претендовать на серьезные подвижки в лучшую сторону».

Богданов.jpg
Поделиться
Дмитрий Богданов: «Наши города пока не ставили цель стать самыми комфортными для ведения туристического бизнеса». Фото предоставлено собеседником

Он также отметил, что в рамках премии полезно было бы изучить, что города — победители премии делают для развития туризма и в чем опережают курорты Юга:

«Я за то, чтобы мы как можно больше изучали лучшие практики и активно публиковали эту информацию в СМИ, которые тоже могли бы получать в этой части государственную поддержку. При правильном подходе мы каждый год имели бы прогресс, заметный и для жителей, для бизнеса, и для самих городов, в том числе и в плане экономического эффекта для бюджетов. Выиграли бы все».

Руководитель оргкомитета Дмитрий Демидов выразил пожелание, что в следующем году южные города попробуют принять участие в Национальной гостиничной премии и побороться за победу:

«Точно известно, что южные города ведут большую работу по развитию туризма. И, что важно, там налажена хорошая коммуникация между властями и предпринимательским сообществом. Было бы очень интересно увидеть на Премии одновременно и Сочи, и Анапу, и Минеральные воды – получилась бы очень конкурентная картина».

Много Сочи и чуть-чуть Геленджика

Если говорить об отельных номинациях, то среди победителей преобладает Сочи, а конкретно его горный кластер:

  • отель категории «четыре звезды» — панорама by Mercure Красная Поляна;
  • малый отель — HILLS POLYANA Hotel & SPA;
  • spa-отель — Поляна 1389 Отель и Спа;
  • концепция отеля — Life Balance hotel Rosa Springs.
VBL01101-Preview.jpg
Поделиться
В 36 номинациях 17 побед отданы Югу. Фото: Национальная гостиничная премия

В прибрежном кластере Сочи лучшими признаны:
  • апарт-отель— апартаменты Вальсет Центр от AZIMUT;
  • бутик-отель — Ostrova SPA Hotel;
  • отель категории «три звезды» — город-отель «Бархатные сезоны» (ФТ «Сириус»).
На втором месте по представленности — Крым, причем исключительно его южное побережье:
  • лучший санаторий— Foros Wellness&Park;
  • luxury отель — Mriya Resort & SPA;
  • семейный отель — MORE SPA & RESORT (Алушта)
  • отель категории «пять звезд» — Крымский Бриз Hotel & Villas (Ялта).
В анапском отеле Alean Family Riviera эксперты признали лучшей программу анимации. Там, помимо обычных дискотек и шоу программ, работают детские клубы и образовательные академии — спортивная и театральная. А инвестор курорта MIRACLEON и основатель компании «Анапское взморье» Валерий Димоев назван персоной года.
На эту тему
Почему апарт-отели на Черноморском побережье теснят классические
Поделиться

За лучшую концепцию здорового образа жизни наградили MAYRVEDA KISLOVODSK, а за лучший ландшафтный дизайн— геотермальный курорт «Машук Аква-Терм» в Железноводске. Там зеленые насаждения занимают более 35% из почти 20 га площади, есть зонирование на ботанический сад, сосновый бор и терренкур.

Наконец, лучший туристский центр по версии «Национальной гостиничной премии» — Центр винного туризма Абрау-Дюрсо, а лучший курортный отель — Метрополь Гранд Отель Геленджик.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .